Международные отношения. В мировой экономике до 1914 г
В мировой экономике до 1914 г. доминировали, в буквальном и фигуральном смысле, Европа (особенно Западная Европа) и Соединенные Штаты. В политическом отношении колониальные империи западно-европейских государств — прежде всего британская, французская и германская, но также голландская, бельгийская, датская и итальянская — вместе с огромными пространствами имперской России давали им возможность контролировать три I четверти поверхности земли и почти такую же долю мирового на-Iселения. С экономической точки зрения на Европу и Соединенные • Штаты (без учета их заморских владений) приходилось более noil ловины всего мирового производства и торговли. Таблица 13.8 показывает процентную долю регионов мира в мировой торговле. Сравнимые цифры для объемов производства и доходов отсутствуют, однако несомненно, что европейско-американское преобладание в сфере производства было даже большим, чем в сфере торговли.
Таблица 13.8
Оборот международной торговли (импорт и экспорт) по регионам в 1913 г. (%)
Источник: Woytinsky W.S., Woytinsky E.S. World Commerce and Governments. New York, 1955. P. 45.
420 Первая мировая война и сопутствовавшая ей русская революция 1917 г. внесли фундаментальные изменения в эту структуру. Царская Россия исчезла, а ее место занял Советский Союз с новой формой экономической организации. Габсбургская империя на востоке Центральной Европы также исчезла, и на ее месте появилось несколько новых (или старых, но укрупненных) национальных государств, находящихся в экономически сложном положении. Германия потеряла свою заокеанскую империю, а также значительную часть своей собственной территории и населения. Остальные европейские империи эксплуатировали свои колонии со все возрастающим националистическим запалом. Япония, которая еще до войны имела небольшую империю, увеличила ее и стала значительной экономической державой. Доля собственно Европы в мировой торговле и производстве сократилась, в основном — но не исключительно — благодаря росту доли США, Британских доминионов и Японии. Наконец, 1920—1930-е гг. были ознаменованы появлением в Италии, Германии и некоторых других европейских странах фашистских диктатур, также имевших новые формы экономической организации, что являлось, по крайней мере отчасти, результатом мировой войны.
Вторая мировая война привела к фундаментальной реорганизации международных отношений, имевшей важные экономические последствия. Европа лишилась своей гегемонии и в политике, и в экономике. Напротив, на смену долгому противостоянию традиционных европейских великих держав пришло соперничество между двумя новыми сверхдержавами, США и СССР. Вследствие такого соперничества Европа оказалась более четко и определенно, чем когда-либо ранее, разделена между Востоком и Западом: сформировались восточный блок под советской гегемонией и западная группа преимущественно демократических стран, большая часть которых была политически и экономически связана с Соединенными Штатами.
Непосредственно после окончания войны старые колониальные империи попытались удержать или вновь утвердить свою власть в бывших заморских владениях, однако новая политическая и экономическая реальность вскоре лишила их иллюзий. Арабские страны Среднего Востока и Северной Африки достаточно быстро освободились от контроля, который осуществлялся французами и британцами над их территориями в межвоенный период (исключение составлял Алжир, который вел длительную и кровопролитную борьбу до тех пор, пока французы в 1962 г. весьма неохотно не предоставили ему независимость). Колонии в Южной Азии, оккупированные Японией во время войны, также быстро обрели независимость, хотя Франция опять-таки безуспешно пыталась удержать свой контроль над Вьетнамом. Великобритания, столкнувшись с перспективой войны на Индийском субконтиненте, согласилась в 1947 г. на создание там двух новых
государств: Индии с преимущественно индуистским населением и исламского государства Пакистан. (Восточный Пакистан, отделенный от основной части страны территорией Индии, впоследствии провозгласил свою независимость как государство Бангладеш.) Великобритания также предоставила независимость Цейлону, впоследствии переименованному в Шри Ланку.
Япония, опустошенная американскими бомбардировками (в ходе которых были сброшены две атомных бомбы, что является единственным прецедентом использования ядерного оружия в период военных действий), пережила почти пять лет оккупации американскими войсками, в течение которых она радикально изменила фактически все свои главные институты (примечательное исключение состояло в сохранении императорской династии) под наблюдением американских властей, превратившись в подлинно демократическую страну. Начало Корейской войны, совпавшее по времени с восстановлением национального суверенитета, дало мощный стимул для развития японской экономики, которым она успешно воспользовалась. За несколько десятилетий японская экономика стала второй по величине экономикой в мире.
Китай, который более или менее успешно сопротивлялся западному вторжению более двухсот лет, пережил в XX в. две радикальные революции, а также десятилетия гражданской и внешней войны. В 1911 г. группа молодых прозападно настроенных реформаторов свергла древнюю династию Цин и предприняла попытку создать современную демократическую республику. Однако они так и не смогли получить реальный контроль над страной, а в 1930-х гг. японское вторжение сначала в Маньчжурию, а затем собственно в Китай сделало невозможным какое-либо устойчивое экономическое развитие. Сразу же после окончания Второй мировой войны коммунистическая партия Китая начала свою борьбу против правительства, которая окончилась его свержением в 1949 г. В течение нескольких лет китайские коммунисты были союзниками Советского Союза и пытались построить экономику по советскому образцу. После разрыва с Советским Союзом в I960 г. они предприняли ряд экспериментов, но без заметного успеха. В конечном итоге в 1970-е гг. они восстановили дипломатические и экономические связи с Соединенными Штатами и другими западными государствами и начали новую эру экономического развития, для которой характерно необычное сочетание государственного и частного предпринимательства.
Деколонизация и создание новых государств наряду с попытками других стран Третьего мира (в частности, стран Латинской Америки) модернизировать экономику и достичь устойчивого экономического развития привели к появлению нового элемента в международных экономических отношениях. К конфронтации между Востоком и Западом добавилось деление на Север и Юг,
на развитые и менее развитые страны (эвфемистически называемые «развивающимися»). Отчасти для поддержания конструктивного диалога и предотвращения взрыва враждебности было создано несколько новых международных организаций.
Несколько международных организаций берут свое начало в
XIX в. — например, Международный Красный Крест, основанный в Женеве в 1864 г., и Всемирный почтовый союз со штаб-квартирой в Берне (Швейцария), созданный в 1874 г., однако для
XX в. особенно характерно массовое создание таких организаций. Сейчас их существуют буквально сотни; большинство из них имеют очень небольшое экономическое значение или вообще его не имеют, но некоторые оказывают существенное влияние на развитие мировой экономики.
Лига Наций, созданная в соответствии с Версальским договором 1919 г. по инициативе Вудро Вильсона, должна была гарантировать мир во всем мире и, как следствие, экономическое процветание. Отказ Сената США ратифицировать договор и неприсоединение Соединенных Штатов к Лиге Наций, вместе со слабостью ее собственной структуры, обрекли эту организацию на фиаско. Ее экономические достижения имели более продолжительный эффект, чем политические, но их трудно назвать впечатляющими. Ее Экономическая секция собирала и публиковала полезные статистические данные и технические доклады, а также разработала и ввела стандартизированные методы бухгалтерского учета, но она оказалась бессильной в деле решения насущных экономических вопросов межвоенного периода. Одно из подразделений Лиги Наций, Международная организация труда, пережила Лигу и продолжила свою работу как подразделение ООН. Она проводит исследование условий труда и жизни рабочих, публикует результаты и составляет рекомендации, которые, однако, не носят обязательного характера.
Наследница Лиги, Организация объединенных наций, снискала несколько лучшую репутацию в деле поддержки мира и учредила несколько специальных агентств, занимающихся экономическими и связанными с ними проблемами. Два подобных института возникли фактически до создания ООН и сыграли большую роль в мировой экономике. Это — Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (Всемирный банк), учрежденные согласно решению конференции в Бреттон-Вудсе (штат Нью-Гемпшир) в июле 1944 г., накануне победы союзников во Второй мировой войне. Подробнее о них будет сказано в главе 15.
Ряд других международных и наднациональных организаций, в частности Организация европейского экономического сотрудничества и Европейское экономическое сообщество (ЕЭС или Общий рынок), также будут рассмотрены в главе 15.
Роль государства
Другим важным институциональным изменением, оказавшим i влияние на все страны в XX в., является значительный рост роли государства в экономической сфере. В период расцвета экономического национализма — в XVII в. — абсолютные монархи пытались подчинить экономику своей воле, но их ресурсы были слишком ограниченными, а их инструменты слишком слабыми для достижения этой цели. С другой стороны, в XIX в. под влиянием экономистов-классиков правительства, как правило, сознательно ограничивали свое вмешательство в экономику. Рост роли государства в XX в. отчасти связан с финансовыми нуждами в период двух мировых войн и другими соображениями государственной обороны, — но только отчасти.
В Советском Союзе и в других экономиках советского типа правительство взяло на себя полную ответственность за экономику, создав всеобъемлющую систему экономического планирования и контроля. (Основные изменения в советской системе в начале 1990-х гг. и распад Советской империи будут рассмотрены в главе 16.) В ходе двух мировых войн большинство воюющих стран также создали масштабные системы государственного контроля и I участия в экономике, но за некоторыми исключениями (о которых будет сказано ниже) предполагается, что экономически производительная деятельность в мирное время в развитых индустриальных демократиях является областью частного и корпоративного предпринимательства. Однако это не означает возврата к представлениям (или мифам) XIX в. о «невидимой руке рынка». В период между двумя войнами все правительства делали попытки, в основном имевшие незначительный успех, проводить политику экономического восстановления и стабилизации. После Второй мировой войны эти попытки продолжились; они были более обдуманными, более проработанными и, как правило, более успешными. Большинство стран ввели определенные формы экономического планирования, хотя оно не было столь же всеобъемлющим или принудительным, как в Советском Союзе. Ввиду этого к странам Западной Европы стало применяться определение «смешанные экономики».
Исключения, упомянутые выше, принадлежат к двум типам: прямая производительная деятельность, осуществляемая правительством или по его поручению, и трансфертные платежи, или перераспределение доходов посредством налогообложения и социальных выплат. Даже в XIX в. муниципальные власти осуществляли управление системами вод о- и газоснабжения, а также занимались предоставлением других коммунальных услуг, а в отдельных случаях национальные правительства строили или впоследствии национализировали железные дороги (см. главы 8 и 12). В XX в. государственные предприятия получили гораздо большее распространение, иногда вследствие провала частного сектора (например, пассажирские железные дороги в США), а иногда благо-
даря идеологическим установкам правящей политической партии Подробнее эта тема будет рассмотрена в последующих главах.
Другая важная причина роста роли государства — трансфертные платежи — также уходит своими корнями в XIX в., однако ее роль была ограниченной вплоть до окончания Второй мировой войны. В 1880-х гг. германский канцлер Бисмарк ввел, в основном из патерналистских соображений, обязательное медицинское страхование и страхование от несчастных случаев для рабочих и очень ограниченную пенсионную систему для престарелых и нетрудоспособных. Эти нововведения были постепенно заимствованы и получили распространение в других странах, главным образом после Первой мировой войны. Например, Соединенные Штаты не вводили систему всеобщего социального страхования (включая выплату пособий по безработице) вплоть до реформ Нового курса в 1930-х гг. После Второй мировой войны в результате сильного политического давления большинство демократических правительств значительно расширили системы социального обеспечения и другие виды трансфертных платежей. По этой причине соответствующие страны стали известны в определенных кругах как «государства благосостояния».
Некоторые цифры могут дать представление о возросшей роли государства. В XIX в. в мирное время государственные расходы в процентном отношении к национальному доходу обычно составляли менее 10% (причем иногда значительно меньше). К примеру, в Соединенных Штатах в 1900—1916 гг. расходы федерального правительства составляли лишь 2,5% национального дохода (при этом следует оговориться, что сумма расходов правительств штатов и местных органов власти в США в то время была больше, чем расходы федерального бюджета). Но даже в Великобритании накануне Первой мировой войны, когда страна была вовлечена в гонку вооружений с Германией, общие государственные расходы составляли только 8% национального дохода. С другой стороны, в период войны государственные расходы в США выросли до 28% национального дохода, а в большинстве воюющих стран Европы они превышали 50% национального дохода. После войны государственные расходы сократились, но ненамного и ненадолго. В частности, в Великобритании государственные расходы составляли в 1920—1930-х гг. в среднем около 20%, причем большую часть их составляли проценты по военным займам, а значительная часть остальных расходов приходилась на британскую систему пособий по безработице («dole»). Федеральный бюджет США, после кратковременного падения до менее 5% национального дохода в конце 1920-х гг., составлял в среднем около 12% в период Нового курса, а затем стремительно вырос в период Второй мировой войны, превысив 50%. После окончания войны расходы правительства в процентном отношении к существенно возросшему национальному доходу вновь несколько снизились, но ненадолго. В 1950-х гг. в Западной Европе и в США государственные расходы составляли по-
рядка 20 — 30% национального дохода, в зависимости от размеровгосударственного сектора, но с тех пор они увеличились до 30-г
Формы предприятий
Акционерные компании с ограниченной ответственностью, или современные корпорации, в начале XX в. уже получили значительное распространение в ведущих промышленных странах, однако они функционировали почти исключительно в крупных, капиталоемких отраслях. В других отраслях, таких как оптовая и розничная торговля, ремесленное производство, услуги и особенно сельское хозяйство преобладали частные семейные фирмы. Однако долгосрочная тенденция благоприятствовала распространению корпоративных форм предприятий на все более широкий круг видов деятельности. В розничной торговле самыми разнообразными товарами, от свежих продуктов до высокотехнологичной электроники, стали преобладать крупные мультидивизиональные предприятия и торговые компании сетевого типа («chain stores»); они осуществляли интеграцию бизнеса вплоть до производственной стадии, зачастую полностью ликвидируя функцию оптовой торговли. В других случаях производители — например, производители швейных машин, оборудования для ферм и автомобилей — осуществляли интеграцию бизнеса в сторону сбыта, возложив функции розничных продаж на дилеров посредством франчайзинга. Параллельной тенденцией было возникновение конгломератов — огромных корпораций, занятых производством и продажей десятков и даже сотен продуктов, от продукции тяжелой промышленности до таких потребительских товаров, как косметика и модная одежда. Этой тенденции благоприятствовало возникновение холдинговых компаний — корпораций, единственная функция которых заключалась во владении (и управлении) другими корпорациями. Хотя корпоративная форма предприятия была первоначально вызвана к жизни технологическими требованиями крупного производства и соответственно способствовала развитию все более крупных организационных единиц, она также могла быть адаптирована к менее крупным масштабам операций. Ко второй половине нашего столетия даже независимые частнопрактикующие профессионалы, например в сфере юриспруденции и медицины, стали прибегать к корпоративной форме организации по фискальным мотивам.
Эти тенденции в использовании корпоративной формы организации впервые стали наблюдаться в США в конце XIX в., но в XX в. они быстро распространились в Европе и в странах остального мира. Одна из причин этого заключалась в том, что использование корпоративной формы организации позволяло предприятиям успешно конкурировать с другой преимущественно амери-
канской формой организации бизнеса — мультинациональными фирмами (multinational firms). Мультинациональные фирмы не являлись чем-то совершенно новым и не были исключительно американским явлением (банк Медичи в XV в., находившийся во Флоренции, имел отделения в других странах) — но до начала XX в. они встречались относительно редко. Сейчас это вполне обычное явление. Выдающимся примером является компания Не-стле (производство продуктов питания) со штаб-квартирой в маленьком городке Веве в Швейцарии, производственные и торговые филиалы которой функционируют на всех континентах и фактически в каждой стране мира. В последние годы ее торговый оборот превзошел государственный бюджет Швейцарии!
Организованный труд
В начале XX в. право рабочих на создание собственных организаций и на коллективные переговоры по поводу условий найма было признано в большинстве европейских стран, а в некоторых (например, в Великобритании и Германии) организованный труд добился значительного влияния на рынке труда. Однако даже в этих странах он составлял меньшинство — не более одной пятой или одной четвертой от всей рабочей силы. В межвоенный период наблюдались рост численности членов профсоюзов в промышлен-но развитых странах и возникновение рабочих организаций в других, менее развитых странах. Например, в Соединенных Штатах члены профсоюзов в 1920-е гг. составляли только около 10% от всей несельскохозяйственной рабочей силы, охватывая прежде всего квалифицированных рабочих. К 1940 г., во многом под влиянием законодательства Нового курса, благоприятному для организованного труда, и кампании за юнионизацию неквалифицированных и полуквалифицированных фабричных рабочих, эта доля превысила одну четверть. Членство в союзах достигло пика (почти 36%) в 1945 г., что явилось результатом заметного расширения военной промышленности, а потом несколько упало. С середины 1950-х гг. по мере роста сферы услуг и высокотехнологичных отраслей доля членов профсоюзов в совокупной рабочей силе опять сократилась до менее чем 25%.
Динамика доли организованного труда в Западной Европе, хотя и не полностью совпадала с соответствующими тенденциями в США, была в целом схожей. Однако главное отличие состоит в том, что в Европе профсоюзы гораздо теснее ассоциируются с определенными политическими партиями, чем в США. Например, в Великобритании поддержку лейбористской партии оказывают в основном (хотя и не исключительно) члены профсоюзов и неорганизованные рабочие. На всеобщих выборах 1945 г., непосредственно после окончания войны, она одержала чистую победу над премьер-министром военного времени Уинстоном Черчиллем, и,
опираясь на социалистическую программу, приступила к национализации ряда ключевых отраслей. Хотя лейбористы и проиграли выборы 1952 г., они чередовались с консерваторами у власти на протяжении последующих 30 лет. Однако после решительного поражения в 1979 г. лейбористская партия раскололась надвое, когда менее идеологизированные ее члены сформировали новую социал-демократическую партию.
Социал-демократическая партия Германии до Первой мировой войны поддерживалась рабочими и была самой крупной в стране, хотя она так и не смогла сформировать правительство. В период Веймарской республики она участвовала в большинстве коалиционных правительств этой хрупкой демократии, но после прихода к власти фашистской диктатуры Адольфа Гитлера в 1933 г. она была насильственно распущена наравне со всеми остальными политическими партиями, кроме нацистской.
Нацисты ликвидировали не только политические партии, но и профсоюзы. Всех рабочих в принудительном порядке заставили вступить в Трудовой фронт, организацию, созданную для поддержания рабочей дисциплины и руководимую членами нацистской партии. Схожие процессы имели место в Италии, Советском Союзе и других тоталитарных государствах. В период революции 1917 г. члены российских профсоюзов (которые нелегально существовали при царском режиме) ожидали, что они будут призваны играть ведущую роль в реформировании и реорганизации российской экономики и общества. Однако их постигло жестокое разочарование, когда правительство использовало профсоюзы не для защиты прав рабочих, а как инструмент насаждения трудовой и партийной дисциплины.
'fey '•:•-'
Глава 14