Выбор методов управления

Как уже говорилось ранее, выбор методов управления обусловлен рядом факторов, определяющими среди них являются:

· Полномочия органа власти и управления и его место в иерархии органов власти. В основе наделения теми или иными полномочиями лежит его принадлежность к одному из трех типов органов, характеристика которых дана нами в предыдущей главе.

· Типом отношений существующих между объектом и субъектом управления в данном секторе управления. Решающее значение имеют отношения собственности.

· Совместимостью в рамках одной структуры различных управленческих воздействий.

На приведенной ниже схеме 16 показано сочетание типов органов власти и управления с управленческими воздействиями и их структурная совместимость.

Схема 16

  Нормативное регулирование Прямое администрирование Секторальное регулирование Хозяйственное секторальное управление
Выборные органы власти и управления        
Органы общей компетенции        
Отраслевые органы управления        

-

 
Управленческие полномочия соответствуют природе органа власти и управления.

-

 
Орган власти и управления участвует осуществлении полномочий.

-

 
Осуществление данных полномочий не может осуществляться данным органом власти и управления.

- Выбор методов управления - student2.ru Осуществление полномочий возможно, но не желательно.

Изображенная на схеме 16 матрица совместимости является упрощенной моделью соотношения вида органа власти и управления с методами управленческих воздействий. Поскольку, каждый из видов органов власти и управления может быть разбит на подвиды.

Сами методы управленческих воздействий, так же имеют свою внутреннюю структуру. Поэтому, после первичного отбора методов управленческих воздействий должны быть определены сами органы и их функции, а затем этапы управленческих воздействий распределены по соответствующим подразделениям.

Так, например, отраслевые органы выполняют отдельные функции собственника и функции государственного заказчика, которые не могут быть совмещены рамках одного структурного подразделения. Поскольку, в качестве учредителя хозяйствующего субъекта орган управления заинтересован в получении заказа именно его предприятием. Целью заказчика является нахождение наиболее приемлемых условий выполнения работ.

Подобная ситуация происходит и в других видах органов власти и управления. Поэтому на втором этапе взаимоувязки органов управления и методов управления необходимо совместить методы управления с этапами управленческих процессов и структурными подразделениями администрации.

Подобную работу невозможно проделать абстрактно. Так как, она привязана к конкретным условиям муниципального образования. В данной работе можно лишь привести несколько примеров подобной работы.

Например, большинство муниципальных образований имеют две основные модели построения выборных органов власти. Либо избираемый прямым голосованием представительный орган и высшее должностное лицо. Либо избранный населением орган власти избирает высшее должностное лицо, а управляющий избирается на конкурсной основе. Соответственно и распределение полномочий между выборным органом и должностным лицом будут резко отличаться.

Прежде всего, это коснется распорядительных полномочий, поскольку во втором варианте полномочия выборного должностного лица производны от полномочий выборного органа. Следовательно, его компетенции в нормативном регулировании будет резко ограничена. Так же будут ограничены и распорядительные полномочия.

В этом случае исходя из мотивационного анализа целесообразно утверждение руководителя исполнительной власти. Поскольку, в силу своей природы и мотиваций недопустимо, совмещение популистских мотиваций с полномочиями по исполнению текущей деятельности органа управления. К сожалению, такая практика имеет место в современных органах власти и управления и как правило приводит к осуществлению «глобальных политических проектов» при полном развале текущей работы.

Аналогичный пример может быть приведен и в отношении смешения методов управления в отраслевых органов. Так, в большинстве территорий управление системой образования совмещает в себе функции собственника в отношении государственных и муниципальных учреждений образования, функции государственного заказчика образовательных услуг и секторальное нормативное регулирование. В этих условиях задача развития системы подготовки, замыкается на задачу обеспечения муниципальных и государственных образовательных учреждений.

Еще раз оговорюсь, что любой вариант должен быть привязан конкретному муниципальному образованию. Так, например, в сложнопостроенных территориях (имеющих в своем составе иные органы власти и управления или территориальные подразделения) роль собственника может выполнять территориальное подразделение.

Главное, что бы построение структуры управления, базировалось не на сиюминутных популистских ил отраслевых мотивациях, а на конкретном анализе объекта управления.

§ Управленческая процедура предполагающая последовательное, поэтапное исполнение полномочия органа местного самоуправления по одному или нескольким предметам ведения, учитывающая природу и мотивацию органа управления.

§ Управленческая процедура лежит в основе соответствующих регламентов по исполнению конкретных полномочий.

Терминология.

Экономический кластер – географически ограниченная группа подобных, связанных или взаимодополняющих организаций, с активными связями и каналами для осуществления деловых сделок и контактов, которые совместно используют специализированную инфраструктуру, рынки труда и услуги, а так же сталкиваются с аналогичными возможностями и трудностями при осуществлении своей деятельности. Дополнительно в понятие кластера мы выделяем группу правовых и нормативных актов непосредственно или косвенно регулирующих деятельность данного кластера.

Центр кластера – группа конкурирующих компаний из данного кластера, выпускающая конечный продукт, реализуемый вне кластера.

Внутренняя структура кластера – центр кластера, сопутствующие отрасли и компании, связи между компаниями, трудовые ресурсы и т.д.

Глубина кластера - диапазон вертикально объединенных отраслей промышленности, таких как производители компонентов, частей, материалов, изготовителей оборудования, и услуг поддержки.

Глубина кластера:

Ø большая глубина – кластер состоит из большого числа компонентов, связей и уровней

Ø малая глубина

Значимость кластера определяет величину рынка конечного продукта кластера. Значимость кластера:

Ø местная

Ø региональная

Ø национальная

Ø международная

Этапы жизненного цикла кластера:

Ø зарождающийся – данный этап характеризуется малым числом компонентов и уровней, а так же слабыми связями, но при этом кластер имеет большой потенциал развития и роста.

Ø развивающийся – данный этап характеризуется значительным числом компонентов, преобладанием сильных связей и потенциалом дальнейшего развития.

Ø зрелый – дальнейшее развитие кластера невозможно или очень затруднено.

Классификация кластеров:

1. По значимости (см. выше)

2. По расположению относительно административных границ

a. Распределенный – некоторые компоненты кластера располагаются за пределами административных границ региона, в котором расположен центр кластера.

b. Местный

3. По этапам жизненного цикла (см. выше)

4. По глубине (см. выше)

[1] М. Портер «Конкуренция» Издательский дом «Вильямс»Москва 2002г. стр162

[2] Данные публикуются с ведома Главы Администрации г. Кинешма А.В. Назарова

[3] Анализ кластера был выполнен экспертом Агентства муниципального и регионального развития Ворониным А.А.

[4] A Governor’s Guide to Cluster-Based Economic Development

National Governors Association ISBN: 1-55877-356-8

Copyright 2002 by the National Governors Association, 444 North Capitol Street, Washington, D.C.

Наши рекомендации