И муниципального района в 2006г
(по крупным и средним организациям; в действующих ценах, млн.рублей)
При проработке территориального аспекта размещения производительных сил необходимо исходить, в первую очередь, из целеполагающей установки - достижения бюджетной самообеспеченности территорий. Во Владимирской области наблюдается значительная дифференциация показателя отгруженной продукции (работ, услуг) в расчете на душу населения области среди муниципальных образований: от 134,1 тыс.рублей в Петушинском, 127,4 тыс.рублей - Кольчугинском, 108,8 тыс.рублей - Гороховецком до 4,1 тыс.рублей в Муромском, 6 тыс.рублей - Меленковском и 13,4 тыс.рублей – Камешковском районах (данные за 2005г.). Учитывая, что промышленность является основной бюджетообразующей отраслью, данное обстоятельство следует иметь ввиду при принятии решений о размещении новых производств.
При планировании масштабного расширения действующих предприятий и позиционировании новых проектов следует принимать во внимание энергообеспеченность территорий и возможности подключения к энергораспределительным системам. В ближайшее время зонами пиковых нагрузок будут Александровский, Собинский и Гусь-Хрустальный районы, в перспективе энергодефицитными станут Киржачский, Кольчугинский, Ковровский и Муромский районы, что показано на рисунке 12.
Рис. 12. Мониторинг энергодефицитных зон.
С учетом фактора приближения к источникам природных сырьевых ресурсов наиболее благоприятные перспективы размещения новых производств имеют Судогодский и Гусь-Хрустальный районы, располагающие запасами цементного сырья, торфа, формовочных, стекольных песков, известняка (рисунок 13).
Рис. 13. Природные зоны (районы) и полезные ископаемые Владимирской области.
Размещение производительных сил предусматривает рациональное отношение к природным ресурсам, их сбережение и улучшение экологических условий. Не случайно во Владимирской области все большее значение приобретают работы по лесовосстановлению. В этой связи при осуществлении выбора фундаментальных приоритетов инновационной политики целесообразно включить в их перечень вопросы лесопромышленного комплекса, особое внимание уделив глубокой переработке древесины. Это требование вызвано тем, что лесной является одним из немногих сырьевых комплексов, который работает на возобновляемых ресурсах, поэтому здесь особенно актуально использование наукоемких и экологически чистых технологий. Лесные ресурсы представляют огромную ценность не только как объект хозяйственной деятельности, но и как фактор экологической безопасности. Основными направлениями инновационного развития лесопромышленного комплекса области в перспективе должны стать повышение степени переработки продукции и сокращение экспорта круглого леса. Основу производственной структуры должны составлять вертикально интегрированные производственные объединения (холдинги), производящие продукцию, как на экспорт, так и для российского потребителя, включая региональный рынок. Химическая переработка древесины, как и производство композиционных изделий (фанера, ДВП, ДСП), должны сопутствовать механической переработке и дополнять ее в целях более полного использования сырья, особенно утилизации отходов.
Рис. 14. Лесные ресурсы Владимирской области.
С учетом фактора наличия лесных ресурсов представляется целесообразным развитие и локализация новых лесоперерабатывающих производств в Ковровском, Кольчугинском, Гусь-Хрустальном, Селивановском и Меленковском районах (рисунок 14).
С точки зрения рационального использования трудовых ресурсов важное значение имеет оценка их достаточности, избыточности или дефицита при решении вопросов размещения производительных сил в том или ином муниципальном образовании. Во Владимирской области при среднем уровне зарегистрированной безработицы в конце 2006 года 1,6%, в Селивановском районе она составляла 4,2%, Судогодском – 3,8%, Камешковском – 3,6%. Минимальное же значение – в Петушинском районе (0,4%). Более двух третьих безработных, в том числе официальных, составляют женщины. При достаточно низкой мобильности населения данные обстоятельства следует учитывать при организации новых трудоёмких производств.
С точки зрения транспортного фактора и фактора экономико-географического положения, с учетом того обстоятельства, что через территорию области проходит международный транспортный коридор от Парижа (через Москву и Нижний Новгород) до берегов Охотского моря, имеется разветвленная сеть автомобильных дорог и три важнейшие железнодорожные магистрали Москва - Нижний Новгород, Москва-Ярославль, Москва - Казань, что во многом определяет экономический потенциал региона (рисунок 15), перспективным направлением является создание в зоне притяжения транспортных коридоров промышленно-обслуживающих кластеров развития. Кластеры будут являться базовыми элементами взаимосвязи предприятий, способных создавать инновационную конкурентоспособную продукцию.
Не менее важными принципами при выборе вариантов размещения производительных сил для промышленных территорий будет учет проблем крупных городов с их высоким уровнем концентрации производства и населения, рабочих поселков и малых городов с присущим им явлением - градообразующим характером предприятий. В отношении преимущественно сельскохозяйственных районов - это определение рациональной зональной специализации сельхозпроизводства и развитие перерабатывающих мощностей, что должно сопровождаться соответствующим развитием инфраструктуры каждого муниципального образования.
Рис. 15. Транспортная инфраструктура Владимирской области.
При размещении производительных сил необходимо иметь ввиду, что предстоят сдвиги в организационно-хозяйственной структуре экономики. Изменчивый потребительский спрос делает эффективными сравнительно небольшие, гибко реагирующие на рыночную конъюнктуру предприятия, фирмы. Это предопределяет опережающее развитие малого и среднего бизнеса и не только в отраслях, работающих на потребительский рынок, но и на промышленный комплекс. Расширение базы экономического роста путем стимулирования малого бизнеса и предпринимательства и участие значительной части населения в предпринимательской деятельности - один из главных факторов устойчивого развития.
Вместе с тем, промышленность региона должна базироваться на оптимальном сочетании двух составляющих – крупных организационно-хозяйственных структур, с одной стороны, и предприятий малого бизнеса – с другой. Поэтому одним из эффективных направлений структурных изменений в хозяйственном комплексе области является создание производственных кластеров, холдингов, финансово-промышленных групп и других объединений. Основной целью совершенствования территориальной организации производительных сил является постепенная ликвидация диспропорций в уровне социально-экономического развития отдельных муниципальных образований. Это может быть достигнуто путем более равномерного размещения производств, углубления специализации наряду с усилением комплексности хозяйств отдельных муниципальных образований, выбора наиболее эффективных форм производственно-территориальной интеграции.
Необходимо учитывать сложившуюся отраслевую специализацию хозяйственных комплексов каждой территории. Так, например, в г.Гусь-Хрустальный и Гусь-Хрустальном районе на основе накопленного опыта стеклоделия и разработок НИИ «Стекла» представляется целесообразным дальнейшее развитие стекольных производств на современном технологическом уровне. В г.Коврове перспективным является создание высокотехнологичных машиностроительных производств с использованием потенциала сконцентрированных на данной территории организаций оборонно-промышленного комплекса. С учетом концентрации учебных учреждений и научных организаций в областном центре приоритетом инновационной политики может быть размещение наукоемких производств, организация технопарков, бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий. Создание научно-производственного биотехнологического центра в Петушинском районе (пос.Вольгинский, ЗАО «Фармацевтическая фирма «ЛЕККО») расширяет возможности по разработке и организации производства фармацевтических препаратов. Расположенный в г.Александров ВНИИСИМС – научно-производственная база для совершенствования технологий и развитию производств по выращиванию и обработке кристаллов.
Комплексное развитие хозяйства муниципальных образований предполагает сочетание отраслей рыночной специализации, имеющих общероссийское значение, местных производств, удовлетворяющих потребности населения, а также потребности инфраструктурного развития. Важным условием рационального размещения производства являются кооперирование и комбинирование производства, а также внедрение наиболее прогрессивных и безотходных инновационных технологий.
Приоритетное значение при размещении на территории области новых производств будут иметь проекты, которые обеспечивают: мультипликативный эффект, когда появление ориентированного на экспорт или импортозамещающего промышленного объекта приводит к росту смежных производств; возможность своего дальнейшего развития/расширения на долгосрочную перспективу; увеличение занятости, особенно в районах с высокой локальной безработицей. Детально проработанные в ходе исследования основные приоритеты реализации инновационных проектов во Владимирской области приведены в приложении № 12.
Градостроительный кодекс Российской Федерации, вступивший в действие с 1 января 2005 года, изменил идеологию формирования и состав документов территориального планирования, установил жесткие требования к срокам подготовки таких документов. Так при отсутствии документов территориального планирования с 1 января 2008 года запрещается перевод земель из одной категории в другую и принятие решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд. С 1 января 2010 года вводится запрет на выдачу разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, которые в свою очередь должны разрабатываться на основании генеральных планов.
В целях оказания государственной поддержки муниципальным образованиям области по разработке документов территориального планирования, отвечающим требованиям действующего законодательства, принята областная целевая программа "Обеспечение территории Владимирской области документами территориального планирования (2006 - 2010 годы)".
В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях получения достоверной информации о современном состоянии территории области и обеспечения условий для ее устойчивого развития постановлением Губернатора области от 14.03.2006 № 175 организована работа по осуществлению первого этапа разработки проекта схемы территориального планирования Владимирской области. Основная задача данной работы - отразить в графическом и текстовом виде существующее положение (территориальное, экономическое, демографическое, природно-климатическое и т.д.) с целью создания основы для определения на последующих этапах научно-проектных работ параметров территориального развития области на ближайшие 25 лет, повышения ее инвестиционной привлекательности, обеспечения условий для инновационного развития области, повышения уровня комфортности жизни ее населения.
Таким образом, стратегия инновационного развития области должна содержать дифференцированную политику расширения производственного потенциала по отношению к разным территориям. С одной стороны, можно предусмотреть дальнейшее развитие промышленных центров области (г.Владимир, г.Ковров, г.Кольчугино, г.Петушки), концентрирующих основную долю производственного потенциала, на основе интенсификации производства, развития перерабатывающих отраслей, сферы услуг, расширения потребительского рынка, с другой стороны - продвижение производительных сил в глубинные районы области (Меленковский, Селивановский, Муромский).
Промышленные центры (зона интенсивного развития) должны также развиваться за счёт расширения межрегиональных связей, так как социально-экономические процессы, происходящие в окружающих Владимирскую область регионах, оказывают значительное влияние на аналогичные процессы на территории области. Они базируются на торговых, производственных, финансовых, транспортных, демографических и иных подобных внешних связях, которые имеют организации области с различными предприятиями и учреждениями соседних регионов – Московской, Рязанской, Ярославской, Ивановской и Нижегородской областей, всех форм собственности и реализующих разнообразные цели и задачи. Их совокупность на уровне отдельных регионов определяет общую цель и направленность развития этих областей, что обычно называется региональным позиционированием. Поэтому весьма важно изучение планов стратегического развития смежных регионов, их основных макроэкономических показателей, что позволит концептуально оценить общий социально-экономический потенциал с точки зрения совместного межрегионального развития. Выявленные особенности и тенденции помогут в дальнейшем обосновать важнейшие узлы развития общих видов деятельности, направления укрепления межрегиональных связей, реализации конкретных экономических проектов.
Традиционно наиболее сильные межрегиональные связи Владимирской области сложились с Московской, Ярославской, Ивановской, Рязанской и Нижегородской областями, которые образовались на базе совместного развития промышленности, сельского хозяйства и обслуживания транзитных транспортных потоков. На современном этапе доля обрабатывающих производств в структуре экономики указанных регионов продолжает оставаться высокой – в 2006 году в Московской области она составляла 24,9%, в Ярославской 32,2%, в Ивановской 21,3%, в Рязанской 22,6% и в Нижегородской области 31,8%, тогда как во Владимирской эта доля достигает 34%. При этом уровень развития промышленного производства в регионах сильно различается. Наиболее значителен уровень развития промышленного производства в Московской, Нижегородской, Ярославской и Владимирской областях, которые по данному показателю занимают, соответственно, 2, 8, 26 и 27 место в рейтинге Росстата. Рязанская и Ивановская области имеют более низкий рейтинг – 37 и 55 место.
В планах стратегического развития указанных регионов акцент сделан на модернизацию промышленности как опорной отрасли экономики этих областей. Важнейшая цель этих программ: повышение конкурентоспособности промышленности путем создания сбалансированной отраслевой структуры по выпуску инновационной продукции. В Московской области сделан упор на развитии промышленных округов, которые будут создаваться на базе существующих промзон и специализироваться на машиностроении, высокоточной сборке и выпуске конечной продукции для внутреннего рынка. Также предполагается создание обеспечивающей промышленность инновационной инфраструктуры, развитие сферы применения НИОКР, информационных технологий, системы образования.
Схожая направленность стратегического развития определена и в стратегии Ярославской области: усиленное развитие промышленного и научно-технического секторов. В стратегии на 2007-2020 годы предусмотрен постепенный переход от модернизационного к инновационному типу развития. В Нижегородской области в основную группу приоритетов стратегического развития также входят развитие высокоточных производств, химико-фармацевтической промышленности и научно-образовательного комплекса. В стратегиях Рязанской и Ивановской областей предусматривается усиленное развитие промышленности по отраслям: машиностроение, пищевой, легкой (Ивановская), строительных материалов (Рязанская), а также развитие научно-исследовательского потенциала (Рязанская).
Очевидно, что целевая направленность на увеличение доли промышленного производства на основе внедрения научных разработок является наиболее характерной и общей тенденцией развития этих регионов, что позволяет сформулировать перспективное направление межрегионального взаимодействия, как создание совместных кластеров, выпускающих конкурентную инновационную продукцию. При реализации совместных проектов возможно создание территориально-экономических комплексов (ТЭК), построение сектора «новой экономики» центрального региона России.
Другое важнейшее направление межрегионального развития на новом инновационном уровне – сельское хозяйство. Указанные области, кроме Рязанской, имеют схожие природно-климатические условия и входят в зону высокоразвитого сельского хозяйства, несмотря на неблагоприятные природные условия. Сейчас доля производства сельхозпродукции незначительна практически во всех регионах, кроме Владимирской (11,8%) Рязанской (12,8%) и Ивановской (9,4%) областей. В Московской области эта доля равна 4,9%, в Ярославской 5,9%, в Нижегородской 5,8%. Однако уровень сельхозпроизводства у них выше среднероссийского (кроме Ивановской области). Рейтинг Московской области в 2006 году был наиболее высоким - 5 место, Нижегородская область занимает 19 место, Рязанская 34, Ярославская 47, Ивановская 62 место.[46]
В программах долгосрочного развития регионов развитию сельского хозяйства пока уделяется мало внимания. Основной приоритет основан на развитии производств по переработке сельхозпродукции, выращенной на собственной территории, в основном животноводческой. В Рязанской и Ивановской областях предусматривается значительное развитие сельского хозяйства: мясного и молочного животноводства, овощеводства (Рязанская), развитие посевов технических культур (Ивановская). Также предусматривается развитие сектора переработки произведенной продукции, что является общим приоритетом для всех региональных стратегий. Исходя из этих условий можно использовать возможность развития агропромышленных комплексов, имеющих целью выпуск конечной продукции (продуктов питания) под специально разработанным брендом для реализации на территории центрального региона России.
Разработка и продвижение нового продуктового бренда, как показывает практика, сложная задача для отдельного региона, которую возможно решить именно путем совместного межрегионального сотрудничества.
Следующее важнейшее направление сотрудничества соседних с Владимирской областью регионов – развитие транспортной и инженерной инфраструктуры. Рассматриваемые территории связаны между собой и остальными регионами России густой сетью автомобильных и, особенно, железных дорог. Существующее географическое положение позволяет интенсивно развивать направление обслуживания транзитных грузовых потоков с Урала и Дальнего Востока в Центр России и далее в Западную Европу. Исходя из этих естественных условий региональные стратегии (кроме Ивановской) предусматривают развитие сети автомобильных дорог, скоростного железнодорожного движения (Московская, Владимирская, Нижегородская), строительство магистральных газопроводов, развитие электросетей, строительство электростанций (Ярославская). Приоритетом для Московской, Ярославской и Нижегородской областей является создание крупных транспортно-логистических терминалов по обслуживанию грузов, следующих в центр России. В планах Ярославской и Московской областей дополнительное развитие на базе логистических терминалов крупных оптово-розничных торговых центров. Приоритет, отмеченный во всех стратегиях – развитие электрических сетей, создание новых подстанций, которые могли бы снизить порог энергодефицитности в регионах (кроме Рязанской). Поскольку значительными генерирующими мощностями в ЦФО обладают только Рязанская, Тверская, Костромская области, развитие распределительных и передающих сетей становится остро необходимым для всех регионов без исключения, расположенных на территории центра России. Также без межрегионального взаимодействия невозможна плановая газификация городов и сельских поселений – магистральные газопроводы транзитом проходят через территории Ивановской, Владимирской, Рязанской областей. Таким образом, совместное использование общих коммуникаций изначально предусматривает реализацию совместных проектов по их развитию, создание дополнительных транспортных и энергетических связей между регионами.
Главной целью стратегических планов инновационного развития регионов выступает достижение высокого уровня благосостояния населения за счёт комплексного обновления промышленности, сельского хозяйства, инфраструктуры и всех иных сфер экономики. Именно через призму решения социальных проблем определяются основные экономические цели регионов.
Кратко подводя итог вышесказанному следует отметить, что с соседними Владимирской области регионами сложились устойчивые экономические и социальные связи. В целом для Центрального промрайона характерен общий промышленно-аграрный уклад жизни, который в период 90-х гг. многие валасьормировалисьены и ерен общий уклад жизни, кторый ормировались всязиию соотечественников из ближнего зарубежья для был сильно деформирован. Произошло значительное падение уровня жизни и производства в Ивановской, Рязанской, Владимирской областях, менее значительное в Ярославской Нижегородской и Московской, образовалась диспропорция развития ранее единого экономического района. Сейчас очевидна необходимость восстановления этих разрушенных связей, создание совместных инновационных проектов, координация направленности развития. Не смотря на существующий разрыв между развитыми и кризисными регионами, есть возможность выравнивания их уровня социально-экономического развития. Существующий сейчас порядок взаимодействия регионов поддерживается действиями отдельных предприятий, предпринимателей, что уже не отвечает потребностям устойчивого развития региональных экономик. Перспективы региональных взаимосвязей огромны, как с соседними областями, так и с другими территориями центра России и этому вопросу в стратегиях инновационного развития необходимо уделять должное внимание.
Важным фактором повышения конкурентоспособности региона также является формирование региональных и межрегиональных кластеров. Организации, входящие в них, являются гарантированными потребителями товаров, работ и услуг друг для друга, что позволяет им обмениваться технологиями и информацией, оптимизировать затраты, приобретать конкурентные преимущества по сравнению с другими участниками рынка.