Цели и задачи обучения по дисциплине
Негосударственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский университет управления и экономики»
ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА
Кафедра государственного и муниципального управления
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Учебной дисциплины
СИСТЕМНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
В УПРАВЛЕНИИ ЭКОНОМИКОЙ
Для специальности подготовки
Государственное и муниципальное управление»
Специализация Государственная служба
Квалификация специалиста Менеджер
Форма обучения Очная
Санкт – Петербург
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой Государственного и муниципального управления
Протокол от 14 июня 2007 г. № 10
Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией
факультета Менеджмента
Протокол от 28 августа 2007 г. № 1
Голубецкая Н.П.
Системные исследования в управлении экономикой.- СПб.: СПбУУиЭ, 2007. – с.29
Учебно-методический комплекс «Системные исследования в управлении экономикой» предназначен для преподавателей и студентов всех форм обучения Академии управления и экономики. Он состоит из рабочей программы учебной дисциплины, планов семинарских занятий, методического пособия по выполнению контрольных заданий для студентов заочной формы обучения.
Изучение курса планируется по специальности «Системные исследования в управлении экономикой»» в течение первого и второго семестров: на дневном, вечернем отделении – 70 часов (24 часа лекций и 36 часа семинарских занятий) и заочном отделении –70 часов (12 часов лекций, 8 часов семинаров и 50 часов самостоятельной работы).
СОДЕРЖАНИЕ | ||
1. | Рабочая учебная программа дисциплины | |
2. | Общие методические рекомендации по изучению дисциплины | |
3. | Распределение учебного времени по семестрам, разделам, темам и видам учебных занятий | |
4. | Методические рекомендации по выполнению контрольных работ, рефератов | |
5. | Порядок проведения контроля качества подготовки студентов по дисциплине, содержание контролирующих материалов |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
I. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА
И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Цели и задачи обучения по дисциплине
Предметом изучения курса является обоснование возможностей количественного анализа вариантов государственной региональной политики и последствий принимаемых решений в среднесрочной, краткосрочной и долгосрочной перспективе на основе пространственного аспекта состояния и функционирования экономики. Во-первых, изучаются на региональном уровне соответствующие вопросы микроэкономики (размещение, территориальное ценообразование, транспортные издержки, агломерационные эффекты и т.д.) Во-вторых, анализируется макроэкономические взаимодействия отдельных регионов между собой и с федеральным центром в целом относительно решения задач экономического роста, занятости, конъюктуры и т.д.
В этой связи используются базовые предметы - экономическая теория, экономическая география, экономика предприятий и отраслей, статистика, экономико-математические методы, экономическая информатика.
Особое внимание в курсе обращается на проблемы теории и практики трансформации экономической системы с целью построения модели рыночной экономики как относительно более эффективной для решения задач реализации и наращивания регионального производственного потенциала, научно-технического прогресса, социального развития и включения в мирохозяйственные связи.
Методологически важным является то, что изменения социально-экономических систем или отдельных блоков происходят непрерывно, различаются по своей глубине; по интенсивности во времени; по темпам; скорости изменения; по уровню исследования - как отдельных изменений элементов системы, так и ее структуры в целом.
Одной из задач курса «Системные исследования в управлении экономикой» является мониторинг и прогнозирование динамики экономического и социального развития субъектов Российской Федерации, оценки эффективности мер федерального центра по уменьшению региональной дифференциации, укреплению экономического и финансового потенциала регионов.
При моделировании экономических отношений в федеральном государстве важно принимать во внимание определенные проблемы между задачами государственной региональной политики и мерами по их реализации, с одной стороны, и региональными моделями, на основе которых предполагаются проверка, оценка и выработка таких мер, - с другой.
Рассматривая модели регионального развития, необходимо учитывать способности их реагировать на стратегические приоритеты государственной региональной политики. Поэтому важным этапом в курсе является детальная разработка инструментов государственной региональной политики и соответствующей надстройки региональных моделей на вписывание этих инструментов в систему управляющих параметров.
Для оценки региональной политики государства должны быть подвергнуты определенной инвентаризации задачи федерального центра в соответствии с их влиянием на социально-экономические процессы в регионах. В этой связи в курсе детально рассматриваются частные и интегральные показатели в следующих блоках – экономический, социальный, природно-ресурсный. При этом рассматриваются прогнозные и фактические индикаторы регионального развития.
Особое внимание уделяется вопросам места Российской Федерации в условиях глобализации и регионализации экономики. В рассматриваемом комплексе моделей предусматривается возможность активного отражения экономической политики государства такой, как налоговая, бюджетная, инвестиционная, ценовая, кредитно-финансовая, миграционная, социальная.
При этом детально прорабатываются следующие параметры налоговой политики – налог на прибыль, начисления на себестоимость, НДС, акцизы, начисления на заработную плату и т.д., каждый из видов налогов четко описывается с точки зрения влияния на региональную политику, ставки налогообложения различаются по отраслям и регионам.
На основе параметров бюджетной политики характеризуются финансовые поступления в региональные и федеральные бюджеты, а также внебюджетные фонды. Специальные параметры фиксируют формирование затрат на инвестиции. Доходы федерального бюджета развития определяются в доле от собственных доходов бюджета региона. Расходы на инвестиции за счет федерального бюджета зависят от сложившихся тенденций и играют регулирующую и стимулирующую функции при формировании общих инвестиционных ресурсов, необходимых данному региону. При определении объема инвестиций государства в регион особое место занимают цели и параметры федеральных программ, осуществляемых или планируемых в регионе.
Параметры инвестиционной политики частично пересекаются с параметрами блока бюджетной политики (по бюджетным инвестиционным ресурсам). В данном блоке рассматриваются показатели, связанные с процессами фондообразования и использования основных средств на региональном уровне: ставка амортизации; процент выбытия основных фондов; фондоотдача от вновь вводимых фондов; фондовооруженность и т.д. При этом государство может оказывать непосредственное влияние на инвестиционные процессы в регионе прямым финансированием проектов, в том числе на долевой основе и путем привлечения внешних инвесторов, используя такие рычаги, как создание льготных условий размещения капитала в и регионе.
Изучаемые параметры ценовой политики в агрегированном виде учитывают процессы инфляции, удорожание материальных затрат при производстве товаров и услуг, коэффициенты переоценки основных фондов и сметных стоимостей; индексы роста цен на рыночные услуги и т.д.
В курсе системные исследования в управлении экономикой изучаются параметры кредитно-финансовой политики такие, как средние ставки доходов населения, средние сроки кредитов и кредитные ставки по инвестиционным проектам, а также параметры, характеризующие миграционные и демографические процессы.
Целью данного курса является:
Объектом изучения дисциплины "Системные исследования в управлении экономикой" является экономическая система как относительно устойчивая, целостная, структурированная и изолированная модель, элементы которой, участвуя в воспроизводстве материальных благ и производственных отношений, образуют в системе иерархии структуры, которые обладают способностью к взаимодействию, т.е. к реализации большого количества связей, имеющих сложный характер.
Предметом изучения дисциплины является совокупность методологических и методических проблем, связанных с формированием и обеспечением устойчивого функционирования социально- экономической системы в условиях структурной перестройки экономики. Более полное представление о структуре предмета дисциплины дает перечень следующих основных вопросов, находящихся в центре внимания в процессе обучения:
· Теоретические проблемы управления в динамике неравновесности.
· Адаптация экономических систем к циклическим изменениям в экономике.
· Вопросы, связанные с необходимостью и возможностью влияния экономических субъектов на течение волновых и циклических процессов, на эволюцию экономических систем в динамике.
· Теоретическая разработка колебательных процессов в экономике с точки зрения возникновения, развития и разрешения экономических противоречий научно-технического прогресса.
· Регулирование экономических отношений субъектов различных уровней управления.
· Комплексные программы антикризисного управления для управляющих систем всех уровней иерархии.
· Прогнозирование динамики экономических систем с учетом циклических явлений.
· Исследование связей, способствующих устойчивости экономических систем.
· Изучение баланса внутренних и внешних связей для динамического развития систем.
· Конъюнктурные кризисы как временное нарушение пропорциональности.
· Структурные кризисы.
· Промышленные кризисы.
· Теоретические аспекты противоречий научно-технического прогресса.
Задачи дисциплины:
Исследование экономических систем с точки зрения неравновесности процессов, происходящих в них; построение относительно целостного подхода к изучению неравновесности процессов в экономических системах, выявление их причин и прогнозирования следствий; разработка комплексных механизмов системного исследования; определение критериальной базы, формирующей равновесное состояние экономической системы, а также бифуркационные и энтропийные процессы, связанные с этим; изучение методологии экономической динамики.
2. Организационно-методические указания
Программа курса рассчитана на студентов всех форм обучения, но ввиду разно масштабности часовых объёмов на разных отделениях, данная программа соответствует оптимальному объёму курса. Более сжатые курсы /заочное отделение/ должны преподаваться по сокращенным вариантам.
В целях активизации учебного процесса и лучшего усвоения и закрепления полученных знаний в курсе используется иллюстрированный материал.
В конце программы дается список рекомендуемой литературы и список контрольных вопросов для подведения итогов по прочитанному курсу.
Завершается учебный курс зачетом или экзаменом (согласно учебному плану).
В результате изучения дисциплины «Системные исследования в управлении экономикой» студенты должны получить следующие знания, навыки и умения:
- знать теоретические основы цикличности в экономической динамике;
- определять экономические противоречия научно-технического прогресса в условиях цикличности развития экономических систем;
- анализировать параметры возможного влияния субъектов управления на динамику неравновесных процессов;
- обосновывать концепции и программы условия разрешения экономических противоречий научно-технического прогресса на различных этапах циклов;
- формировать возможные направления методологии управления общественным развитием на региональном и муниципальном уровнях;
- разрабатывать схемы управления в различных социально-экономических системах.