Социально-экономическое развитие экономики Республики Беларусь на 2006-2010 годы
Важнейшей целью 2006-2010 гг. является достижение устойчивого экономического роста и на этой основе обеспечение основных параметров оздоровления народа и повышение уровня его благосостояния.
Программа- 2010 продолжает в определенной мере стратегическую линию своих предшественниц. Преемственность экономической политики во времени - залог стабильности и поступательного развития общества. Но, вместе с тем, она и развивает ее, отвечая на многообразные новые вызовы мировой хозяйственной системы, глобализационных тенденций, чаяний и устремлений белорусского общества.
Ее главная задача - дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе технического перевооружения, реструктурирования экономики, роста ее конкурентоспособности.
Для реализации поставленной задачи предполагается основные усилия сконцентрировать на следующих приоритетных направлениях:
· всестороннее развитие человеческого капитала, формирование эффективной системы здравоохранения;
· инновационное развитие национальной экономики, энерго- и ресурсосбережение;
· наращивание экспортного потенциала страны на основе повышения уровня конкурентоспособности национальной экономики;
· развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей, социальной сферы села;
· развитие малых, и средних городов;
· жилищное строительство.
В целях улучшения макроэкономических условий для реализации намеченных приоритетов Программой - 2010 предусматривается, наряду с эффективным использованием рыночных механизмов хозяйствования, совершенствование методов государственного регулирования в следующих направлениях.
Налоговая политика. Будет продолжена налоговая реформа, конечными целями которой являются снижение налоговой нагрузки, улучшение налогового администрирования, стабильность налоговой системы. Упрощение налоговой системы будет обеспечено прежде всего за счет сокращения числа налогов, сборов (пошлин), унификации налоговых баз и упрощения их исчисления, законодательного определения единого для всей страны порядка исчисления и уплаты местных налогов и сборов.
В денежно-кредитной политике предусматривается поддержание устойчивости белорусского рубля и снижение инфляции. Темпы наращивания денежного предложения в национальной валюте будут выдерживаться в соответствии со спросом экономики на Деньги и целевым параметром инфляции, допустимый уровень которой в 2010 г. не должен превышать 5%. Основными каналами наращивания денежного предложения со стороны Национального банка станут покупка иностранной валюты, операции на открытом рынке и кредитование банков на рыночных принципах.
Ценовая и антимонопольная политика будут направлены на:
· обеспечение снижения уровня инфляции до целевых показателей;
· сокращение дотационности ряда цен и тарифов (на транспорте и в жилищно-коммунальном хозяйстве) в увязке с решением вопросов роста доходов населения;
· ликвидацию отраслевых и других перекосов цен, не позволяющих осуществлять нормальные воспроизводственные процессы;
· повышение экономической обоснованности цен на продукцию естественных монополий и базовых отраслей народного хозяйства, предопределяющих возможности развития других сегментов национальной экономики, на социально важные виды товаров (работ, услуг);
· сужение сферы прямого государственного регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги);
· гармонизацию внутреннего уровня цен с ценами в сопредельных странах;
· приведение антимонопольного регулирования в соответствие с международными нормами и с учетом открытости национальной экономики.
В системе институциональных преобразований реформирование отношений собственности будет иметь системообразующий, ключевой характер.
Важнейшими стратегическими направлениями их реформирования по-прежнему будут: создание многоукладной экономики и конкурентной среды; разработка и ввод в действие правовой базы, регламентирующей порядок, механизмы и формы перехода государственной собственности в негосударственную, обеспечивающей надежную защиту прав собственности; привлечение иностранных инвестиций в экономику.
В соответствии с Программой - 2010 будут приняты конкретные меры по активизации развития реального сектора экономики. В первую очередь это касается его структурной трансформации. Она будет проводиться по двум направлениям.
Первое (структурная санация экономики) - оздоровление существующей экономической структуры, и прежде всего государственного сектора экономики, на основе снижения доли убыточных производств, что позволит аккумулировать средства на первоочередное развитие «точек роста».
Второе направление (модернизация национальной экономики) - создание и развитие новых наукоемких ресурсо- и энергосберегающих производств и целых отраслей. Все это в совокупности, в соответствии с Программой-2010, даст возможность обеспечить следующую динамику основных макроэкономических показателей в рассматриваемом пятилетии (табл. 3.1):
Таблица 3.1.
Основные показатели социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг., в сопоставимых ценах, % к предыдущему году
Показатель | 2006 г | 2010 г | 2010 г., % к 2006 г |
Валовой внутренний продукт (ВВП) | 107-108,5 | 108,5-110 | 146-155 |
Продукция промышленности | 106,5-108 | 108-109,5 | 143-151 |
Продукция сельского хозяйства | 106-108 | 106,5-108 | 134-145 |
Инвестиции в основной капитал | 113-114 | 111-112 | 165-175 |
Производство потребительских товаров | 108-109 | 109-110 | 150-157 |
Объем внешней торговли товарами | |||
и услугами, всего | 108,3-109,3 | 109,8-110,8 | 153-160 |
В том числе | |||
экспорта | 108,5-109,5 | 110-111 | 155-162 |
импорта | 108-109 | 109,5-110,5 | 151-158 |
Реальные денежные доходы населения | 107-108,5 | 109,5-110,5 | 149,156 |
Реальная заработная плата | 108-109 | 109,5-110 | 152-158 |
Снижение энергоемкости ВВП | (-6)-(-7) | (-5.5)-(-7) | (-26)-(-30.4) |
Ввод в эксплуатацию жилья за счет всех | |||
источников финансирования, млн кв м | 3,7-4,2 | 4,5-5,0 | 118-132 |
Дефицит республиканского бюджета, % к ВВП | -1,5 | -1,5 | - |
В Беларуси 2010 год объявлен Годом качества. «Это не случайно, — отметил Президент РБ Александр Лукашенко. — Мы часто говорили о том, что должны выйти из кризиса первыми и окрепшими. Так вот, окрепшими надо выходить с очень качественной продукцией. Другого пути нет».
Денежно-кредитная политика в январе-марте нынешнего года проводилась с учетом складывающейся макроэкономической ситуации и была направлена на сохранение финансовой стабильности. В результате было обеспечено поддержание курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют в пределах установленного коридора, снижен уровень процентных ставок на денежном рынке, расширена кредитная поддержка банками экономики, а также продолжен рост активов и нормативного капитала банковского сектора, обеспечено надежное и безопасное функционирование платежной системы.
С учетом фактической ситуации в национальной экономике, динамики валютного и депозитного рынков Национальный банк предпринял меры по дальнейшему удешевлению кредитных ресурсов. Так, в марте текущего года ставка по новым срочным депозитам в рублях сложилась на уровне 16,1 процента годовых, что на 1,6 процентного пункта ниже, чем в январе. Объявленная средняя процентная ставка по новым кредитам банков в белорусских рублях сложилась на уровне 19,6 процента годовых, снизившись по сравнению с январем на 0,9 процентного пункта.
За январь – март текущего года банки выдали кредитов экономике в белорусских рублях и иностранной валюте на сумму почти 21,6 трлн. рублей, что на 38 процентов больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.
Объем привлеченных денежных средств населения за I квартал текущего года возрос на 1,57 трлн. рублей, или на 8,4 процента. По состоянию на 1 апреля 2010 г. он составил 20,33 трлн. рублей. В среднем на одного жителя республики на 1 апреля 2010 г. приходилось 2144,1 тыс. рублей сбережений, размещенных в банковских вкладах и сберегательных сертификатах, что эквивалентно 720 долларам США. Относительно сопоставимой даты прошлого года данный показатель возрос на 540,7 тыс. рублей, или в 1,34 раза.
Мировой финансово-экономический кризис оказал негативное влияние на развитие экономики Республики Беларусь и ее финансовой системы. Однако своевременно принятые руководством страны меры по минимизации последствий кризиса позволили республике завершить 2009 г. с относительно небольшими потерями. Выполнение большинства основных социально-экономических показателей достигло или превзошло уровень предшествующего года. Это, в свою очередь, в значительной мере предопределило поставленные перед экономикой страны задачи и параметры республиканского бюджета на 2010 г.
Закон Республики Беларусь № 73-З «О республиканском бюджете на 2010 год» (далее - Закон), принятый Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 11 декабря 2009 г. и одобренный Советом Республики 18 декабря, 29 декабря был подписан Главой государства. Таким образом, в новый год страна вступила с новым бюджетом.
В Законе реализованы подходы по формированию основных доходных источников республиканского бюджета, обозначены приоритеты в финансировании расходов, определено отношение к дефициту бюджета и др. Закон разработан с учетом требований принятого в 2008 г. Бюджетного кодекса Республики Беларусь, предусматривающего изменение отдельных норм бюджетного законодательства. Одним из наиболее существенных изменений является то, что с 2010 г. средства Фонда социальной защиты населения не включаются в состав республиканского бюджета и будут ежегодно утверждаться соответствующим законом.
Проект республиканского бюджета на 2010 г. разработан на основе положений Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг., изменений налогового законодательства, предусмотренных проектом Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь, результатов ожидаемого исполнения бюджета в 2009 г., важнейших параметров прогноза социально-экономического развития и основных направлений денежно-кредитной политики страны на 2010 г.
Как и в предыдущие годы, запланированные показатели являются достаточно напряженными.
Так, согласно важнейшим параметрам прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2010 г. для абсолютного большинства его показателей запланированы достаточно высокие темпы роста, которые несколько выше темпов роста в 2009 г. (ВВП - 111-113 %, продукция сельского хозяйства - 110-111 %, производство потребительских товаров - 114-115 %, объем внешней торговли товарами и услугами - 124-125 %, в том числе экспорта - 127-128 %; производительность труда - 109-111 % и т.д.).
Темпы роста ряда показателей прогноза на 2010 г. предусмотрены на уровне прошлого года (продукция промышленности - 110-112 %, инвестиции в основной капитал - 123-125 %, реальные денежные доходы населения - 114-115 %, платные услуги населению - 113-114 %).
Вместе с тем следует отметить, что несмотря на опережающие темпы роста экспорта над темпами роста импорта (7 процентных пунктов), внешнеторговое сальдо предусматривается отрицательным - (-4600)-(-4700) млн долл. США, что выше прогнозного уровня предыдущего года. Ниже уровня прошлого года утверждены показатели рентабельности реализованной продукции и розничного товарооборота.
Реализация поставленных на текущий год задач и, в частности, обеспечение роста ВВП предусматривается за счет увеличения объемов производства в ведущих отраслях экономики - промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, а также торговле, сфере услуг и др.
В свою очередь высокие темпы роста промышленной продукции планируется обеспечить за счет повышения эффективности работы предприятий на основе их реструктуризации и модернизации, широкого внедрения инновационных технологий, производства продукции необходимого ассортимента и качества, высокого уровня рентабельности.
Основные усилия в строительном комплексе в 2010 г. должны быть направлены на снижение себестоимости, материалоемкости и энергоемкости строительства, а также цен на строительную продукцию, расширение рынков сбыта товаров и услуг. Необходимо обеспечить переход на новый уровень индустриального домостроения, внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий, обновление машинного парка строительных организаций.
В агропромышленном комплексе продолжится реализация мероприятий Государственной программы возрождения и развития села на 2006-2010 гг. на основе крупнотоварного сельскохозяйственного производства, совершенствования региональной специализации, использования инновационных технологий, а также государственной поддержки предприятий перерабатывающей промышленности, развития рыночной инфраструктуры по сбыту продукции, переориентации финансовых и других ресурсов с учетом повышения их эффективности.
Основной задачей развития сферы услуг в 2010 г. является обеспечение потребностей национальной экономики и населения в широком спектре услуг высокого качества по доступным ценам на основе динамичного развития отраслей услуг при опережающем развитии приоритетных и новых их видов. Необходимо повышение роли сферы услуг как важнейшей составляющей экономического роста и уровня жизни населения.[16]