Итоги реализации Государственной программы информатизации Республики Беларусь на 2003–2005 годы и на перспективу до 2010 года «Электронная Беларусь»

Индустрия информационных технологий является критерием социально-экономического развития и научно-технического прогресса в мире, воплощением качественно новой стороны жизни общества. Если несколько десятилетий назад уровень развития стран измерялся, в первую очередь, показателями производства, военно-технического потенциала и социальной сферы, то на современном этапе интеграция любой страны в мировое сообщество и участие ее в глобальных процессах невозможны, если она отстает в развитии информационных технологий. Показатель развития информационного общества – вот, вероятно, первый по значимости показатель развития страны в эпоху глобализации и стремительного научно-технического прогресса.

Для развития процессов информатизации в нашей стране выполнена Государственная программа информатизации на 2003–2005 годы и на перспективу до 2010 года «Электронная Беларусь» (далее ‑ Программа). Она была разработана специалистами Национальной академии наук, носила межотраслевой характер и базировалась на основных положениях концепции государственной политики в области информатизации.

В Программу вошли 108 проектов, обеспечивающих основные направления развития информатизации.

Итоги реализации Государственной программы информатизации Республики Беларусь на 2003–2005 годы и на перспективу до 2010 года «Электронная Беларусь» - student2.ru

На начальном этапе (в 2003–2007 годах) мероприятия программы были направлены на создание информационных систем и технологий в органах государственной власти и управления. Было создано более 20 информационных систем, в том числе для Администрации Президента Республики Беларусь, Национального собрания, Совета Министров, Комитета государственного контроля, министерств и ведомств, органов местного управления.

На завершающем этапе (начиная с 2008 года) приоритетными являлись проекты по интеграции информационных ресурсов, имеющих государственное значение, в единую информационную систему на основе унифицированных правил и протоколов, а также по созданию межведомственных и территориально распределенных информационных систем.

Наиболее значимыми из реализованных проектов являются следующие:

1. Общегосударственная автоматизированная информационная система (ОАИС), обеспечивающая повышение эффективности функционирования государственных органов.

В результате выполнения проекта на базе РУП «Белтелеком» создана техническая инфраструктура на основе защищенной виртуальной сети передачи данных, объединяющей серверы системы и технические средства владельцев базовых информационных ресурсов. Разработаны адаптеры и интернет-портал для доступа к информационным ресурсам госорганов, подсистема ведения общегосударственных классификаторов Республики Беларусь. Разработан и утвержден перечень информационных услуг, доступ к которым предоставляется органам государственного и местного управления посредством ОАИС.

2. Корпоративная библиотечная сеть в составе Национальной библиотеки Беларуси, республиканских и областных библиотек и региональных информационных центров.Сеть обеспечивает доступ к библиотечным информационным ресурсам широкому кругу пользователей, включая жителей сельских районов республики.

3. Общереспубликанская база данных для обмена информацией между государственными органами, иными государственными организациями. Создана автоматизированная система, обеспечивающая электронное взаимодействие государственных органов и организаций при выполнении административных процедур по принципу «одного окна». В рамках проекта автоматизированы 184 административные процедуры по принципу «одного окна», создан единый портал «одно окно», внедрена единая система мониторинга выполнения административных процедур различными ведомствами.

4. Автоматизированная информационно-аналитическая система по медицинским направлениям на основе электронной истории болезни и телемедицинская система унифицированного электронного консультирования (РС ТЭК).

Разработана единая информационно-аналитическая среда для сбора, обработки данных, наблюдения, диагностики и обмена медицинской информацией в оперативном режиме.

5. Автоматизированная система сбора сведений от налоговых агентов о доходах плательщиков. В результате выполнения проекта создана общереспубликанская база данных по сбору налогов от физических лиц – граждан нашей страны.

Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь при консультационной поддержке Национальной земельной службы Швеции выполнил работы по созданию и введению Государственного земельного кадастра и Единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Эта разработка содействовала тому, что Беларусь вошла в первую пятерку стран-реформаторов в рейтинге Всемирного банка.

6. Автоматизированная система пограничного контроля. Внедрение этой системы на всех пунктах пропуска через Государственную границу Беларуси позволила значительно ускорить и упростить процедуру оформления документов гражданами нашей страны при пересечении границы.

Полученные в ходе выполнения проектов Программы результаты потребовали нового подхода к государственному регулированию работ в сфере информатизации, в том числе посредством совершенствования соответствующей нормативной правовой базы. При активном участии органов государственного управления, общественных и международных организаций в сфере ИКТ были разработаны и приняты законы «Об информации, информатизации и защите информации» (взамен Закона «Об информатизации») и «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» (взамен Закона «Об электронном документе»), разработана Стратегия развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года.


Наши рекомендации