Системные факторы организации экономических систем
Что надо сделать, чтобы ныне действующую малопродуктивную экономическую систему поменять на высокоорганизованную, гармоничную? Понятно, что традиционные способы решения данной проблемы с помощью классовой борьбы, замены лидеров, собственников, выборов, забастовок, бунтов и революций малоперспективны. Слишком дорогими они являются, кровавыми и разрушительными. И далеко не всегда их результаты окупаются принесёнными жертвами.
На самом деле экономический прогресс может достигаться двумя путями. Либо выступая против фундаментальных законов Природы, навязывая ей свою волю, насилуя и подавляя её. И тогда энергия активации (т.е. требуемое количество денег, трудовых, человеческих, энергетических и материальных ресурсов) оказывается высокой, а результаты – скромными. Именно таковыми были в России большевистский переворот начала и либерально – демократическая «реформа» конца 20-го века. Либо изучать природу системы, изучать её законы и не противодействовать им. В таком случае достигается резонанс факторов прогресса, многократно усиливающий получаемый эффект. При этом энергия активации системы оказывается минимальной, а экономические и социальные достижения – несопоставимо большими.
Из теории экономических систем [3] следует, что число системообразующих факторов, т.е. хромосом, формирующих генетический код экономической системы, на самом деле невелико. Как пример, социалистическая экономика базировалась на общественной собственности средств производства, на использовании административных методов управления, на всеобщем применении оплаты, предназначенной для наёмной рабочей силы. Для становления сложившейся сейчас экономики в России потребовалось установить частную собственность на средства производства, сделать деньги товаром, открыть границы и внедрить ничем не ограниченные рыночные отношения. И тогда остальное от реформаторов уже зависело мало.
Анализ показал, чтобы сформировать высокоорганизованную систему в рамках предприятий требуется внедрить лишь одно системообразующее действие. А именно, необходимо реализовать в них соответствующую систему учёта труда и распределения дохода, т.е. изменить производственные отношения. Их изложение будет приведено ниже. И тогда немалая часть проблем предприятий окажется разрешённой. Исчезнут в них бесхозяйственность и социальная напряженность, неоптимальное расходование ресурсов и труда, неэффективность и гипертрофированность административного аппарата и ещё многое другое. Тогда предприятия, наконец, придут к состоянию, при котором смогут продуктивно обрабатывать людские, материальные и финансовые ресурсы, развиваться и совершенствоваться.
В рамках района (муниципального образования) потребуется внедрить ещё одно системообразующее мероприятие, а именно соответствующим образом реорганизовать коллективное потребление и связанную с ним налоговую систему, по крайней мере в масштабе соответствующей компетенции. И это даст возможность удовлетворительно разрешить налоговую проблему, увеличить базу и собираемость налогов, существенно гармонизировать производственные отношения, обустроить ареал проживания людей, сделать более целенаправленной социальную и производственную практику. Создаст условия для реорганизации административного управления. Такая программа также будет описана в настоящей работе.
Для гармонизации регионов и страны в целом потребуется реализовать третий системообразующий фактор, а именно необходимо усовершенствовать систему денежного обращения. И это приведёт к принципиальному изменению работы всего рыночного механизма. В таком случае не только повысится эффективность всех вышеизложенных системообразующих мероприятий, но сделается более целенаправленной вся структура производственной и хозяйственной кооперации.
В рамках государства число системообразующих факторов, или степеней свободы системы, возрастает до четырёх, а именно потребуется осуществить скоординированную со всеми другими факторами гармоничной экономики материальную, финансовую, культурную и информационную таможенную политику. Она заключается в том, что границы страны должны пропускать в обе стороны лишь то, что содействует её развитию и препятствует ослаблению. И это даст возможность оптимизировать степень хозяйственной открытости государства, повысить устойчивость его денежной системы и эффективность хозяйства, сохранить культурный и физиологический ареал проживающего в нём населения. При сверхоткрытости границ страны она становится так же плохо защищённой, как человек, лишённый кожи. При этом, разумеется, и все другие системообразующие факторы приобретут более продуктивные свойства. Как налоговая, так и производственная, финансовая стратегии получат полное своё завершение.
Таким образом, системообразующие мероприятия образуют замкнутый комплекс, формируют систему, регулируемую возникающими между ними прямыми и обратными, положительными и отрицательными связями. Далее, если система сформирована, в последующем она уже начнёт работать по собственным законам, преобразуя всё окружение под свой образ. То есть при гармоничной системе хозяйствования зло будет перерождаться в добро, жить будет выгодно честным трудом, а в патологичной экономике происходит наоборот. Поэтому в первой из них нечестные люди начнут становиться законопослушными, вести достойный образ жизни, а вторая из порядочных людей ежечасно делает коррупционеров, жуликов и бандитов.
С другой стороны, кроме системообразующих факторов для успешной работы сформированной таким образом системы потребуется реализовать некоторые вспомогательных мероприятий. Они позволят кардинальным образом видоизменить существующее административное и рыночное управление, гармонизировать его.
В самом деле, как уже отмечалось, ныне действующее административное управление исчерпало свой ресурс. Оно превратилось в громоздкого, плохо управляемого и ещё хуже работающего монстра. Сверху донизу пропиталось миазмами коррупции и потребительства. В существующей его форме каким-либо образом заставить его надёжно исполнять предназначенные ему функции нельзя, ни наказаниями, ни поощрением повысить результативность его деятельности невозможно. Здесь требуется принципиальная реорганизация всего административного аппарата, его функций, методов формирования, стимулирования и контроля.
Другим вспомогательным действием, требуемым для гармонизации экономики, является внедрение управляемости и разумности в рыночные отношения. И прежде всего в повышение контроля и целесообразного регулирования цен. Как уже отмечалось, управление ценами только одним фактором, т.е. противоборством спроса и предложения, лишает их логики, делает экономику крайне неустойчивой и непредсказуемой. Понятно, что без конкуренции, без свободных цен рыночные отношения работать не могут. Но, с другой стороны, мудрость от глупости отличается только мерой. Поэтому ни абсолютная стихия, ни жёсткое регламентирование цен неконструктивно. И об этом также пойдёт здесь речь.
Вместе с тем кроме системообразующих и вспомогательных мероприятий, для гармонизации экономики потребуются осуществить ряд конкретных мероприятий. Они включают в себя решение некоторых хозяйственных, идеологических, политических и социальных проблем. В частности, нужно разработать комплексные программы подъёма отдельных отраслей хозяйства, транспорта и связи, разрешить продовольственную проблему, усовершенствовать деятельность медицинских, образовательных, жилищно-коммунальных служб и др. Внедрить мероприятия, направленные на увеличение безопасности населения и производства, на массовое внедрение физкультуры и спорта, на повышение уровня культуры и нравственности человека. Причём вспомогательные мероприятия должны соответствовать гармоничной природе организуемой системы, а не противодействовать ей. А если они этим качеством не будут обладать, тогда просто перестанут работать.
Причём конкретные мероприятия способны оказывать рациональное воздействие на систему в том и только в том случае, если они соответствуют системообразующим и вспомогательным факторам. И не способны влиять на генетические качества систем. С их помощью можно совершенствовать или ухудшать систему, но нельзя её менять.
При внедрении системообразующих и вспомогательных мероприятий особое внимание следует обращать на соответствие всех без исключения действий, формирующих генетический код системы, требованиям высокоорганизованных природных систем. Никакие компромиссы, учёт особых интересов отдельных граждан, групп или кланов, ошибки здесь недопустимы, поскольку следуемая из них дисгармония с неизбежностью исказит природу системы. Такие действия приведут к появлению системных мутантов, т.е. к возникновению качеств, понижающих эффективность экономической организации, от которых будут страдать все. А исправлять саму систему всегда сложно. При внедрении конкретных мероприятий таких жёстких требований нет. Здесь допустимы и компромиссы, и учёт особых интересов каких-то районов, групп, и даже ошибки.