Управление стратегическим развитием
Участники процесса реализации стратегического плана развития территории
Основными участниками процесса реализации стратегического плана развития территории являются органы власти и управления различного уровня, население и хозяйствующие субъекты, расположенные на данной территории. Грамотное распределение ролей в реализации плана, подбор средств методов реализации плана, основанное на учете мотиваций каждого из участников, является залогом успеха.
Поскольку мы рассматриваем процесс управления с точки зрения органа власти, то процесс управления стратегическим развитием территории будет выглядеть как- воздействие органа власти на население и хозяйствующие субъекты с целью реализации стратегических планов развития территориального хозяйства, где органы власти выступают в качестве субъекта управления, а население и хозяйствующие субъекты в качестве объекта управления. Обеспечение целенаправленного и устойчивого взаимодействия субъекта и объекта управления и есть задача которую необходимо решить для реализации стратегического плана.
Для решения этой задачи требуется достаточно подробно проанализировать мотивации и поведение объекта управления, и соответственно «настроить» деятельность субъекта управления.
Объект управления
Как уже говорилось выше, под объектом управления, в контексте реализации стратегического плана развития территории, понимается совокупность хозяйствующих субъектов и населения данной территории. Мотивации и интересы и хозяйствующих субъектов имеют территориальные границы и крайне важно, для определения политики в отношении объекта управления понять основные характеристики этих мотиваций и интересов.
С этой точки зрения анализ объекта управления должен включать в себя следующие элементы:
· Основные характеристики территориальных отраслевых кластеров и иных хозяйствующих субъектов и связанные с ними мотивации. (используются материалы отраслевого кластерного анализа).
· Основные характеристики населения, структуру и природу его социально-экономических интересов, а так же дееспособность различных форм общественного самоуправления.
· Совпадение административных границ территории с границами интересов населения и отраслевых кластеров.
Основные характеристики кластеров были рассмотрены в разделе кластерный анализ. Необоримо лишь дополнить, что не все хозяйствующие субъекты действуют в рамках кластеров существующих в пределах данной территории. Ряд предприятий и организаций могут входить в состав других территориальных кластеров или вообще действовать автономно. Для анализа их мотиваций нам необходимо ответить на несколько вопросов:
1. Заинтересованы ли они, в каких либо элементах стратегии развития территории?
2. Какова природа их интересов (форма собственности и характеристики собственника)?
3. При каких условиях их деятельность может объективно способствовать реализации стратегического плана?
Ответив на эти вопросы, мы смело можем определить их роль и место в реализации нашего стратегического плана.
Основные характеристики второго участника процесса реализации плана – населения так же были исследованы в ходе стратегического анализа. Однако на этапе реализации плана нас помимо этих характеристик будут интересовать существующие и перспективные формы самоорганизации населения.
Объективно органам управления выгодно наличие общественного самоуправления в самом широком смысле этого слова. Поскольку легче иметь дело с структурированным населением, чем с неструктурированным. Под общественным самоуправлением понимаются формы самоорганизации населения по различным признакам и интересам не имеющие властных полномочий (решения органов общественного самоуправления обязательны лишь его участников).
К сожалению, в российской практике под общественным самоуправлением понимается, как правило, лишь одна его форма – территориальное общественное самоуправление. Мы же можем предложить достаточно широкую классификацию общественных форм, которая позволяет выработать достаточно общий подход к взаимодействию с ними:
· Общественно-политические (партии, общественно политические движения и др.).
· Хозяйственные (кооперативы, ТСЖ, ЖСК, гаражные кооперативы и др.).
· Территориальные (ТОСы, КОСы, и др.)
· Отраслевые (Творческие союзы, профессиональные союзы, экологические движения и др.).
· Клубные (клубы по интересам).
Работа с этими формами общественного самоуправления является необходимым элементом деятельности по реализации стратегического плана. В ходе рассмотрения вопроса о субъекте управления мы обязательно дадим характеристику основных форм взаимодействия с общественным самоуправлением.
Субъект управления
Субъектом управления процессом реализации стратегического плана является орган местного самоуправления. Давая характеристику субъекта управления, мы должны понимать, что органы управления выполняют не только функции стратегического управления, но и функции текущего управления, задачи которого определяются законодательством и уставом муниципального образования. А само по себе исполнение текущих функций органа управления является непременным условием стратегического управления, иначе орган управления будет все время работать в режиме чрезвычайной ситуации.
Вообще, граница между текущим и стратегическим управлением весьма условна. Поскольку на определенных этапах в зависимости от приоритетов развития стратегические приоритеты могут становится тактическими, и наоборот. Так, например, состояние инженерных сетей может стать непреодолимым препятствием для создания благоприятного инвестиционного климата, соответственно перейдя из тактической задачи в стратегическую. В свою очередь стратегическое направление по мере его реализации, постепенно превращается в тактическую задачу.
Поэтому при формировании или реорганизации органов управления мы должны создать структуру способную осуществлять и стратегическое и тактическое (текущее) управление.
Эту задачу можно и нужно решать на основе учета мотиваций органов управления, в основе которых лежит природа (способ их формирования), а так же сфера и характер их деятельности.