Минимальная система критериев и показателей, необходимых для организации мониторинга социально-экономических процессов муниципального образования
Использование методики, предложенной Ореховским П.А. – начальником информационно-аналитического управления аппарата советников при главе городского самоуправления Омска, профессором Омского государственного университета, доктором экономических наук, бывшим вице-мэром города Обнинска, позволяет достаточно точно анализировать социально-экономическую ситуацию в городе. Данная методика впервые была реализована в 1992-1993 гг. в г.Обнинске Калужской области. Отдельные элементы этой методики, так или иначе, используются в большинстве городов России.
1. Характеристики населения:
§ численность населения и его половозрастной состав;
§ таблица коэффициентов дожития;
§ число незанятых;
§ структура безработицы;
§ механический и естественный прирост.
2. Жилой фонд и инженерные коммуникации:
§ общее количество домов на территории города с указанием количества жилых единиц в домах (квартир, койко-мест);
§ структура жилого фонда с указанием количества квартир и датой последнего капитального ремонта;
§ характеристики маневренного жилого фонда: количество домов, единиц жилья (кв.м., квартир, койко-мест);
§ распределение жилого фонда по жилищно-эксплуатационным конторам;
§ распределение внутриквартальных площадей за различными ЖЭКами с характеристикой их состояния на текущий момент - наличие благоустройства;
§ стоимость строительства 1 кв.м. жилья (по видам: типовое, индивидуальное, по сериям домов, с указанием стеновых материалов, общей площади дома, количества квартир, сроков строительства);
§ характеристика рынка недвижимости.
3. Характеристика рабочих мест. Градообразующие предприятия и организации инфраструктуры:
§ список предприятий, зарегистрированных в городе на текущую дату, с указанием профиля, вида деятельности, вида деятельности, юридического адреса, Ф.И.О. исполнительного директора;
§ основные технико-экономические показатели предприятия;
§ площадь земельного участка, принадлежащего предприятию;
4. Распределение городских земель:
§ площадь города: всего и городские зоны.
5. Финансовые и материальные балансы. Состояние окружающей среды:
§ баланс денежных доходов и расходов населения;
§ сводный финансовый баланс(отчет за истекший период, прогноз но следующий год);
§ баланс водопотребление и очистки стоков;
§ баланс производства и потребления тепла и горячей воды;
§ баланс производства и потребления электроэнергии;
§ баланс потребления природного газа;
§ баланс хранения и переработки твердых бытовых отходов;
6. Прочее:
§ уровень жизни населения;
§ уровень преступности;
§ аварии, чрезвычайные происшествия;
§ политическая стабильность.
Методика Абдурахимова Ю.В.
В своей работе, ученый приводит следующие индикаторы социально-экономического положения муниципального образования (см. Таблица 1).
Таблица 1 - Индикаторы социально-экономического положения муниципального-образования
Статистическая оценка | Ед. изм. | Социологическая оценка | Ед. изм. |
Уровень жизни | |||
- Миграционный прирост (прибыль) на 1 тыс. жителей; - Доля лиц с высшим незаконченным и средним специальным образованием среди населения в возрасте 15 лет и старше; - Среднемесячные денежные доходы на 1 жителя; - Розничный товарооборот на 1 жителя; - Общая площадь благоустроенного жилья на 1 жителя; - Число домашних телефонов на 1 жителя; - Число легковых автомобилей индивидуального пользования на 1 тыс. жителей. | чел. % тыс.р. тыс.р. кв.м. шт. шт. | - Доля населения считающего свое здоровье хорошим или очень хорошим; - Среднемесячный денежный доход на одного члена семьи; - Доля населения со средним уровнем денежных доходов; - Доля населения с денежным доходом выше среднего уровня; - Доля населения, считающего себя среднеобеспеченным; - Доля населения, считающего себя богаче других; - Доля населения, считающего высокие цены наиболее угрожающей проблемой. | % тыс.р. % % % % % |
Уровень социальной напряженности | |||
- Численность лиц нетрудоспособного возраста на тыс. чел. трудоспособного возраста; - Доля зарегистрированных безработных среди экономически активного населения; - Средняя продолжительность безработицы; - Число зарегистрированных преступлений на 10 тыс.чел.; - Число самоубийств на 100 тыс. жителей; - Доля преступного электората среди всех избирателей. | чел. % мес. чел. чел. % | - Доля населения, считающего угрозу безработицы угрожающей проблемой; - Доля населения, считающего преступность наиболее угрожающей проблемой; - Доля населения, испытывающего напряженность, раздражение, страх и тоску; - Коэффициент удовлетворенности населения своей жизнью; - Доля населения, считающего, что терпеть бедственное положение уже невозможно; - Коэффициент социального оптимизма населения; - Уровень доверия населения государственным, правовым и общественным институтам. | % % % % % % % |
Индикатор | Характеристика индикатора |
1. Интегральные индикаторы уровня жизни 2. Показатели материальной обеспеченности населения 3. Жилищные условия населения 4. Показатели социальной напряженности | - Фонд заработной платы; - Среднемесячная заработная плата; - Динамика численности постоянного населения; - Ожидаемая продолжительность жизни при рождении; - Уровень младенческой, детской и материнской смертности; - Уровень образования населения; - Соотношение занятых в экономике и общей численности населения; - Уровень безработицы; - Численность пенсионеров; - Средний размер назначенных месячных пенсий по возрасту и минимальный размер пенсий; - Совокупные и денежные номинальные и реальные доходы; - Покупательная способность доходов; - Индекс потребительских цен; - Децильный коэффициент дифференциации доходов населения; - Коэффициент концентрации доходов (индекс Джини); - Обеспеченность населения жильем (размер общей и жилой площади в расчете на одного жителя города); - Доля расходов на оплату жилья в потребительских расходах населения; - Коэффициент преступности (общее число зарегистрированных преступлений в расчете на 100 тыс. среднегодового наличного населения). |
Проект «Городской барометр»
Система индикаторов социально-экономического развития муниципальных образований, использующихся в проекте «Городской барометр», включает 117 показателей, сгруппированных в 7 крупных блоков и 22 подблока по основным направлениям муниципальной экономики и социальной сферы (см. Таблицу 2). Эксперты Фонда «Институт экономики города», разрабатывавшие индикаторы, решали задачу поиска ограниченного количества наиболее важных для каждой сферы муниципальной жизни индикаторов, отражающих качественные процессы в муниципальной экономике и социальной сфере.
Таблица 2 - Количество индикаторов социально-экономического развития муниципальных образований по структурным блокам
Блоки и подблоки индикаторов | Количество индикаторов |
1. Уровень жизни 1.1. Демографические показатели 1.2. Доходы населения | |
2. Экономическая база муниципального образования 2.1. Производственный сектор 2.2. Занятость 2.3. Малое предпринимательство 2.4. Инвестиционная деятельность | |
3. Муниципальные финансы, нежилая недвижимость и землепользование 3.1. Бюджет 3.2. Муниципальная нежилая недвижимость и землепользование | |
4. Сфера услуг и городское хозяйство 4.1. Жильё и его доступность 4.2. Жилищно-коммунальное хозяйство 4.3. Коммунальные услуги 4.4. Транспортные услуги 4.5. Услуги связи и информационные услуги 4.6. Услуги бытового обслуживания и общественное питание 4.7. Культурно-просветительное обслуживание 4.8. Социальная защита 4.9. Здравоохранение 4.10. Образование 4.11. Благоустройство 4.12. Охрана порядка 4.13. Рекреационная сфера 4.14. Торговля |
Индикаторы методики «Городского барометра» позволяют при относительно небольших усилиях организовать оперативный мониторинг. Таким образом, система индикаторов не становится громоздкой, перегруженной информацией. В то же время она достаточна для первичного анализа ситуации в муниципальных образованиях, сравнения, как с определенными нормативными значениями, так и с аналогичными показателями в других муниципальных образованиях, что позволяет выявить как критические проблемные сферы, так и потенциальные «полюса роста».
В данной курсовой работе используются различные методики анализа социально-экономического развития муниципального образования.
Существует общий порядок разработки прогнозов социально-экономического развития, который определен Федеральным законом от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации". Разработка основных показателей прогноза социально - экономического развития осуществлялась по двум вариантам: первый вариант - умеренный - исходит из относительно устойчивой, но по сравнению с текущим периодом несколько менее благоприятной комбинации внешних и внутренних условий, в том числе учитывающей возможность некоторого ухудшения конъюнктуры на международных рынках сырьевых и энергетических ресурсов; второй вариант исходит из достаточно благоприятного сочетания внешних и внутренних условий.