Понятие, уровни, принципы социального партнёрства
Социальное партнерство – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (Трудовой кодекс РФ, ст. 23).
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.
В системе социального партнерства государство выполняет роль регулятора трудовых отношений, посредника на переговорах, арбитра при разрешении социально-трудовых конфликтов. С этой целью оно формирует законодательную базу социального партнерства.
Предметом социального партнерства в социально-трудовой сфере являются отношения по поводу:
- производства и воспроизводства рабочей силы, трудовых ресурсов;
- создания, использования и развития системы рабочих мест;
- защиты трудовых прав граждан и обеспечения гарантий занятости населения;
- условий и охраны труда, социального страхования работников, осуществления промышленной и экологической безопасности;
- социальной защиты граждан.
Основу складывающихся цивилизованных отношений между партнерами должны составлять следующие принципы, выработанные Международной организацией труда (МОТ):
- всеобщий и прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости;
- непредоставление в какой-либо стране работникам человеческих условий труда является препятствием для других стран, желающих улучшить положение трудящихся;
- свобода слова и свобода объединения являются необходимыми условиями постоянного прогресса;
- нищета в любом месте является угрозой для всеобщего благосостояния;
- все люди независимо от расы, веры и пола имеют право на материальное благосостояние и духовное развитие в условиях свободы и достоинства, устойчивости в экономике и равных возможностей;
- полная занятость и повышение жизненного уровня;
- в социально-нравственном понимании труд не является товаром.
В Трудовом кодексе РФ (ст.24) перечислены следующие основные принципы социального партнерства:
- равноправие сторон;
- уважение и учет интересов сторон;
- заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
- содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
- соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- полномочность представителей сторон;
- свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
- добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
- реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
- обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
- контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
- ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
Модели социального партнерства:
- трипартизм – модель социального партнерства, которая предполагает трехстороннее сотрудничество между работодателями, наемными работниками и государством (в лице правительства или исполнительных органов власти);
- бипартизм – модель социального партнерства, которая предполагает двустороннее сотрудничество между работодателями и наемными работниками.
Основные формы социального партнерства представлены на рис. 5.1.
|
|
Рис. 5.1. Формы социального партнерства
Многоуровневая система социального партнерства позволяет на основе сотрудничества и компромиссов согласовывать интересы основных субъектов переговорного процесса – работодателей и наемных работников – при посредничестве государства.
Система социального партнерства в Российской Федерации включает следующие уровни [10]:
- федеральный, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
- межрегиональный, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;
- региональный, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ;
- отраслевой, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
- территориальный, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
- локальный, устанавливающий обязательства работников и работодателя в сфере труда.
Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров, подготовки и заключения коллективных договоров и соглашений, а также для организации контроля за их выполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон. На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. В субъектах Российской Федерации и на территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, действующие на основании законов субъектов РФ. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства. На локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора.
Система социального партнерства в Российской Федерации представлена на рис. 5.2.
Уровни | Органы | Документы | Механизмы взаимодействия, регламент, положения |
Федеральный | Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений | Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателями и Правительством Российской Федерации | Иные соглашения – соглашения по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений |
Отраслевая (межотраслевая) комиссия | Отраслевое (межотраслевое) соглашение | ||
Межрегиональный | Соответствующая трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений | Межрегиональное соглашение | |
Отраслевая (межотраслевая) комиссия | Отраслевое (межотраслевое) соглашение | ||
Региональный | Соответствующая трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений | Региональное соглашение | |
Отраслевая (межотраслевая) комиссия | Отраслевое (межотраслевое) соглашение | ||
Отраслевой | Отраслевая (межотраслевая) комиссия | Отраслевое (межотраслевое) соглашение | |
Территориальный | Соответствующая трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений | Территориальное соглашение | |
Отраслевая (межотраслевая) комиссия | Отраслевое (межотраслевое) соглашение | ||
Локальный | Двухсторонняя комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта и заключения коллективного договора | Коллективный договор |
Рис. 5.2. Система социального партнерства в Российской Федерации
Механизм социального партнерства характеризуется постоянно действующим переговорным процессом, политико-правовым обеспечением и нормативным установлением процедур согласования интересов, участием представителей общественных объединений в подготовке договоров и соглашений (рис. 5.3).
Рис. 5.3. Механизм социального партнерства
Особое место в системе социального партнерства занимают соглашения и коллективные договоры.
Соглашение – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
Содержание и структура соглашений и коллективных договоров определяются по договоренности между представителями сторон. В них могут включаться взаимные обязательства сторон по вопросам оплаты труда, условий труда и отдыха, развития социального партнерства и иным вопросам, определенным сторонами.
Начиная с 1992 года, в Российской Федерации заключаются Генеральные соглашения, предусматривающие меры по созданию условий для стабилизации экономики, содействию занятости населения, расширению возможностей профессионального роста работников, регулированию доходов и обеспечению социальной защиты населения. Например, Генеральное соглашение на 2008-2010 гг. состоит из 7 разделов:
- экономическая политика;
- заработная плата, доходы и уровень жизни населения;
- развитие рынка труда и содействие занятости населения;
- социальное страхование, социальная защита, отрасли социальной сферы;
- условия и охрана труда, промышленная и экологическая безопасность;
- социально-экономические проблемы развития северных регионов страны;
- социальное партнерство и координация действий Сторон Соглашения[53].
Генеральное соглашение является составной частью коллективно-договорного процесса в системе социального партнерства и служит основой для разработки и заключения отраслевых соглашений на федеральном уровне и региональных соглашений.
В настоящее время в Челябинской области действует Региональное соглашение между объединением организаций профессиональных союзов «Федерации профсоюзов Челябинской области», Челябинскими региональными объединениями работодателей «ПРОМАСС», «Союз промышленников и предпринимателей» и Правительством Челябинской области на 2008-2010 годы. В соответствии с основными задачами регионального соглашения стороны принимают на себя обязательства по организации совместной деятельности по регулированию социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений по следующим направлениям:
- экономическая и финансовая политика;
- развитие рынка труда и занятости населения;
- оплата труда и его тарифное регулирование;
- социальная защита уровня жизни работников;
- охрана труда и экологическая безопасность;
- работа с молодежью;
- защита трудовых прав и социально-экономических интересов женщин, укрепление семьи, забота о материнстве;
- организация здорового образа жизни;
- участие в мероприятиях по реализации национальных проектов;
- развитие социального партнерства.
Особую роль в развитии социального партнерства на локальном уровне играют коллективные договоры, которые могут заключаться как в организации в целом, так и в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях. Заключению коллективного договора предшествует этап проведения коллективных переговоров и создания соответствующей комиссии из представителей сторон. На рис. 5.4 показана схема разработки коллективного договора на предприятии.
Рис. 5.4. Схема разработки коллективного договора в организации
В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателей по следующим вопросам:
- формы, системы и размеры оплаты труда, механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;
- выплата пособий, компенсаций;
- занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
- рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;
- улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;
- гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;
- соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;
- экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;
- контроль за выполнением коллективного договора, ответственность сторон, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;
- отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;
- другие вопросы, определенные сторонами.
Трудовым кодексом РФ социальное партнерство закрепляется как официально признанная модель трудовых отношений. Практика последних лет показала, что добиться эффективного правового регулирования в сфере труда, избежать трудовых конфликтов можно лишь в процессе установления партнерских отношений между работниками и работодателями. Для налаживания партнерских отношений необходимо наличие определенных факторов (рис. 5.5).
|
Рис. 5.5. Факторы, влияющие на партнерство в системе трудовых отношений организации
На некоторых предприятиях прослеживается такая характерная черта социально-трудовых отношений, как их социальная направленность, которая может включать оценку следующих уровней:
- коллективизма;
- организационной культуры;
- индустриальной демократии;
- трудовой этики;
- материального стимулирования;
- удовлетворенности трудом;
-организационного гуманизма;
- морально-психологического климата в коллективе;
- социальных гарантий.
Для учета системных характеристик применяется аудит социально-трудовых отношений, использование обратной связи с целью учета коллективного мнения о происходящих процессах в коллективе, учета воздействия на коллектив социальных проблем общества (рис. 5.6).
Рис. 5.6. Модель аудита системы социально-трудовых отношений на производстве