Денежно-кредитная политика государства

Денежно-кредитная политика — одно из основных средств воздействия государства на эко­номические процессы. Как система согласованных мероприятии в об­ласти денежного обращения и кредита эта пол и гика направлена на ре­гулирование основных макроэкономических показателей. Конечные цели денежно-кредитной политики: обеспечение стабильности цен, полная занятость, рост реального объема производства, устойчивый платежный баланс. Достижение этих целей — глобальная задача. Текущая де­нежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные цели, отражающие ее специфику. В связи с этим выделяют промежуточные цели, регулирующие значение ключевых переменных в денежной сис­теме на достаточно продолжительных временных интервалах (год и бо­лее). К ним относятся: денежная масса, процентная ставка, обменный курс. И наконец каждодневные последовательные действия Централь­ного банка направлены на достижение так называемых тактических целей. Последние определяют характер денежно-кредитной политики. Жест­кая монетарная политика в качестве пели предполагает поддержание на определенном уровне денежной массы. Цель, преследующая фикса­цию процентной ставки, характерна для гибкой денежно-кредитной политики.

Исходный момент денежно-кредитной политики — изменение ве­личины реального предложения денег в результате проведения Цент­ральным банком соответствующей политики. Механизм воздействия Центрального банка на объем денежной массы в экономике обуслов­лен природой функционирования современной кредитно-банковской системы, способностью коммерческих банков увеличивать или умень­шать денежную массу путем кредитной эмиссии.

Механизм кредитной эмиссии. Существенным отличием банка от любого другого кредитно-финансового института является то, что, со­здавая депозиты и выдавая кредиты, он увеличивает количество денег в экономике, т. е. влияет на объем денежной массы.

Денежная масса — это сумма общепризнанных платежных средств в экономике страны. В современных условиях она складывается из налич­ных денег в обращении и депозитов в банках, которые экономические агенты используют для оплаты сделок.

Если денежную массу обозначить как Л/, наличные деньги в обра­щении — С и депозиты — Д, то

Денежно-кредитная политика государства - student2.ru Современная банковская система — это система с частичными ре­зервами: только часть депозитов хранят в виде резервов, а остальные используют для выдачи кредитов и других активных операций. Выдавая кредиты, банки тем самым позволяют заемщикам использовать эти средства для сделок, следовательно, сумма платежных средств увели­чивается на величину предоставленного кредита, т. е.

Денежно-кредитная политика государства - student2.ru

где К— объем кредитов, выданных банками.

Процесс эмиссии платежных средств в рамках системы коммерчес­ких банков называется кредитной эмиссией. Размеры выдаваемых креди­тов в банковской системе зависят от суммы депозитов и величины ре­зервов. Если предположить, что все платежные средства хранятся в банке, то денежная масса тем больше, чем меньше норма резервов г.

Норма резервов представляет собой отношение суммы резервов R к величине депозитов Д:

Денежно-кредитная политика государства - student2.ru

Функционирование системы коммерческих банков в условиях без­наличных расчетов приводит к тому, что выдача кредита одним банком вызывает мультипликативный эффект (эффект умножения), когда про­цесс длится до использования в качестве кредита последней денежной единицы

Прямое ре­гулирование предложения денег в экономике предполагает установле­ние лимитов кредитования, процентных ставок, объема выдаваемых кредитов и пр. Используется оно, как правило, в условиях неразвитос­ти банковской системы и денежного рынка в целом, в периоды усиле­ния инфляции или финансовых кризисов.

В современных условиях в странах с развитой рыночной экономикой преимущественно используются три основных инструмента, с помо­щью которых Центральный банк осуществляет косвенное регулирова­ние денежно-кредитной сферы: операции на оiкрытом рынке, учетная ставка и норма обязательных резервов.

Проводя операции на открытом рынке и изменяя учетную ставку, Центральный банк влияет непосредственно на денежную базу. Измене­ние нормы обязательных резервов, как уже отмечалось, воздействует на процесс мультипликации.

В проведении денежно-кредитной политики воз­никают серьезные ограничения, которые таят в себе опасность ухуд­шения экономической ситуации.

Во-первых, это обусловлено общими особенностями использова­ния косвенных методов регулирования, когда одни и те же мероприя­тия, проводимые государственными органами, обеспечивая положи­тельный эффект на одних рынках, могут вызвать отрицательные последствия на других рынках. Например, политика дорогих денег снижает темпы инфляции, обеспечивая стабилизацию на финансовых рын­ках. В то же время она способна понизить объем кредитов, ухудшить условия инвестирования, вызвать падение темпов экономического ро­ста и усилить безработицу. В связи с этим при проведении денежно-кредитной политики важно уметь предвидеть возможные негативные последствия и принять меры для их нейтрализации.

Однако здесь возникают свои трудности. Даже если предположить, что экономисты способны составить точный прогноз развития эконо­мической ситуации, существуют так называемые временные лаги, или временные задержки, между изменениями денежной массы, находя­щейся в обращении, и реакцией на них других экономических пере­менных.

В эти периоды ряд привходящих обстоятельств может нарушить ход экономических процессов. Возникнет необходимость корректировки денежно-кредитной политики, что, в свою очередь, может привести к противоречию между ее долго- и краткосрочными целями. Подобное Ml и инфляцией, хотя их стабильное соотношение в известной мере составляет основу классического монетаристского подхода.

Во вторых, при проведении денежно-кредитной политики и выборе ее целей необходимо учитывать побочные эффекты, обусловленные самим механизмом изменения объема денежной массы в экономике. Центральный банк не может полностью контролировать предложение денег, поскольку в этом процессе участвуют также коммерческие бан­ки и небанковский сектор. Например, резервы банков состоят не толь­ко из обязательных, предписываемых Центральным банком, но и из­быточных резервов, величину которых банки определяют самостоятельно. Чем больше будут избыточные резервы, тем меньше кредита будет выдано. Таким образом, Центральный банк не может точно предусмот­реть объем кредитов, которые будут выдавать коммерческие банки, а увеличение избыточных резервов повысит норму резервов и снизит денежный мультипликатор.

Соотношение между наличными и безналичными деньгами зависит от поведения населения, которое определяется не только действиями Центрального банка. Изменение соотношения между наличными и без­наличными деньгами также скажется на величине денежного мульти­пликатора, определяющего масштабы кредитной эмиссии, а следова­тельно, и предложения денег. Мероприятия Центрального банка могут не достичь цели вследствие непредсказуемого поведения коммерческих банков или населения.

Банк России проводит денежно-кредитную поли­тику исходя из необходимости создания благоприят­ных условий для долгосрочного экономического раз­вития страны. Низкий уровень инфляции и стабиль­ность национальной валюты являются основой для принятия эффективных решений в области осуществ­ления сбережений, инвестиций и потребительских расходов - базовых для устойчивого экономического роста. Поэтому главной целью единой государствен­ной денежно-кредитной политики, проводимой Банком России совместно с Правительством Российской Федерации, является устойчивое снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне.

В соответствии с прогнозом социально-эконо­мического развития Российской Федерации предполага­ется снизить темпы инфляции до 5,5-7,5% в 2006 году.

Для контроля за соответствием проводимой де­нежно-кредитной политики поставленной цели по уровню инфляции Банк России разрабатывает денеж­ную программу. Она разрабатывается в увязке с проектом федерального бюджета и прогнозом пла­тежного баланса страны на предстоящий год исходя из ожидаемых темпов роста ВВП и целевого показа­теля инфляции.

Во взаимосвязанную систему проектируемых ин­дикаторов, представленных в денежной программе, входят показатели денежной базы, оцененной в соот­ветствии с прогнозируемой динамикой спроса на деньги, и основные источники ее формирования:

- чистые международные резервы органов де­нежно-кредитного регулирования;

- чистые внутренние активы органов денежно-кредитного регулирования, включая чистый кредит расширенному правительству и чистый кредит бан­кам.

Банк России, исходя из предварительных расче­тов состояния платежного баланса страны и проекта бюджета на 2006 год, считает возможным принять в качестве цели денежно-кредитной политики на 2006 год ограничение прироста потребительских цен в пределах 8-10%

Наши рекомендации