Модели организации экономических систем

Экономическиесистемы – совокупность взаимосвязанных эк. элементов, образующих определенную целостность, эк. структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу пр-ва, распределения, обмена и потребления эк. благ.

Рыночная экономика характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, она опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства, она гарантирует свободу потребителя (свобода потребительского выбора на рынке товаров и услуг). Существует свобода предпринимательства. Личный интерес – главный мотив, движущая сила экономики, свобода выбора – основа конкуренции.

Командная экономика (плановая). В ней доминирует общественная (государственная) собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования

Смешанная экономика (рыночная). Под ней подразумевается тип общества, синтезирующий элементы первых двух систем, т. е. механизм рынка дополняется активной деятельностью государства. (Россия, Англия, Япония, США).

20. Рыночная экономика как объект изучения экономической теории.

Рыночная экономика, которая основана на экономической свободе хозяйствующих субъектов независимо от формы собственности их экономического привлечения к рациональному хозяйствованию, в значительной степени позволяет обществу реализовать сильные стороны товарного производства и рынка в интересах социально-экономического прогресса.Она создает оптимальную (хотя и не абсолютно наилучшую в экономическом и социальном плане) систему привлечения к эффективному, инициативному и ответственному экономическому поведению. В рыночной экономике последнее если и навязывается, то прежде всего экономическими методами. Люди и коллективы ориентируются на собственные интересы и силы, а за негативные последствия хозяйствования сами же и отвечают. Это заставляет бдительно относится к ресурсам, инициативной, активной, находчивой экономической деятельности. Одновременно с этим рыночная экономика является довольно жесткой в социальном плане, она не допускает уравниловки и сдерживания, исключает возможность равного распределения доходов и богатства общества, и поэтому характеризуется хронической социальной нестабильностью.Рыночной экономике свойственно нерациональное использование ресурсов, ярким проявлением которого являются экономические кризисы с их разорительным влиянием на созданные обществом производственные силы, увеличением неполного использования производственных мощностей и безработицы. Но обеспечить более достойный жизненный уровень всем членам общества без перехода к социально ориентированному рынку, как признает сейчас большинство экономистов и практиков в Украине, невозможно.

Рыночная экономика - форма экономической организации, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия на рынках свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей.

Рыночная экономика - экономика, основанная на принципах:

- свободного предпринимательства;

- многообразия форм собственности на средства производства;

- рыночного ценообразования;

- договорных отношений между хозяйствующими субъектами;

- ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность.

Типы рынков.

Рынок –форма контактов между продавцом и покупателем товаров и услуг, недвижимости, ценных бумаг и валюты.

4 типа рынков:

1. Рынок свободной конкуренции – состоит из множества продавцов и покупателей какого либо схожего товарного продукта или услуг. Например пшеницы, меди и.т.д. Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих цен товаров. Продавец не в состояние запросить цену выше рыночной т.к. покупатели имеют возможность свободно приобрести необходимое количество товаров по рыночной цене. На этом рынке как правило не разрабатываются стратегии маркетинга и уровня цены.

2. Рынок монополистической конкуренции – состоит из множества покупателей и продавцов совершающих сделки не по единой рыночной цене а в широком диапазоне цен т.к. покупателю предлагают различные варианты товаров отличающихся друг от друга качеством, внешним видом, оформлением на этом рынке ценовая конкуренция сопутствует не ценовой конкуренции.

3. Алегополистический рынок – состоит из небольшого числа человек, которые в достаточной степени чувствительны к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Товары могут быть как схожи (сталь, алюминий) а могут быть не схожи. Каждый продукт на этом рынке остро реагирует на стратегию и действия конкурентов.

4. Рынок чистой монополии – представляет собой рынок где действует один продавец как правило государственный организации или частная регулируемая монополия или частная не регулируемая монополия. В каждом отдельном случае ценообразование складывается отдельно. Цена на отдельный товар может быть назначена с расчетом покрытия или получения высоких доходов, а может быть цена назначается достаточно высокой в целях сокращения потребителя

Наши рекомендации