Тема 2. Основные принципы экономической системы

Методические указания к изучению дисциплины «Экономика»

Для студентов заочной и очно-заочной формы обучения

НТФ МЮИ на 2013–2014 учебный год

Составитель:

Шемякин А. Б.,

к. пед. н., доцент

* Изучение учебной дисциплины «Экономика» на очно-заочной форме обучение предполагает 8 часов лекций по темам 1, 3, 4, 8; а также 12 часов практических занятий по темам 2, 6, 7, 9, 10 (по последней 4 часа) с использованием ИАМ.

* Изучение учебной дисциплины «Экономика» на заочной форме обучение предполагает 4 часа лекций по темам 1 и 3, а также 4 часа практических занятий по теме 10 с использованием ИАМ.

* Итоговая аттестация – зачёт с оценкой проводится в форме компьютерного тестирования.

* (для УГ: 030000 Гуманитарные науки; направление: 030900.62 Юриспруденция; квалификация (степень выпускника): бакалавр)

При подготовке к зачету необходимо освоить материал по темам и вопросам содержания курса, выполнить репетиционный вариант теста и вопросов к нему. На практических занятиях проводится консультация по результатам выполнения репетиционного варианта теста. Материалы теста и вопросы к нему прилагаются.

Содержание курса

Раздел 1. Введение в экономическую теорию

Тема 1. Экономика как наука и учебная дисциплина

1. Развитие представлений о предмете экономики.

2. Уровни экономической теории и системы.

3. Методы и функции экономической теории

Тема 2. Основные принципы экономической системы.

4. Главные вопросы экономики и типы экономических систем

5. Структура экономической системы по отраслевому, территориальному признакам и по фазам воспроизводства.

6. Понятие, формы и роль собственности в экономике.

Раздел 2. Микроэкономика

Тема 3. Основы рыночного хозяйства и механизм рынка.

7. Основные черты и функции рыночной экономики.

8. Закон спроса и предложения.

9. Классификация рынков и рыночная инфраструктура.

Тема 4. Теория производства и формы организации бизнеса.

10. Организационно-правовые формы предпринимательства.

11. Теория производства и издержки фирмы.

12. Фирма на рынках совершенной и несовершенной конкуренции.

Тема 5. Рынки ресурсов.

13. Особенности, функции и виды рынка ресурсов.

14. Рынок труда и его государственное регулирование.

15. Образование и распределение доходов в обществе.

Раздел 3. Макроэкономика

Тема 6. Национальная экономика: результаты и их измерение.

16. Цели, инструменты и показатели макроэкономики.

17. Понятие и факторы изменения совокупных спроса и предложения.

18. Макроэкономические проблемы: цикл, безработица и инфляция.

Тема 7. Макроэкономическое равновесие и нестабильность.

19. Понятие и виды макроэкономического равновесия.

20. Основные макроэкономические концепции.

21. Понятие, типы и факторы экономического роста.

Тема 8. Финансовый рынок и его характеристика.

22. Деньги, их виды и функции, закономерности денежного обращения.

23. Сущность, функции и формы кредита.

24. Банковская система и кредитно-денежная политика.

Тема 9. Государство в рыночной экономике.

25. Теории, функции и методы государственного регулирования экономики.

26. Бюджетная система и налогово-бюджетная политика.

27. Социальная политика государства в рыночной экономике.

Раздел 3. Мировая экономика

Тема 10. Экономические проблемы мирового хозяйства.

28. Основные формы международных экономических отношений.

29. Роль России в международной экономической интеграции.

30. Экономика России в переходный период..

Рекомендуемая литература

Основная

1. Липсиц, И. В. Экономика : учеб. пособие для вузов / И. В. Липсиц. – М. : Изд-во «Омега-Л», 2009. – 656 с.

2. Салихов, Б. В. Экономическая теория : учебник / Б. В. Салихов. – М. : Дашков и К˚, 2012.

3. Экономика / Под ред. А. С. Булатова. – 5-е изд. – М. : Магистр, 2010. – 896 с.

Дополнительная

1. Гукасьян, Г. М. Экономическая теория : ключевые вопросы : учеб. пособие / Г. М. Гукасьян. – 4-е изд., доп. и перераб. – М. : ИНФРА-М, 2008. – 224 с.

2. Гусейнов, Р. М. Экономическая теория : учебник / Р. М. Гусейнов, В. А. Семинихина. – М. : Изд-во «Омега-Л», 2008. – 440 с.

3. Кашанина Т. В. Право и экономика : учеб. пособие для 10–11 кл. школ гуманитар. профиля : в 2-х кн. / Т. В. Кашанина, А. В. Кашанин. – 3-е изд., перераб. – М. : Вита-Пресс, 2003.

4. Курс экономической теории : учебник / под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. – 6-е изд. доп. и перераб. – Киров : «АСА», 2007. – 848 с.

5. Экономическая теория : учеб. пособие / колл. авторов ; под ред. А. Г. Грязновой, Н. Н. Думновой, А. Ю. Юданова. – 4-е изд., стер. – М. : КНОРУС, 2008. – 608 с.

Материалы для подготовки к семинарам и зачету

Тема 1. Экономика как наука и учебная дисциплина

Тест

Выберите единственно верный ответ

1. Предмет экономической теории – это производственные отношения. Такой точки зрения придерживались сторонники:

1) классической политической экономии

2) монетаризма

3) марксизма

4) институционализма

2. Термин «экономическая теория» («экономическая наука») в научный оборот ввёл:

1) А. Смит

2) А. Маршалл

3) К. Маркс

4) Ф. Кенэ

3. Одно из перечисленных ниже положений не имеет отношения к предмету экономики:

1) максимальное удовлетворение человеческих потребностей

2) неограниченность ресурсов

3) неограниченность потребностей

4) эффективное использование ресурсов

4. Важнейшими задачами при изучении в макроэкономической теории являются:

1) Формирование макроэкономической политики в стране

2) Знакомство с основными макроэкономическими проблемами и показателями

3) Рост уровня и качества жизни в стране

4) Объяснение важнейших зависимостей между макроэкономическими показателями

Вопросы

1.Индукция, используемая в экономических исследованиях, предполагает...

2.Укажите, на что указывает кривая производственных возможностей...

3.Укажите, что в масштабах общества предполагает экономическая эффективность...

4.Для студента альтернативные издержки обучения в государственном университете включают...

Тема 2. Основные принципы экономической системы

Тест

Выберите единственно верный ответ

1. Укажите особенность, которая не является характерной чертой традиционной экономики:

1) натуральное хозяйство, где основная масса продукции производится для собственного потребления, а не для продаж

2) распространены мелкие семейные хозяйства в рамках сельской общины

3) в основном уравнительная система распределения, но с учетом пола и возраста

4) присутствует элемент планирования экономики

Как называется этап развития рыночной экономики, на котором, при сохранении рынка, частной собственности и конкуренции, государство превращается в активнейшего субъекта практически всех хозяйственных отношений?

1) Все перечисленные ответы неверны

2) Рыночная экономика вообще

3) Классическая капиталистическая рыночная экономика

4) Современная рыночная экономика

3. Укажите, чем характеризуется экономическое благо:

1) редкостью

2) способностью удовлетворять потребность

3) ценностью

4) всем перечисленным выше

4. К средствам производства нельзя отнести:

1) предметы труда

2) природные ресурсы

3) рабочую силу

4) средства труда

Вопросы

1.Укажите, какие фундаментальные проблемы общества решает любая экономическая система...

2.В условиях рынка производители товаров, ориентируясь на потребности общества, сами решают (укажите лишнее)...

3.Укажите, что из перечисленного ниже относится к недостаткам рыночной экономики...

4.Укажите, что означает термин «свободный рынок»...

5.В централизованно планируемой (социалистической) экономике не было...

6.Когда государство вмешивается в деятельность рынка, перераспределяя доходы, то...

7.Как называется этап развития рыночной экономики, на котором, при сохранении рынка, частной собственности и конкуренции, государство превращается в активнейшего субъекта практически всех хозяйственных отношений?

8.Смешанная экономика рассматривается как...

9.В странах Западной Европы существует смешанная экономика, так как...

10.Укажите, какая общественная структура не входит в систему любой экономики...

11.Институт в экономической теории – это общее понятие, означающее...

12.Укажите, что означает понятие собственность...

13.Укажите, какой вывод нельзя сделать из экономического кругооборота...

14.В модели экономического кругооборота домашние хозяйства выступают экономическими агентами на рынках...

15.Примером капитала как фактора производства может служить...

16.Как называется критерий (признак) классификации пропорций в экономике, устанавливающий соотношение сфер производства и отраслей?

Наши рекомендации