Процессы регулирования миграции рабочей силы
Проблемы, которые порождает международная миграции рабочей силы, привели к созданию целой системы государственного и межгосударственного регулирования. Вмешательство государства в международное движение рабочей силы началось гораздо раньше, чем регулирование международной торговли. Уже в конце XVIII века в Англии были приняты законы, запрещавшие промышленным рабочим эмигрировать за границу. В течение XIX века многие европейские страны принимали законы, ограничивающие въезд нежелательных лиц, часть которых действует по настоящее время. В то время как большинство стран мира продвигается по пути либерализации своей внешней торговли, практически все они принимают меры, ограничивающие международную миграцию.
Во многих странах мира национальные правительства активно воздействуют на процессы миграции. При этом регулируется не только количество иммигрантов, их профессиональная, половозрастная структура, но и продолжительность пребывания в стране.
В странах – импортерах рабочей силы сложилась система государственного регулирования миграции, включающая следующие элементы: 1) законодательство о юридическом, политическом и профессиональном, статусе иммигрантов; 2) национальные службы иммиграции; 3) межгосударственные соглашения в области миграции.
Обычно государственное регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование мигрантов к возвращению на родину (реэмиграции). Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Отсев нежелательных иммигрантов осуществляется на основе требований, предъявляемых к квалификации, уровню образования, возрасту, состоянию здоровья, на основе количественного и географического квотирования, прямых и косвенных запретов на въезд, временных и иных ограничений. Стимулирование реэмиграции осуществляется через выплату материальной компенсации уезжающим иммигрантам, создание рабочих мест, профессиональную подготовку иммигрантов, оказание экономической помощи странам массовой эмиграции.
Иммиграционная политика непосредственно проводится через национальные службы иммиграции, которые обычно создаются при министерствах труда, юстиции или внутренних дел. В России таким органом является Федеральная миграционная служба.
На межгосударственном уровне странами-участницами ОЭСР создана служба СОПЕМИ (Система постоянного наблюдения за миграцией), которая координирует деятельность национальных иммиграционных управлений. Поскольку государственный аппарат привлечения иностранной рабочей силы на практике часто оказывается довольно громоздким и неповоротливым, вербовку иностранных рабочих нередко разрешают проводить самим коммерческим структурам. При этом широкое распространение получило частное посредничество. Однако при отсутствии действенного контроля со стороны государства в этой области частная вербовка способствует росту нелегальной иммиграции.
Особенно быстро нелегальная иммиграция растет в периоды кризисов. Для борьбы с нелегальной иммиграцией страны используют как «мягкие» методы (выплата премий иммигрантам за возвращение на родину, создание системы профессиональной подготовки иммигрантов и т.д.), так и жесткие принудительные методы, вплоть до насильственной высылки из страны. О мерах борьбы с нелегальной иммиграцией объявили Австрия, Швеция, Финляндия. Так, Швеция намерена требовать от иммигрантов не только подписанный контракт на работу, но и знание шведского или английского языка, подтверждение достоверности о найме жилья.
Оценивая развитие нелегальной иммиграции, следует учитывать, что это поток иммигрантов, при котором одна категория иностранной рабочей силы каждый раз заменяется на другую, менее социально защищенную и более легко управляемую. Поэтому не случайно, что даже при наличии во многих странах мира строгого иммиграционного контроля, направленного против нелегальной иммиграции, последняя продолжает расти. В последние годы среди нелегальных иммигрантов растет число граждан из стран Восточной Европы, в том числе из бывшего СССР.
В процессе становления национальной рыночной экономики в большинстве стран мира уже достаточно давно сформировались и получили развитие национальные рынки рабочей силы. Со временем по мере интернационализации хозяйственной жизни на базе национальных рынков рабочей силы возникают региональные рынки рабочей силы, а затем и международный рынок рабочей силы.
Международный рынок рабочей силы представляет собой не просто сумму национальных рынков, а качественно новое, по существу, наднациональное образование, основанное на постоянном росте спроса и предложения иностранной рабочей силы, которая может соединяться с капиталом двояким образом: путем перемещения самой рабочей силы в места повышенного спроса на нее из одной страны в другие страны; путем перемещения капитала в районы избыточного предложения рабочей силы (соответствующей требованиям капитала, – дешевизна, образовательный и квалификационный уровень и др.). Это – открытые, явные формы проявления международного рынка труда. Но существуют и более скрытые формы: временная работа по контрактам за рубежом; работа в совместных с зарубежными фирмами организациях и предприятиях; работа на импортном оборудовании и по программам, представляющим интерес для иностранного капитала, и т.д. Таким образом, тенденция развития международного рынка рабочей силы проявляется как за пределами национальной экономики, так и внутри нее.
Огромную роль в формировании и развитии международного рынка труда играют транснациональные корпорации, в рамках которых действуют специфические формы перемещения квалифицированных кадров.