Социально-экономическое развитие экономики Республики Беларусь на 2006-2010 годы

Важнейшей целью 2006-2010 гг. является достижение устойчивого экономического роста и на этой основе обеспечение основных параметров оздоровления народа и повышение уровня его благосостояния.

Программа- 2010 продолжает в опреде­ленной мере стратегическую линию своих предшественниц. Преемственность экономи­ческой политики во времени - залог стабиль­ности и поступательного развития общества. Но, вместе с тем, она и развивает ее, отве­чая на многообразные новые вызовы миро­вой хозяйственной системы, глобализационных тенденций, чаяний и устремлений бело­русского общества.

Ее главная задача - дальнейшее повы­шение уровня и качества жизни населения на основе технического перевооружения, реструктурирования экономики, роста ее конкурентоспособности.

Для реализации поставленной задачи предполагается основные усилия сконцент­рировать на следующих приоритетных на­правлениях:

· всестороннее развитие человеческо­го капитала, формирование эффективной си­стемы здравоохранения;

· инновационное развитие националь­ной экономики, энерго- и ресурсосбережение;

· наращивание экспортного потенциала страны на основе повышения уровня конку­рентоспособности национальной экономики;

· развитие агропромышленного комп­лекса и сопряженных отраслей, социальной сферы села;

· развитие малых, и средних городов;

· жилищное строительство.

В целях улучшения макроэкономичес­ких условий для реализации намеченных приоритетов Программой - 2010 предусматри­вается, наряду с эффективным использова­нием рыночных механизмов хозяйствования, совершенствование методов государственного регулирования в следующих направлениях.

Налоговая политика. Будет продолже­на налоговая реформа, конечными целями которой являются снижение налоговой на­грузки, улучшение налогового администри­рования, стабильность налоговой системы. Упрощение налоговой системы будет обес­печено прежде всего за счет сокращения чис­ла налогов, сборов (пошлин), унификации налоговых баз и упрощения их исчисления, законодательного определения единого для всей страны порядка исчисления и уплаты местных налогов и сборов.

В денежно-кредитной политике предус­матривается поддержание устойчивости бе­лорусского рубля и снижение инфляции. Темпы наращивания денежного предложения в национальной валюте будут выдерживать­ся в соответствии со спросом экономики на Деньги и целевым параметром инфляции, допустимый уровень которой в 2010 г. не должен превышать 5%. Основными каналами наращивания денежного предложения со стороны Национального банка станут покуп­ка иностранной валюты, операции на откры­том рынке и кредитование банков на рыноч­ных принципах.

Ценовая и антимонопольная политика будут направлены на:

· обеспечение снижения уровня инф­ляции до целевых показателей;

· сокращение дотационности ряда цен и тарифов (на транспорте и в жилищно-ком­мунальном хозяйстве) в увязке с решением вопросов роста доходов населения;

· ликвидацию отраслевых и других пе­рекосов цен, не позволяющих осуществлять нормальные воспроизводственные процессы;

· повышение экономической обосно­ванности цен на продукцию естественных мо­нополий и базовых отраслей народного хо­зяйства, предопределяющих возможности развития других сегментов национальной экономики, на социально важные виды то­варов (работ, услуг);

· сужение сферы прямого государствен­ного регулирования цен (тарифов) на това­ры (работы, услуги);

· гармонизацию внутреннего уровня цен с ценами в сопредельных странах;

· приведение антимонопольного регу­лирования в соответствие с международны­ми нормами и с учетом открытости нацио­нальной экономики.

В системе институциональных преоб­разований реформирование отношений соб­ственности будет иметь системообразующий, ключевой характер.

Важнейшими стратегическими направлениями их реформирования по-прежнему будут: создание многоукладной экономики и конкурентной среды; разработ­ка и ввод в действие правовой базы, регла­ментирующей порядок, механизмы и формы перехода государственной собственности в негосударственную, обеспечивающей надеж­ную защиту прав собственности; привлече­ние иностранных инвестиций в экономику.

В соответствии с Программой - 2010 бу­дут приняты конкретные меры по активиза­ции развития реального сектора экономики. В первую очередь это касается его структур­ной трансформации. Она будет проводиться по двум направлениям.

Первое (структурная санация экономики) - оздоровление существующей экономической структуры, и преж­де всего государственного сектора экономи­ки, на основе снижения доли убыточных производств, что позволит аккумулировать средства на первоочередное развитие «точек роста».

Второе направление (модернизация национальной экономики) - создание и раз­витие новых наукоемких ресурсо- и энерго­сберегающих производств и целых отраслей. Все это в совокупности, в соответствии с Программой-2010, даст возможность обес­печить следующую динамику основных мак­роэкономических показателей в рассматри­ваемом пятилетии (табл. 3.1):

Таблица 3.1.

Основные показатели социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг., в сопоставимых ценах, % к предыдущему году

Показатель 2006 г 2010 г 2010 г., % к 2006 г
Валовой внутренний продукт (ВВП) 107-108,5 108,5-110 146-155
Продукция промышленности 106,5-108 108-109,5 143-151
Продукция сельского хозяйства 106-108 106,5-108 134-145
Инвестиции в основной капитал 113-114 111-112 165-175
Производство потребительских товаров 108-109 109-110 150-157
Объем внешней торговли товарами      
и услугами, всего 108,3-109,3 109,8-110,8 153-160
В том числе      
экспорта 108,5-109,5 110-111 155-162
импорта 108-109 109,5-110,5 151-158
Реальные денежные доходы населения 107-108,5 109,5-110,5 149,156
Реальная заработная плата 108-109 109,5-110 152-158
Снижение энергоемкости ВВП (-6)-(-7) (-5.5)-(-7) (-26)-(-30.4)
Ввод в эксплуатацию жилья за счет всех      
источников финансирования, млн кв м 3,7-4,2 4,5-5,0 118-132
Дефицит республиканского бюджета, % к ВВП -1,5 -1,5 -

В Беларуси 2010 год объявлен Годом качества. «Это не случайно, — отметил Президент РБ Александр Лукашенко. — Мы часто говорили о том, что должны выйти из кризиса первыми и окрепшими. Так вот, окрепшими надо выходить с очень качественной продукцией. Другого пути нет».

Денежно-кредитная политика в январе-марте нынешнего года проводилась с учетом складывающейся макроэкономической ситуации и была направлена на сохранение финансовой стабильности. В результате было обеспечено поддержание курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют в пределах установленного коридора, снижен уровень процентных ставок на денежном рынке, расширена кредитная поддержка банками экономики, а также продолжен рост активов и нормативного капитала банковского сектора, обеспечено надежное и безопасное функционирование платежной системы.

С учетом фактической ситуации в национальной экономике, динамики валютного и депозитного рынков Национальный банк предпринял меры по дальнейшему удешевлению кредитных ресурсов. Так, в марте текущего года ставка по новым срочным депозитам в рублях сложилась на уровне 16,1 процента годовых, что на 1,6 процентного пункта ниже, чем в январе. Объявленная средняя процентная ставка по новым кредитам банков в белорусских рублях сложилась на уровне 19,6 процента годовых, снизившись по сравнению с январем на 0,9 процентного пункта.

За январь – март текущего года банки выдали кредитов экономике в белорусских рублях и иностранной валюте на сумму почти 21,6 трлн. рублей, что на 38 процентов больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.

Объем привлеченных денежных средств населения за I квартал текущего года возрос на 1,57 трлн. рублей, или на 8,4 процента. По состоянию на 1 апреля 2010 г. он составил 20,33 трлн. рублей. В среднем на одного жителя республики на 1 апреля 2010 г. приходилось 2144,1 тыс. рублей сбережений, размещенных в банковских вкладах и сберегательных сертификатах, что эквивалентно 720 долларам США. Относительно сопоставимой даты прошлого года данный показатель возрос на 540,7 тыс. рублей, или в 1,34 раза.

Мировой финансово-экономический кризис оказал негативное влияние на развитие экономики Республики Беларусь и ее финансовой системы. Однако своевременно принятые руководством страны меры по минимизации последствий кризиса позволили республике завершить 2009 г. с относительно небольшими потерями. Выполнение большинства основных социально-экономических показателей достигло или превзошло уровень предшествующего года. Это, в свою очередь, в значительной мере предопределило поставленные перед экономикой страны задачи и параметры республиканского бюджета на 2010 г.

Закон Республики Беларусь № 73-З «О республиканском бюджете на 2010 год» (далее - Закон), принятый Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 11 декабря 2009 г. и одобренный Советом Республики 18 декабря, 29 декабря был подписан Главой государства. Таким образом, в новый год страна вступила с новым бюджетом.

В Законе реализованы подходы по формированию основных доходных источников республиканского бюджета, обозначены приоритеты в финансировании расходов, определено отношение к дефициту бюджета и др. Закон разработан с учетом требований принятого в 2008 г. Бюджетного кодекса Республики Беларусь, предусматривающего изменение отдельных норм бюджетного законодательства. Одним из наиболее существенных изменений является то, что с 2010 г. средства Фонда социальной защиты населения не включаются в состав республиканского бюджета и будут ежегодно утверждаться соответствующим законом.

Проект республиканского бюджета на 2010 г. разработан на основе положений Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг., изменений налогового законодательства, предусмотренных проектом Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь, результатов ожидаемого исполнения бюджета в 2009 г., важнейших параметров прогноза социально-экономического развития и основных направлений денежно-кредитной политики страны на 2010 г.

Как и в предыдущие годы, запланированные показатели являются достаточно напряженными.

Так, согласно важнейшим параметрам прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2010 г. для абсолютного большинства его показателей запланированы достаточно высокие темпы роста, которые несколько выше темпов роста в 2009 г. (ВВП - 111-113 %, продукция сельского хозяйства - 110-111 %, производство потребительских товаров - 114-115 %, объем внешней торговли товарами и услугами - 124-125 %, в том числе экспорта - 127-128 %; производительность труда - 109-111 % и т.д.).

Темпы роста ряда показателей прогноза на 2010 г. предусмотрены на уровне прошлого года (продукция промышленности - 110-112 %, инвестиции в основной капитал - 123-125 %, реальные денежные доходы населения - 114-115 %, платные услуги населению - 113-114 %).

Вместе с тем следует отметить, что несмотря на опережающие темпы роста экспорта над темпами роста импорта (7 процентных пунктов), внешнеторговое сальдо предусматривается отрицательным - (-4600)-(-4700) млн долл. США, что выше прогнозного уровня предыдущего года. Ниже уровня прошлого года утверждены показатели рентабельности реализованной продукции и розничного товарооборота.

Реализация поставленных на текущий год задач и, в частности, обеспечение роста ВВП предусматривается за счет увеличения объемов производства в ведущих отраслях экономики - промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, а также торговле, сфере услуг и др.

В свою очередь высокие темпы роста промышленной продукции планируется обеспечить за счет повышения эффективности работы предприятий на основе их реструктуризации и модернизации, широкого внедрения инновационных технологий, производства продукции необходимого ассортимента и качества, высокого уровня рентабельности.

Основные усилия в строительном комплексе в 2010 г. должны быть направлены на снижение себестоимости, материалоемкости и энергоемкости строительства, а также цен на строительную продукцию, расширение рынков сбыта товаров и услуг. Необходимо обеспечить переход на новый уровень индустриального домостроения, внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий, обновление машинного парка строительных организаций.

В агропромышленном комплексе продолжится реализация мероприятий Государственной программы возрождения и развития села на 2006-2010 гг. на основе крупнотоварного сельскохозяйственного производства, совершенствования региональной специализации, использования инновационных технологий, а также государственной поддержки предприятий перерабатывающей промышленности, развития рыночной инфраструктуры по сбыту продукции, переориентации финансовых и других ресурсов с учетом повышения их эффективности.

Основной задачей развития сферы услуг в 2010 г. является обеспечение потребностей национальной экономики и населения в широком спектре услуг высокого качества по доступным ценам на основе динамичного развития отраслей услуг при опережающем развитии приоритетных и новых их видов. Необходимо повышение роли сферы услуг как важнейшей составляющей экономического роста и уровня жизни населения.[16]

Наши рекомендации