Тема 12. УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМ НАБОРОМ ПРИ МНОЖЕСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРАХ.

Данная тема предусматривает задания для индивидуальной и самостоятельной работы студента.

Чем обусловлено возникновение проблемы управления стратегическим набором при множественных ориентирах? В каких ситуациях она возникает?

   
  Тема 12. УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМ НАБОРОМ ПРИ МНОЖЕСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРАХ. - student2.ru
 
  Тема 12. УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМ НАБОРОМ ПРИ МНОЖЕСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРАХ. - student2.ru
 
  Тема 12. УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМ НАБОРОМ ПРИ МНОЖЕСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРАХ. - student2.ru
 
  Тема 12. УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМ НАБОРОМ ПРИ МНОЖЕСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРАХ. - student2.ru

Обоснуйте выбор ориентиров для Вашей организации.

   
  Тема 12. УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМ НАБОРОМ ПРИ МНОЖЕСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРАХ. - student2.ru
 
  Тема 12. УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМ НАБОРОМ ПРИ МНОЖЕСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРАХ. - student2.ru
 
  Тема 12. УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМ НАБОРОМ ПРИ МНОЖЕСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРАХ. - student2.ru
 
  Тема 12. УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМ НАБОРОМ ПРИ МНОЖЕСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРАХ. - student2.ru

Оцените каждый ориентир коэффициентом значимости.

Определите контрольные показатели по каждому ориентиру и приведите их в сопоставимый вид.

Сделайте оценку действующего набора СЗХ (PF1) с позиций множественности ориентиров по табл. 12.1.

ТАБЛИЦА 12.1 Составление набора стратегических зон хозяйствования для корпорации
Ориентиры Рост Рентабельность Гибкость Синергизм Социальные ориентиры Оценка набора
ДП КП ДП КП ДП КП      
Альтернативные наборы
РF1
Приоритет (P) P1 P2 P3 P4 P5 P6 P7 P8  
Балл (B)                
Итого по PF1 (P*B)                
PFmax                  
РF2
Балл (B)                  
Итого по PF2 (P*B)                
РFn
Балл (B)                  
Итого по PFn (P*B)                
РF == Нынешние СЗХ + Новые СЗХ -Изъятие денежных средств    
ДП — долгосрочная перспектива; КП — краткосрочная перспектива.    

Сделайте выводы из проведенных расчетов и запишите их.

   
  Тема 12. УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМ НАБОРОМ ПРИ МНОЖЕСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРАХ. - student2.ru
 
  Тема 12. УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМ НАБОРОМ ПРИ МНОЖЕСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРАХ. - student2.ru
 
  Тема 12. УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМ НАБОРОМ ПРИ МНОЖЕСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРАХ. - student2.ru
 
  Тема 12. УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМ НАБОРОМ ПРИ МНОЖЕСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРАХ. - student2.ru
 
  Тема 12. УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМ НАБОРОМ ПРИ МНОЖЕСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРАХ. - student2.ru
 
  Тема 12. УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМ НАБОРОМ ПРИ МНОЖЕСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРАХ. - student2.ru
 
  Тема 12. УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМ НАБОРОМ ПРИ МНОЖЕСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРАХ. - student2.ru
 
  Тема 12. УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМ НАБОРОМ ПРИ МНОЖЕСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРАХ. - student2.ru

Тема 13. МЕТОДЫ ВВОДА В НАБОР НОВЫХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗОН ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Данная тема предусматривает задания для самостоятельной работы студента.

Схематично раскройте содержание и последовательность реализации метода корректировки планов по ходу дела при вводе в набор новых СЗХ

Схематично раскройте содержание и последовательность планомерного подхода (метода) при вводе в набор новых СЗХ

Схематично раскройте содержание и последовательность метода диверсификации путем накопления стратегического опыта при вводе в набор новых СЗХ

Тема 14. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕХНОЛОГИЙ.

Данная тема предусматривает задания для самостоятельной работы студента.

Перечислите и охарактеризуйте основные виды технологий, приведите примеры. Изобразите их графически.

Стабильная

     
    Тема 12. УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМ НАБОРОМ ПРИ МНОЖЕСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРАХ. - student2.ru
 
  Тема 12. УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМ НАБОРОМ ПРИ МНОЖЕСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРАХ. - student2.ru
 
  Тема 12. УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМ НАБОРОМ ПРИ МНОЖЕСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРАХ. - student2.ru

Тема 12. УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМ НАБОРОМ ПРИ МНОЖЕСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРАХ. - student2.ru Плодотворная

   
  Тема 12. УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМ НАБОРОМ ПРИ МНОЖЕСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРАХ. - student2.ru
 
  Тема 12. УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМ НАБОРОМ ПРИ МНОЖЕСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРАХ. - student2.ru

Изменчивая

     
    Тема 12. УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМ НАБОРОМ ПРИ МНОЖЕСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРАХ. - student2.ru
 
  Тема 12. УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМ НАБОРОМ ПРИ МНОЖЕСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРАХ. - student2.ru
 
  Тема 12. УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМ НАБОРОМ ПРИ МНОЖЕСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРАХ. - student2.ru

Определите вид технологий по каждой СЗХ Вашей организации

Тема 12. УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМ НАБОРОМ ПРИ МНОЖЕСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРАХ. - student2.ru СЗХ-1

Тема 12. УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМ НАБОРОМ ПРИ МНОЖЕСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРАХ. - student2.ru СЗХ-2

Тема 12. УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМ НАБОРОМ ПРИ МНОЖЕСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРАХ. - student2.ru СЗХ-3

Тема 12. УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМ НАБОРОМ ПРИ МНОЖЕСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРАХ. - student2.ru СЗХ-4

Тема 12. УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМ НАБОРОМ ПРИ МНОЖЕСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРАХ. - student2.ru СЗХ-5

Сделайте расчет влияния технологических факторов на стратегию ведения дела в каждой СЗХ организации, используя табл. 14.1.

Таблица 14.1
Определение влияния технологических факторов на стратегию
Приоритет СЗХ-5                                          
СЗХ-4                                          
СЗХ-3                                          
СЗХ-2                                          
СЗХ-1                                          
Стратегический разрыв СЗХ-5                                          
СЗХ-4                                          
СЗХ-3                                          
СЗХ-2                                          
СЗХ-1                                          
Будущая интенсивность СЗХ-5                                          
СЗХ-4                                          
СЗХ-3                                          
СЗХ-2                                          
СЗХ-1                                          
Интенсивность действующая СЗХ-5                                          
СЗХ-4                                          
СЗХ-3                                          
СЗХ-2                                          
СЗХ-1                                          
Факторы Инвестиции в НИОКР       Позиция в конкуренции       Динамика продукции       Динамика технологии       Динамика конкурентоспособности       Общая оценка

Определите перечень мероприятий по каждой СЗХ в обеспечение ликвидации стратегического разрыва.

   
  Тема 12. УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМ НАБОРОМ ПРИ МНОЖЕСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРАХ. - student2.ru
 
  Тема 12. УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМ НАБОРОМ ПРИ МНОЖЕСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРАХ. - student2.ru
 
  Тема 12. УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМ НАБОРОМ ПРИ МНОЖЕСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРАХ. - student2.ru
 
  Тема 12. УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМ НАБОРОМ ПРИ МНОЖЕСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРАХ. - student2.ru
 
  Тема 12. УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМ НАБОРОМ ПРИ МНОЖЕСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРАХ. - student2.ru
 
  Тема 12. УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМ НАБОРОМ ПРИ МНОЖЕСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРАХ. - student2.ru

Тема 15. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ.

Данная тема предусматривает задания для самостоятельной работы студента.

При помощи таблицы 15.1 проанализируйте сферы деятельности Вашей организации, которые подвержены ограничениям.

Таблица 15.1

Области контроля предпринимательского поведения в России

Области контроля Точка приложения контроля Примеры ограничений и принуждений
1. Продукция 1. Техническая характеристика изделия - выбор рынка Аэрокосмическая промышленность, Министерство обороны
  2. Функционирование продукции Законодательство по вопросам безопасности и охраны природной среды
  3. Объем производства Субсидии и дотации в сельском хозяйстве
2. Процессы производства 1. Условия труда Законодательство по охране труда
  2. Загрязнение природной среды Нормы загрязнения среды
  3. Качество продукции Законы в области санитарии и безопасности фармацевтической продукции
  4. Контроль заработной платы Законы о минимальной заработной плате, коллективные договоры
  5. Обеспечение занятости Коллективные договоры
3. Поведение в конкуренции 1. Цены Антимонопольное законодательство, контроль цен на коммунальные услуги, электроэнергию, железнодорожный транспорт
  2. Сокрытие истины Защита прав потребителей
4. Прибыль 1. Утаивание прибыли Налоги
  2. Распределение прибыли Выплата дивидендов
5. Ресурсы 1. Сырье Ограничения на импорт, экспорт
  2. Инвестиции Кредитование инвестиций
  3. Финансирование Займы организациям. Обеспечение займов.
6. Управление 1. Решения, связанные с занятостью и условиями труда Участие рабочих через профсоюзы
  2. Общеорганизационное управление Представители рабочих, потребителей, федерального правительства

   
  Тема 12. УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМ НАБОРОМ ПРИ МНОЖЕСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРАХ. - student2.ru
 
  Тема 12. УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМ НАБОРОМ ПРИ МНОЖЕСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРАХ. - student2.ru
 
  Тема 12. УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМ НАБОРОМ ПРИ МНОЖЕСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРАХ. - student2.ru
Тема 12. УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМ НАБОРОМ ПРИ МНОЖЕСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРАХ. - student2.ru Тема 12. УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМ НАБОРОМ ПРИ МНОЖЕСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРАХ. - student2.ru

Для согласования коммерческой стратегии бизнеса и предпочтений наиболее влиятельных групп общества выберите одну из трех концепций социально ответственного бизнеса, обоснуйте выбор исторического подхода к взаимоотношениям бизнеса и общества и альтернативный сценарий развития организации при помощи таблицы 15.2 «Современные концепции социально ответственного бизнеса», таблицы 15.3 «Исторические подходы к взаимоотношениям бизнеса и общества», таблицы 15.4 «Альтернативные сценарии развития организации» и таблицы 15.5 «Классические модели деятельности организации»

Таблица 15.2

Современные концепции социально ответственного бизнеса

Теория «корпоративного эгоизма» Теория «корпоративного альтруизма» Теория «разумного эгоизма»
Первая и наиболее традиционная теория подчеркивает, что единственная ответственность бизнеса – увеличение прибыли для своих акционеров. Эта точка зрения была «озвучена» Милтоном Фридманом в 1971г.   Вторая точка зрения прямо противоположна теории Фридмана. Она принадлежала Комитету по экономическому развитию США. В рекомендациях Комитета подчеркивалось, что «корпорации обязаны вносить значительный вклад в улучшение качества американской жизни».   Третью позицию представляет одна из самых сильных «центристских» теорий. Она настаивает на том, что социальная ответственность – это просто «хороший бизнес», поскольку сокращает долгосрочные потери прибыли.  

Таблица 15.3

Исторические подходы к взаимоотношениям бизнеса и общества

Подход компании «Дженерал Моторс» Подход М.Фридмана Подход А.Смита
Первый, сформированный в США «автомобильным королем» Вильсоном, бывшим президентом «Дженерал Моторс», гласил: «Что хорошо для «Дженерал Моторс», то хорошо для страны». Второй подход гласил, что «дело бизнеса – бизнес», или, перефразируя М.Фридмана, «выдвижение к фирме требований заниматься чем-то другим, кроме целенаправленной деятельности по получению прибыли, является, в принципе, подрывом социальной доктрины государства». Третий подход, основанный на теории А.Смита исходит из того, что компания является реактором богатства общества и любое вмешательство в ее деятельность подрывает ее устои свободного предпринимательства.

Таблица 15.4

Альтернативные сценарии развития организации

Оптимистический Пессимистический Транзитивный Апокалипсический
Общество вернется к пониманию места и роли фирмы, как реактор ее богатства. Когда фирма предоставит товары и услуги для потребителей, обеспечит работников з/п, а участников рынка возможностью функционирования, общество и государство откажутся от жестокого регулирования предпринимательской деятельности. Общество нанесет бизнесу значительный урон, после которого фирма не сумеет оправиться. Фирма превратится в социально-экономический институт – она совместно с обществом определит ответственность, согласно интересам всех влиятельных групп общества, что позволяет уменьшить ее уязвимость. Фирма будет заменена новой организацией, практически не имеющей с ней ничего общего.

Таблица 15.5

Классические модели деятельности организации

Модель свободного предпринимательства Модель «Бережливый капитализм» Филантропическая модель Популистская модель Социалистическая модель
В этой модели профессиональный интерес управления наряду с ростом заработка и расширением производства признается как важнейший побудительный фактор. Следует заметить, что она ни в коей мере не связана с удовлетворением запросов потребителей (предполагается, что «невидимая сила» позаботится об их нуждах). Отвечает в первую очередь требованиям общества о сохранении окружающей среды и во вторую – интересам кредиторов и потребителей. В первую очередь, прибыль, остающаяся на руках компании используется на нужды локального окружения, местной общины. Отражает стратегию профсоюзов, стремящихся к максимизации одобрения со стороны лиц наемного труда. Приоритет отдается обществу в целом.

Запишите результаты Ваших исследований

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

На основе выбора оптимальной для Вашей организации концепции социально-ответственного бизнеса, исторического подхода, сценария развития, модели деятельности сформулируйте предпочтительную модель деятельности организации. Оцените ее коэффициентами значимости в результирующей таблице 15.6 «Модели деятельности организации». Дайте ей соответствующее название (критерии оценки – 2 балла – требования наиболее влиятельных групп общества, 1 балл – предпочтения наименее влиятельных групп, которые практически не учитываются бизнесом).

Таблица 15.6

Модели деятельности фирмы

Общественная группа Ожидаемые результаты деятельности организации Альтернативные модели
Свободное предпринимательство Бережливый капитализм Филантропическая Популистская Социалисти ческая Предпочти тельная
Общество в целом Экономический рост      
  Поступления от налогов          
  Уравнивание власти          
  Уравнивание доходов          
  Сохранение окружающей среды        
  Сохранение природных ресурсов          
Местная община Благосостояние общины        
Держатели акций Рост доходов      
Кредиторы Рост стоимости акций      
Потребители Стабильность доходов          
  Справедливые цены          
  Обеспечение выбора          
  Удовлетворение потребностей          
Управляющие Рост доходов      
  Профессиональный интерес      
Работники наемного труда Занятость, уровень оплаты, досуг        
  Условия труда, удовлетворение от работы        

С учетом теоретических подходов к формированию концепции социально ответственного бизнеса и, используя рисунок 15.1 «Целевые приоритеты фирмы с точки зрения ее прибыльности», проведите оценку важности ограничений, накладываемых обществом в таблице 15.7.

Тема 12. УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМ НАБОРОМ ПРИ МНОЖЕСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРАХ. - student2.ru

Рис. 15.1. Целевые приоритеты фирмы с точки зрения ее прибыльности.

Таблица 15.7

Оценка важности ограничений

Области контроля Цель/приоритет
Ц1/П1 Ц2/П2 Ц3/П Суммарная важность Позиция организации
Воздействие (В) Относительная важность (В*П) В В*П В В*П
                 
                 
                 

Проведите анализ поля сил, оказывающих влияние на деятельность Вашей организации по таблице 15.8., и запишите предпочтительные цели в таблице 15.9.

Таблица 15.8

Анализ «поля сил»

Группа влияния Цели Правила игры Относительная сила группы Механизм влияния Вероятное давление Сила давления
наибольшая наименьшая наибольшее предпочтение наименьшее предпочтение
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Таблица 15.9

Баланс «поля сил»

Предпочтительные цели     Группы, выдвигаю- щие предложения             Возможная коалиция
за против
                 
                 
                 
                 
                 
                 

При помощи рисунка 15.2. определите стратегию социальной ответственности (ССО) организации

Тема 12. УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМ НАБОРОМ ПРИ МНОЖЕСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРАХ. - student2.ru

Рис. 15.2. Анализ социально – политических мероприятий фирмы

Используя рисунок 15.3. «Модули и инструменты СП» и результаты проведенных ранее исследований, сформулируйте корпоративную стратегию Вашей организации.

   
  Тема 12. УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМ НАБОРОМ ПРИ МНОЖЕСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРАХ. - student2.ru
 
  Тема 12. УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМ НАБОРОМ ПРИ МНОЖЕСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРАХ. - student2.ru
 
  Тема 12. УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМ НАБОРОМ ПРИ МНОЖЕСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРАХ. - student2.ru
 
  Тема 12. УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМ НАБОРОМ ПРИ МНОЖЕСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРАХ. - student2.ru
 
  Тема 12. УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМ НАБОРОМ ПРИ МНОЖЕСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРАХ. - student2.ru
 
  Тема 12. УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМ НАБОРОМ ПРИ МНОЖЕСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРАХ. - student2.ru

Тема 12. УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМ НАБОРОМ ПРИ МНОЖЕСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРАХ. - student2.ru

Проанализируйте этапы (модули) процесса формирования стратегического плана организации, раскройте содержание методов, инструментов, которые Вы применяли на каждом из этапов. Обоснуйте, в чем заключается содержание комплексного подхода к процедуре создания стратегического плана устойчивого развития организации.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Наши рекомендации