Роль страны в мировой экономике и международные отношения
Франция входит в пятерку высокоразвитых государств мира. По размерам территории (551 тыс.кв. км.) и населения (57,1 млн. чел.) она принадлежит к числу наиболее крупных стран Европы. Франция находится на четвертом месте после США, Японии и Германии по объемам ВВП, промышленного производства и доле в мировой торговле и на третьем - по масштабам банковской деятельности. На долю Франции приходится 17% промышленного и 20% сельскохозяйственного производства Западной Европы. Важное место в экономике страны занимают научные исследования и информационное обслуживание. Франция ведет научные исследования по широкому кругу проблем: атомная энергетика, авиационная техника, оборудование средств связи, некоторые виды электроники промышленного назначения. Среди стран ОЭСР Франция занимает четвертое место по совокупным расходам на НИОКР, уступая США, Японии и Германии, и пятое место по объему расходов промышленных фирм на НИОКР (после США, Японии, Германии, Великобритании). Расходы на НИОКР сконцентрированы в небольшом числе отраслей: 75% всего объема НИОКР в промышленности приходится на электронику, авиаракетостроение, и космическую промышленность, автомобилестроение, химию, фармацевтику и энергетику, 19% - на долю отраслей военно-промышленного комплекса. В то же время в таких отраслях, как общее машиностроение, металлообработка, пищевая промышленность и др. эти расходы незначительны. Франция является третьей ядерной державой мира и первой Западной Европы и остается ведущей западноевропейской страной в области ракетостроения. Ракетоноситель «Ариан» обеспечивает лидирующие позиции страны в коммерческих запусках космических спутников гражданского и военного назначения. На его долю приходится около 50% мирового космического рынка.[13,с. 18] Внешняя торговля Франции постепенно переориентировалась на Европейский союз (ЕС). 55% экспорта и 49% импорта в 1980 приходились на страны-члены ЕС, а к 2007 г. эти показатели были соответственно 61% и 67%. Главными партнерами Франции в рамках ЕС являются Германия и Италия. За пределами Европы крупный торговый партнер - США. Активную роль в экономике страны играют малые и средние предприятия, укрепившие свои позиции в период 70 - 80 гг. На эти предприятия приходится более 99% всех существующих во Франции фирм. Малые и средние предприятия преобладают в сфере нефинансовых рыночных услуг (83%), строительстве (около 80%) и торговле (79,3%). В промышленности их доля значительно меньше - около 36%. Исключение составляют отрасли по переработке сельскохозяйственной продукции (57,9%) и производство товаров широкого потребления (около 69%).[19,с. 48] Экспортная деятельность малых и средних предприятий имеет весьма скромные показатели. Более 60% предприятий данной категории либо вообще не занимаются подобной деятельностью, либо экспортируют крайне незначительную часть своей продукции. Тем не менее, французское правительство оказывает весьма ощутимую поддержку экспортному производству. Главной особенностью национальной экономики Франции является значительный удельный вес государственного сектора. Национализированные фирмы имеют юридическую форму акционерных обществ. Их акции принадлежат государству непосредственно или через национализированные банки и финансовые организации. Государственные компании действуют преимущественно в автомобилестроении, авиакосмической, электронной, химической, нефтегазовой промышленности, черной металлургии, т. е. в отраслях, имеющих ключевое значение для экономики страны, или в отраслях, требующих больших инвестиций и в которых частные компании не могут обеспечить достаточную норму прибыли для расширенного воспроизведения. В промышленности действуют 446 государственных компаний, главным образом в черной и цветной металлургии, химии, машиностроении, в области транспорта и связи - 194 компании, в энергетике - 32 компании, в финансовой сфере - 280 компаний. Как правило, государственные компании отличаются значительным уровнем концентрации производства, высокой производительностью труда и активной внешнеторговой деятельностью. Государство с помощью системы налогообложения обеспечивает не только доходную часть бюджета страны, но и практическую реализацию официальных приоритетов в развитии национальной экономики. Доходная часть государственного бюджета формируется из налоговых поступлений (более 90%), выручка от продажи оружия и т. д. В налоговых поступлениях на прямые налоги приходится около 40%, на косвенные - более 60%. Шкала ставок подоходно налога прогрессивна, диапазон ставок составляет около 0 до 56, 8%. Среди основных расходных статей бюджета - ассигнования на образование и культуру, здравоохранение, создание рабочих мест, оборону, социальные выплаты. С 1975 г. наблюдается хронический дефицит государственного бюджета, несмотря на жесткие меры, предпринимаемые правительством с конца 1980 г. по его снижению. Так, в 1997 г. он достигал 3,1% ВВП, а государственный долг составил 57, 8%. Кроме того, государством финансируется реализация крупных научно- исследовательских и экономических программ, расходы на оборону. Таким образом, основной упор Франция сделала на развитие таких технологических программ и проектов, которые дают ей доступ к самой передовой и перспективной технике и технологиям. Это международные научно-исследовательские программы ЭСПРИТ, РАСЕ, БРИТЕ, ЕВРОМАТ, ЭВРИКА. По прогнозам экспертов, французские научно-исследовательские организации и промышленные фирмы смогут в конце столетия выйти на передовые позиции в ряде таких наукоемких отраслей, как роботехника, средства связи, создание новых материалов, биотехнология, информатика, микроэлектроника.
Перспективы развития
Хозяйственное развитие, по всей вероятности, будет соответствовать общим тенденциям развития западноевропейского региона. В частности, среднегодовые темпы роста за этот период должны колебаться у Франции как минимум в пределах 2,4-2,6%. Для обеспечения необходимых темпов роста Франции нужно сохранить хотя бы нынешние показатели динамики экспорта и внутреннего спроса (прежде всего личного потребления и инвестиций). Это ставит пред страной задачу более активной адаптации к мировому спросу, в котором, очевидно, усилится значение передовой наукоемкой продукции. Пока же здесь Франция отстает.
В национальном экспорте на долю машин и оборудования приходится всего около 48%, что заметно меньше, чем у США или ФРГ. Напротив, удельный вес изделий более низкой степени обработки выше, чем у основных конкурентов. Сейчас самыми крупными национальными частными фирмами являются «Данон» и «Л`Ореаль» (по биржевой капитализации и обороту они занимают весьма скромные места во второй-третьей сотнях западноевропейских компаний). В 2011 г. началось медленное оживление общехозяйственной конъюнктуры Франции. Об этом свидетельствует рост основных макроэкономических показателей страны.
По оценке специалистов, в 2011 г. По сравнению с 2010 г. валовой внутренний продукт Франции увеличился на 1,5% (в среднем в странах Евросоюза - на 1,7%). В 2012 г. он вырастет, согласно прогнозу, на 2%. Важной опорой общехозяйственной конъюнктуры Франции является личное потребление. Начиная с 2010 г. наблюдается неуклонный рост этого показателя, который, по оценке Министерства финансов, экономики и бюджета, в 2010 г. составил 0,6%, в 2011 г. - 1,4%. В 2012 г., по прогнозу министерства, личное потребление вырастет на 1,7%. Этому будет способствовать создание новых рабочих мест, число которых в 2012 г., согласно прогнозам, достигнет 160 тыс. (в I полугодии 2010 г. - 58,9 тыс.). Предполагается, что при низком уровне инфляции (1,5%) покупательная способность населения увеличится на 1,6%, что несколько выше, чем в 2011 г. (1,3%).
На экономику Франции негативно влияет высокий уровень государственной задолженности, который в период с апреля 2010 г. по март 2011 г. вырос на 14% и достиг 1535 млрд. евро. К концу 2011 г. он составил 83,7% ВВП, а к 2012 г., по прогнозам аналитиков, вырастет до 87,5%. Дефицит бюджета, по прогнозам, снизится с 7,7% в 2011 г. до 3% к 2013 г. Для этого правительством будет предпринят ряд мер, в том числе сокращение бюрократического аппарата. Бывший президент Франции Николя Саркози рассчитывает, что в 2013 году французская экономика вырастет на 1,75%, а с 2015 по 2017 годы рост составит 2%, говорится в программе президента-кандидата. Он отметил, что достижение равновесия бюджета в 2016 году потребует 124,5 миллиарда евро, три четверти которых будут получены, благодаря сокращению дефицита, а треть - благодаря увеличению сборов. Согласно программе Саркози, в 2017 году ожидается профицит бюджета в 0,5%. Франция понизила прогноз роста экономики на 2013-2015 гг. В Париже ожидают, что рост ВВП страны составит 2% в годовом выражении, против заявленных ранее 2,5%. На 2011-2012 гг. рост ВВП понижен до 1,75%, против ранее заявленных 2% и 2,25% соответственно. Об этом говорится в материалах правительства республики. Организация экономического сотрудничества и развития понизило прогноз роста ВВП Франции до 0,3% в 2012 году, а в 2013 году — на 1,5%, предупреждая о возможной краткосрочной и неглубокой рецессии.
ОЭСР также снизил свои ожидания по уровню безработицы во Франции. Согласно последнему прогнозу, этот показатель к концу 2012 года вырастет до 10,4%, а в 2013 году стабилизируется. На фоне ухудшения мировой экономической ситуации и кризиса суверенных долгов в Европе французское правительство в августе и ноябре 2011 года наметило два пакета мер, которые должны позволить стране уравновесить бюджет к 2016 году и сохранить высший кредитный рейтинг “ААА”. Правительство предполагает сэкономить и получить дополнительно 115 миллиардов евро, чтобы обеспечить сокращение дефицита до 4,5% в 2012 году, до 3% в 2013 году и до 2% в 2014 году. При этом французские власти считают, что ВВП страны вырастет на 1% в 2012 году. ОЭСР же считает, что Франции не стоит останавливаться на объявленных мерах. Эксперты считают, что новый пакет мер необходимо обнародовать как можно скорее, однако осознают, что предстоящие в 2012 году президентские выборы затянут процесс. После 2013 года, по мнению ОЭСР, бюджетный дефицит сократится за счет наращивания темпов производства, но все равно потребуются меры консолидации в размере, как минимум, 0,5% ВВП. Таким образом, чтобы избавиться от остатков неверно выбранной еще в начале 50-х гг. общехозяйственной и промышленной специализации, Франции предстоит прежде всего повысить конкурентоспособность частного бизнеса. Это, в свою очередь, потребует его концентрации. Кроме того, необходимо продолжить передачу в руки более эффективных собственников ведущих государственных предприятий.
Список литературы
1. Арсеньев, Э.А., Франция под знаком перемен. М., 2007.- 156 с.
2. Зверев, Ю. М. Мировое хозяйство и международные экономические отношения. - Калининград: Изд-во КГУ, 2007.- 321 с.
3. Матук, Ж. Финансовая система Франции и других стран. М., 2008.- 653с.
4. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран / Под ред. В.П.Колосова, М.Н.Осьмовой. - М.: 2007. – 438 с.
5. Островская, Е., Франция // Мировая экономика и международные отношения, 2008, №8, с. 89 – 97
6. Спиридонов, И.А., Мировая экономика. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 256 с.
7. Основные экономические характеристики стран/Франция [www.polpred.ru]
8. Конституция Французской Республики от 4 октября 1958 г. // Конституции государств Европейского Союза. М: ИНФРА*М – НОРМА, 1997. С.680
9. Исаченко Т. М. Социальная политика Франции: опыт развития // Труд за рубежом. — 2003, № 1
10. http://www.vestifinance.ru/ Ослабление экономики еврозоны заставит ЕЦБ начать QE
11. Национальный институт статистики и экономических исследований Франции (INSEE), «Note de conjoncture»,17 марта 2014 г.
12. Мировая экономика/ Экономические показатели Франции/ [http://www.ereport.ru]
13. [www.geo2012.da.ru]
14. [www.ereport.ru/]
15. [www.ved.gov.ru/]
16. [www.gecont.ru/]
17. [www.socioguru.ru/]
18. [www.scienceforum.ru/]