В условиях глобализации мирового хозяйства
Выход России на международные рынки товаров, услуг и капитала в процессе глобализации мировой экономики связан с вероятностью неблагоприятного воздействия внешних факторов на отечественное народное хозяйство, а в связи с этим – с обеспечением экономической безопасности страны при международном обмене ресурсами.
Сущность экономической безопасности определяется как состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов.
К показателям экономической безопасности страны относятся уровень экономического развития (объем ВВП на душу населения) и темпы экономического роста. Отдельные используемые показатели рассматриваются как индикаторы экономической безопасности, имеющие определенные пороговые значения. При выходе за эти предельные значения, по их мнению, могут возникать препятствия нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, складываться негативные, разрушительные тенденции, наносящие ущерб обществу и среде обитания, ведущие к росту социальной напряженности и другим нежелательным последствиям.
К ключевым угрозам экономической безопасности, проявляющимся в сфере внешнеэкономических связей, относятся:
· тенденция к превращению России в топливно-сырьевую периферию развитых стран;
· усиление импортной зависимости;
· утечка из страны валютных ресурсов;
· рост государственного внешнего долга;
· чрезмерная открытость экономики.
С точки зрения расширенного толкования понятия экономической безопасности указанные факторы, безусловно, могут быть отнесены к угрозам: все они в той или иной мере сдерживают рост либо в народном хозяйстве в целом, либо в его отдельных отраслях. При сужении данного понятия обоснованность отнесения части перечисленных факторов к угрозам экономической безопасности вызывает определенные сомнения.
Выделяют явные и неявные угрозы экономической безопасности России.
К явным угрозам относятся импортная зависимость, рост государственного внешнего долга и «утечка» капитала.
Импортная зависимость, в особенности по продовольствию и потребительским товарам, по мнению отечественных специалистов, «создает несомненную угрозу экономической безопасности страны, опасность завоевания ее внутреннего рынка иностранными фирмами». Пороговым уровнем безопасности они считают долю импорта во внутреннем потреблении, составляющую 30%, в том числе по продовольствию – 25%. В России на протяжении последних лет розничный товарооборот в значительной мере формируется за счет импортных товаров. Если в 1992 г. ресурсы внутренней торговли состояли на 77% из отечественной продукции и только на 23% из импортных товаров, то начиная с 1994 г. на импортные товары устойчиво приходится около половины этих ресурсов. Импортным продовольствием, по оценке бывшего Минторга РФ, обеспечивается примерно 30% внутреннего потребления, импорт дает населению 70% телевизоров, 84% обуви, 58% чулочно-носочных изделий, 17% хлопчатобумажных тканей.
Для характеристики уровня экономической безопасности применительно к внешнему долгу государства обычно используют два показателя: отношение величины задолженности к экспорту товаров и услуг и коэффициент обслуживания долга (отношение выплат по долгу к экспорту товаров и услуг) в определенном календарном периоде. В принципе, чем выше эти показатели, тем меньше ресурсов может тратить страна на текущие цели экономического развития. Критической величиной первого показателя считается уровень 300%, второго – 25%. Значительный размер государственного внешнего долга и его непрекращающийся рост вызывают обоснованное беспокойство в обществе: только за 1995-1999 гг., по данным официальных публикаций ЦБ России, выплаты в погашение внешнего долга, включая проценты, составили 39,9 млрд. долл., т.е. в среднем около 8 млрд. долл. в год. Обслуживание задолженности ложится тяжелым бременем на ослабленную кризисом экономику, сокращает ресурсы бюджета на финансирование всех без исключения иных расходов, сужает инвестиционные возможности страны.
Бегство капитала, представляющее собой устойчивый отток в больших масштабах экономических и финансовых активов в легальной и нелегальной формах, сокращающий финансово-инвестиционные ресурсы страны, обоснованно расценивается исследователями как угроза экономической безопасности России. Оно является одной из причин, может быть, даже главной, существенного снижения объемов внутренних капиталовложений в народное хозяйство, возникновения серьезных трудностей в поддержании процесса воспроизводства и уменьшения доходов государственного бюджета. По оценке специалистов Института экономики РАН, Финансовой академии при правительстве РФ и Университета Западного Онтарио, проводивших специальное исследование проблемы бегства капитала из России, суммарный объем «убежавших из страны» финансовых ресурсов на конец 1997 г. составил 125-140 млрд долл. Анализ данных платежного баланса России позволяет говорить о достоверности этой оценки.
К неявным угрозам экономической безопасности России относятся сырьевая специализация и открытость экономики.
Тенденция к превращению России в топливно-сырьевую периферию развитых стран относится исследователями к угрозам по причине того, что она способствует усилению чрезмерной зависимости страны от конъюнктуры мирового рынка, разбазариванию невосполнимых природных богатств, включая и стратегические ресурсы, стагнации экономики. «Разбазаривание» ресурсов в нынешних российских условиях – неизбежная плата за структурные перекосы в народном хозяйстве, сложившиеся в предшествующий период, и за недальновидную политику заимствований за рубежом. Неразвитость отраслей, работающих на внутренний рынок, не оставляет России иной возможности смягчения дисбалансов спроса и предложения, кроме как за счет получения на мировом рынке потребительских товаров в обмен на сырье. Точно так же нет другой возможности погашать внешний долг и при этом не наращивать его, кроме как с помощью вывоза за рубеж добываемого минерального сырья, которое является важнейшей статьей валютных поступлений в страну.
Открытость отечественной экономики относят к числу существенных внешних угроз в связи с чрезмерной «распахнутостью» российского рынка, отсутствием законодательного регулирования допуска иностранного капитала, отвечающего национальным интересам страны. Уровень открытости экономики обычно оценивается по двум критериям: функциональному и институциональному.
Функциональная открытость – это мера втянутости национальной экономики в международное разделение труда или иными словами, степень зависимости национального воспроизводственного процесса от внешнеэкономических связей. Она оценивается обычно размерами экспортной и импортной квот – отношением объемов экспорта и импорта к ВВП.
Институциональная открытость – уровень либерализации торгово-политического и валютного режимов страны. Экономика считается более открытой, если национальные экономические субъекты сталкиваются с меньшим числом ограничений при выходе на внешний рынок, так же как и зарубежные – при входе на национальный рынок.
Нельзя отрицать того, что, открыв свою недостаточно конкурентоспособную экономику, Россия столкнулась с трудностями в производстве и финансовой сферах, осложнившими в определенной мере как экономическое развитие страны, так и её взаимодействие с внешним миром. Вместе с тем нельзя не учитывать, что открытие экономики позволило использовать внешний фактор в качестве средства смягчения экономического кризиса. Общеизвестно, что экспорт поддерживает «на плаву» ряд базовых отраслей, импорт служит важным источником снабжения населения потребительскими товарами, таможенные пошлины позволяют наполнять доходную часть бюджета, а иностранный капитал используется на цели обслуживания внешнего государственного долга.
8. Прогнозирование развития мировой экономики