Тема 1: Организация розничной торговой сети (на примере магазина, маркета, ООО, ОАО и т.д.)

Методические указания

по выполнению курсовой работы по организации и управлению предприятием

для студентов специальности 080401

«Товароведение и экспертиза товаров»

Тюмень, 2013 г

Автор – составитель: доцент кафедры Организации с.-х. производства Пацкова В.А., доцент кафедры Организации с.-х. производства Сюткина М.В.

Методическое пособие предназначено для выполнения курсовой работы по организации и управлению предприятием для студентов специальности 080401 «Товароведение и экспертиза товаров» разработано доцентом кафедры Организации с.-х. производства, кандидатом с.-х. наук Пацковой Валентиной Анатольевной.

Рекомендовано к изданию методической комиссией Института экономики и финансов ТГСХА

Ответственный за выпуск: Л.М. Чекмарева, заведующая кафедрой «Организации сельскохозяйственного производства», кандидат экономических наук.

Тюменская Государственная Сельскохозяйственная Академия, 2013

Содержание

  стр
Введение………………………………………………………………………
Примерная тематика курсовых работ………………………………………
Тема 1. Организация розничной торговой сети (на примере магазина, маркета, ООО, ОАО и т.д.)………………………………………………….
Тема 2. Организация оптовой торговой сети (на примере торговой базы, склада и т.д.)………………………………………………………………….
Тема 3. Организация учета и отчетности в торговых предприятиях (на примере магазина, маркета, ООО, ОАО и т.д.)…………………………….
Тема 4. Организация использования трудовых ресурсов на торговом предприятии (на примере…)………………………………………………...
Тема 5. Организация использования основных средств на торговом предприятии (на примере…)………………………………………………..
Тема 6. Организация управления на торговом предприятии (на примере…)……………………………………………………………………
Тема 7. Оплата труда работников предприятия розничной (оптовой) торговли (на примере магазина, торгового центра, торговой базы, склада и т.д.)………………………………………………………………….
Тема 8. Управление товарными запасами на предприятии (на примере магазина, оптовой базы и т.д.)………………………………………………
Тема 9. Комплексная оценка эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия (на примере…)…………………….
Тема 10. Планирование розничного товарооборота торгового предприятия (предприятия общественного питания и оптовой торговли на примере магазина, маркета, кафе, ресторана, базы и т.д.)……………..
Тема 11. Анализ издержек обращения торгового предприятия (на примере…)………………………………………………...............................
Требования по оформлению курсовой работы…………………………….
Рекомендуемая литература………………………………………………….
Образец титульного листа…………………………………………………..


Введение

Целью выполнения курсовой работы является:

- расширение и закрепление теоретических знаний;

- овладение методикой сбора и обработки информации; проведения комплексного экономического анализа эффективности деятельности торгового предприятия;

- приобретение опыта планирования товарооборота, издержек обращения; определение потребности в товарных ресурсах и др.

Курсовая работа по организации торговли и управлению предприятием выполняется по материалам конкретного предприятия, где студент проходил производственную практику.

Работа должна содержать: введение, аналитическую и практическую части, выводы и предложения, список использованной литературы.

Каждый раздел начинается с новой страницы.

На первом этапе над курсовой работой изучаются законодательные и нормативные документы, регулирующие хозяйственный механизм в сфере торговли.

На втором этапе осуществляется сбор и накопление аналитического материала, на третьем – анализ полученного материала. Весь цифровой материал систематизировать в виде таблиц, графиков, рисунков.

Заключительный этап над курсовой работой – выполнение проектных расчетов. Студент на основе изученной литературы и проведенного анализа разрабатывает мероприятия по совершенствованию организации торговли, обслуживанию, формированию товарных запасов, трудовых и технологических процессов, хранению товаров и др.

Курсовая работа после проверки преподавателем проходит защиту, во время которой студент кратко излагает основные положения работы, отвечает на вопросы и замечания.

Тематика курсовых работ

1. Организация розничной торговой сети (на примере магазина, маркета, ООО, ОАО и т.д.)

2. Организация оптовой торговой сети (на примере торговой базы, склада и т.д.)

3. Организация учета и отчетности в торговых предприятиях (на примере магазина, маркета, ООО, ОАО и т.д.)

4. Организация использования трудовых ресурсов на торговом предприятии (на примере…)

5. Организация использования основных средств на торговом предприятии (на примере…)

6. Организация управления на торговом предприятии (на примере…)

7. Оплата труда работников предприятия розничной (оптовой) торговли (на примере магазина, торгового центра, торговой базы, склада и т.д.

8. Управление товарными запасами на предприятии (на примере магазина, оптовой базы и т.д.)

9. Комплексная оценка эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия (на примере…)

10. Планирование розничного товарооборота торгового предприятия (предприятия общественного питания и оптовой торговли на примере магазина, маркета, кафе, ресторана, базы и т.д.)

11. Анализ издержек обращения торгового предприятия (на примере…)

Тема 1: Организация розничной торговой сети (на примере магазина, маркета, ООО, ОАО и т.д.)

Введение

Излагаются задачи (проблемы) в отрасли; цели и задачи курсовой задачи, согласно выбранной теме; объект исследования, предмет исследования; применяемые методы и приемы исследования; материалы(источники) используемые при написании курсовой работы.

1. Краткая экономическая характеристика предприятия

1.1 Местоположение и характеристика организационно-правовой формы предприятия

Указывается где расположено предприятие, режим работы.

Характеризуется его организационно-правовая форма в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации; кто является учредителем предприятия; органы управления; учредительные документы.

1.2 Обеспеченность и использование основных фондов

Дается понятие основных фондов, их классификация.

Состав и структура основных фондов (название предприятия) представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Состав и структура основных фондов

Состав 201__ (базисный) 201__ (отчетный) Отчетный год в % к базисному
тыс. руб. % тыс. руб. %
Здания          
Сооружения          
Оборудования          
Транспорт и др.          
Итого:   100,0   100,0  

Показатель – отчетный год в % к базисному определяется путем деления показателя отчетного года в стоимостном выражении на показатель базисного года в стоимостном выражении и умножением на 100.

После каждой таблицы делается вывод (слово «вывод» не пишется). Отражается, какие фонды занимают наибольший удельный вес в структуре, как они изменились в динамике; увеличилась или уменьшилась стоимость основных фондов в целом и на сколько.

Эффективность использования основных фондов характеризуют такие показатели как фондоотдача, фондоемкость, фондорентабельность и другие, которые отражены в таблице 2.

Таблица 2 – Эффективность использования основных фондов

Показатели 201__г. 201__г. Отчетный год в % к базисному
Фондоотдача (Фо), руб. (розничный товарооборот/среднегодовую стоимость основных фондов)      
Фондоемкость (Фе), руб. (среднегодовая стоимость основных фондов/розничный товарооборот)      
Фондорентабельность (Фр), руб. (прибыль/среднегодовую стоимость основных средств)      
Фондовооруженность (Фв), тыс. руб. (среднегодовую стоимость основных средств/среднесписочную численность работников)      
Товарооборот на 1 м2 общей площади (ТОо), тыс. руб. (розничный товарооборот/общую площадь)      
Товарооборот на 1 м2 торговой площади (ТОт), тыс. руб. (розничный товарооборот/торговую площадь)      
Прибыль на 1 м2 общей площади (По), тыс. руб. (прибыль/ общую площадь)      
Прибыль на 1 м2 торговой площади (Пт), тыс. руб. (прибыль/ торговую площадь)      

Анализируя таблицу 2, можно сделать следующий вывод, фондоотдача увеличилась (уменьшилась) на …% и составила … руб., в свою очередь фондоемкость снизилась (увеличилась) на …%. Фондорентабельность увеличилась с … руб. до … руб. Из этого следует, что основные фонды предприятием используются (не) эффективно.

Основной показатель, характеризующий обеспеченность предприятия фондами, фондовооруженность также изменился в большую (меньшую) сторону и составил … тыс. руб., что составляет …%

Товарооборот и прибыль на 1 м2 общей и торговой площади также имеет тенденцию увеличения (уменьшения). Например, прибыль на 1 м2 торговой площади увеличилась на …%.

1.3 Использование трудовых ресурсов

Дается понятие трудовых ресурсов, их классификация, роль в деятельности предприятия. Далее осуществляется анализ использования трудовых ресурсов конкретно на предприятии.

Состав и структура работников предприятия представлена в таблице 3.

Таблица 3 – Состав и структура работников торгового предприятия

Категории работников 201__ г. 201__ г. Отчетный год в % к базисному
чел. % чел. %
Управленческий персонал
Директор          
Гл. бухгалтер          
Менеджер          
Начальник отдела маркетинга          
Зав. секцией (отделом)          
Администратор торгового зала          
Зав. складом          
Начальник отдела кадров          
Бухгалтер          
Товаровед          

Продолжение таблицы 3

Инспектор по кадрам          
Юрисконсульт          
Ст.кассир (кассир)          
Секретарь руководителя          
Торгово-оперативный персонал
Продавец          
Кассир торгового зала          
Контролер-кассир          
Кладовщик          
Экспедитор          
Вспомогательный персонал
Грузчики          
Подсобные рабочие          
Уборщики торговых и служебных помещений          
Фасовщики          
Электромонтеры          
Техники и др.          
Итого   100,0   100,0  

Анализируются все изменения, произошедшие в составе и структуре работников предприятия.

Эффективность использования трудовых ресурсов определяется такими показателями, как производительность труда – это основной показатель, характеризующий использование трудовых ресурсов; коэффициент трудоемкости, которые рассмотрены в таблице 4.

Таблица 4 позволяют сделать вывод о том, что производительность труда увеличилась (уменьшилась) на …% и составила … тыс. руб., коэффициент трудоемкости снизился (вырос) на …%. Данные показатели свидетельствуют об (не) эффективном использовании трудовых ресурсов. Товарооборот и прибыль на 1 рубль расходов на оплату труда в динамике также увеличилась (уменьшилась) в отчетном году по сравнению с базисным (можно конкретно указать года) на …% и …% соответственно.

Таблица 4 – Эффективность использования трудовых ресурсов

Показатели 201__г. 201__г. Отчетный год в % к базисному
Производительность труда (П), тыс. руб. (розничный товарооборот / среднесписочную численность работников)      
Товарооборот на 1 рубль расходов на оплату труда, руб. (розничный товарооборот/расходы на оплату труда)      
Прибыль на 1 работника, тыс. руб. (прибыль/среднесписочную численность работников)      
Прибыль на 1 рубль расходов на оплату труда, руб. (прибыль/расходы на оплату труда)      
Коэффициент трудоемкости (среднесписочная численность работников/розничный товарооборот)      

1.4 Основные показатели хозяйственной деятельности торгового предприятия

Данные показатели берутся из отчетов торгового предприятия.

Дается определение показателей, характеризующих торгово-хозяйственную деятельность данного предприятия.

Показатели, характеризующие торгово-хозяйственную деятельность предприятия (название предприятия), отражены в таблице 5.

Таблица 5 – Основные показатели торгово-хозяйственной деятельности предприятия

Показатели 201__г. 201__г. Отчетный год в % к базисному
Розничный товарооборот, тыс. руб.      
Издержки обращения, тыс. руб.      
в т. ч. условно-постоянные      
Условно-переменные      
Прибыль, тыс. руб.      
Среднесписочная численность работников, чел.      
Общая площадь, м2      
в т.ч. торговая площадь      

Делается вывод о том, как изменились показатели в отчетном году по сравнению с базисным.

2.Современное состояние организации розничной торговли

(указать предприятие)

2.1 Формирование товарного ассортимента

Дается понятие, характерные черты ассортимента, формирование товарного ассортимента.

Определяется:

– изменение структуры ассортимента – это отношение какого-либо товара к общему объему;

– глубина ассортимента – это произведение количества предлагаемых видов (групп) товаров на количество разновидностей в каждой группе. Например, реализация 10 видов товаров, каждый вид представлен 5 разновидностями, отсюда глубина ассортимента будет равна 50(10*5);

– полнота ассортимента – это отношение фактически имеющихся в наличии товарных позиций к количеству разновидностей, предусматриваемых соответствующими документами(перечнями, прейскурантами спецификациями). Например, прейскурант указывает, что может находится в продаже 10 разновидностей, а находится в момент проверки 6, отсюда полнота ассортимента составляет 0,6(6/10);

– устойчивость ассортимента – определяется с помощью коэффициента устойчивости (Ку) – это отношение суммы фактических количеств реализуемых разновидностей товаров в момент проведения проверки. Например, прейскурант указывает, что в продаже может находится 22 разновидности товаров, а находится в продаже на момент проверки 17. Отсюда, Ку=17/22=0,77. Это свидетельствует о том, что ассортимент товаров устойчив. Если на момент проверки в продаже находится 10 разновидностей, то Ку=10/22=0,45. Это свидетельствует о том, что ассортимент данного предприятия на момент проверки неустойчив.

– степень обновления – характеризует удельный вес новых. Ранее не продаваемых товаров в общем их количестве. Например, розничное торговое предприятие реализует 150 видов товаров из них 52 новые. Отсюда степень обновления ассортимента равна: 52/150=0,34. Это свидетельствует о том, что ассортимент товаров данного предприятия обновился на 34%, т.е. на 1/3.

Полученные показатели можно свести в таблицу. В Приложении прилагаются ассортиментный перечень.

2.2 Торговые и технологические процессы на предприятии

(название предприятия)

В данном подразделе отражается каким образом осуществляется разгрузка транспорта, приемка товаров, перемещение к месту хранения, подготовка товаров к продаже.

Указать на основании каких документов осуществляется тот или иной торгово-технологический процесс.

2.3 Размещение и выкладка товаров в торговом зале

Дается описание фактического размещения и выкладки товаров в торговом зале анализируемого предприятия.

2.4 Анализ издержек обращения торгового предприятия

Сущность издержек, их классификация.

Основными показателями, характеризующими эффективность текущих затрат, является уровень издержек обращения, затратоотдача, рентабельность текущих затрат, которые представлены в таблице 6.

Проанализировать, как изменились показатели, характеризирующие эффективность текущих затрат в отчетном году по сравнению с базисным и на основании их сделать вывод об эффективности затрат. Например, анализируя таблицу 6,можно сделать следующие вывод о том, что уровень издержек обращения в отчетном году снизился (увеличился) с …% до …%, затратоотдача и рентабельность текущих затрат увеличились (уменьшились) на …% и …% соответственно. Исходя из этого делаем вывод, что текущие затраты используются эффективно.

Таблица 6 – Показатели эффективности текущих затрат

Показатели 201__г. 201__г. Отчетный год в % к базисному
Розничный товарооборот, тыс. руб.      
Издержки обращения, тыс. руб.      
Прибыль (+), убыток(-), тыс. руб. (розничный товарооборот-издержки обращения)      
Уровень издержек обращения, % (сумма издержек обращения/розничный товарооборот*100)      
Затратоотдача, руб. (розничный товарооборот/ сумма издержек обращения)      
Рентабельность текущих затрат, % (прибыль/сумма издержек обращения*100)      

Если, при анализе выявлено, что уровень издержек обращения увеличился, а показатели затратоотдача и рентабельность текущих затрат снизились, то это свидетельствует о том, что текущие затраты используются менее эффективно, чем в базисном году.

3. Совершенствование организации деятельности торгового предприятия

3.1 Расширение товарного ассортимента

В подразделе 2.1 изучено формирование товарного ассортимента, показатели, его характеризующие. В этом подразделе отражается какие товарные группы будете расширять или предлагать совершенно новые товары (группы товаров) и почему именно эти, т.е. недостатки существующего ассортимента.

В каком объеме и каковы будут затраты, связанные с расширением товарного ассортимента.

Экономическая эффективность от расширения ассортимента представлена в таблице 7.

Таблица 7 - Экономическая эффективность от расширения ассортимента

Виды товаров Факт (отчетный год) Проект (предлагаемый вариант) Отклонение (+; -)
Издержки обращения, тыс. руб.      
в т.ч. дополнительные -    
Розничный товарооборот тыс. руб.      
Прибыль, тыс. руб.      
Затратоотдача, руб.      
Рентабельность текущих затрат, %      

Делается вывод, как повлияло расширение ассортимента товаров на показатели, характеризующие эффективность деятельности предприятия.

3.2 Замена торгового или технологического оборудования

Дается характеристика имеющегося оборудования, его недостатки; предлагаемого оборудования и его преимущества; определяются затраты на приобретение. Доставку, монтаж (установку) и т.д.

Экономическая эффективность приобретения и замена устаревшего оборудования показана в таблице 8.

Таблица 8 - Экономическая эффективность внедрения нового оборудования

Показатели Факт (отчетный год) Проект (предлагаемый вариант) Отклонение (+; -)
Издержки обращения, тыс. руб.      
в т.ч. покупка оборудования, доставка и монтаж      
Розничный товарооборот, тыс. руб.      
Прибыль, тыс. руб.      
Затратоотдача, руб.      
Продолжение таблицы 8
Рентабельность текущих затрат, %      
Срок окупаемости капитальных вложений (затраты на оборудование), лет (S затрат на оборудование / прибыль)      

Показатели таблицы 8 показывают, что при замене устаревшего морально и физически оборудования на то же усовершенствованное, издержки обращения уменьшились на … тыс. руб., при этом розничный товарооборот уменьшился на …%, затратоотдача на …%, рентабельность текущих затрат на …%. Срок окупаемости капитальных вложений составляет … года.

3.3. Снижение издержек обращения

Снижение издержек обращения может быть за счет скидок на конкретную цену за товары, отпускаемые поставщиком постоянным покупателям за большие партии.

Отразить, какие товары приобретаются большими партиями, какие скидки предусматриваются.

Снижение издержек за счет снижения затрат на автотранспортные услуги, т.е. товары с большим сроком хранения можно приобрести в большом объеме (Сократить количество поездок за товаром).

Влияние снижения издержек обращения на экономические показатели деятельности предприятия отражено в таблице 9.

Таблица 9 – Экономические показатели за счет снижения издержек

Показатели Факт (отчетный год) Проект (предлагаемый вариант) Отклонение (+; -)
Издержки обращения, тыс. руб.      
Розничный товарооборот, тыс. руб.      
Прибыль, тыс. руб.      
Рентабельность текущих затрат, %      

За счет снижения затрат на приобретение товаров, транспортные услуги издержки обращения снизились на …тыс. руб., что составляет …%. В результате этого розничный товарооборот и прибыль увеличились на …% и …%, соответственно. Рентабельность текущих затрат повысилась с …% до …%.

3.4 Введение самообслуживания в магазине

Это мероприятие можно предложить на том предприятии, где продажа товаров осуществляется через прилавок и позволяет площадь здания (помещения).

Условия и исходные данные (цифры условные):

Розничный товарооборот продовольственного магазина с торговой площадью 200м2 до реконструкции составляет 240 тыс. руб. в год, уровень издержек обращения 20,4% к товарообороту, рентабельность 2,8%, средний товарный запас в указанном периоде составляет 32 тыс. руб. Розничная продажа товаров в магазине осуществлялась традиционным методом через прилавок индивидуального обслуживания.

После реконструкции магазина по типу «супермаркета» с внедрением метода самообслуживания по некоторым группам товаров годовой розничный товарооборот составил 320 тыс. руб., издержки обращения 13% к товарообороту, рентабельность 3,4%, средний товарный запас составил 38 тыс. руб.

Расходы на реконструкцию (приобретения оборудования, перепланировку и др.) – 120 тыс. руб.

Экономическая эффективность введения самообслуживания в магазине представлена в таблице 10.

Таблица 10 - Экономическая эффективность введения самообслуживания в магазине

Показатели Факт (отчетный год) Проект (предлагаемый вариант) Отклонение (+; -)
Розничный товарооборот, тыс. руб.
Издержки обращения, тыс. руб. 48,96 41,6 -7,36
Уровень издержек обращения, % 20,4 -7,6
Прибыль, тыс. руб. 6,72 10,88 4,16
Рентабельность, % 2,8 3,4 4,16
Товарный запас, тыс. руб.
Оборачиваемость, дней 48,6 43,3 -5,3
Розничный товарооборот на 1м2 торговой площади, тыс. руб.
Затраты на реконструкцию, тыс. руб. -
Срок окупаемости капитальных вложений, лет - 0,7 -

Определение показателей:

Издержки обращения, тыс. руб. = розничный товарооборот уменьшаем на уровень издержек обращения и делим на 100 ( Тема 1: Организация розничной торговой сети (на примере магазина, маркета, ООО, ОАО и т.д.) - student2.ru = 48,96; Тема 1: Организация розничной торговой сети (на примере магазина, маркета, ООО, ОАО и т.д.) - student2.ru = 41,6)

Прибыль, тыс. руб. = розничный товарооборот умножаем на рентабельность и делим на 100 ( Тема 1: Организация розничной торговой сети (на примере магазина, маркета, ООО, ОАО и т.д.) - student2.ru = 6,72; Тема 1: Организация розничной торговой сети (на примере магазина, маркета, ООО, ОАО и т.д.) - student2.ru = 10,88)

Оборачиваемость определяем по формуле:

Одн = (ОА*Д) / Т

где, Одн – оборачиваемость в днях;

ОА – средний запас оборотных средств, тыс. руб.;

Д – количество дней в рассматриваемом периоде (365 дней);

Т – товарооборот за рассматриваемый период, тыс. руб.

дн = (32*365) / 240 = 48,6; Одн = (38*365) / 320 = 43,3)

Розничный товарооборот на 1 м2 торговой площади определяется делением товарооборота на площадь:

(240 / 200 = 12; 320 / 200 = 16)

Срок окупаемости капитальных вложений = дополнительно полученный товарооборот делим на затраты на реконструкцию

(80 / 120 = 0,7 года)

Анализируя таблицу 10 можно сделать следующий вывод о том, что в результате реконструкции и введения самообслуживания в магазине объем розничного товарооборота увеличился на 80 тыс. руб., уровень издержек обращения снизился с 20,4 до 13%, что составило 7,36 тыс. руб. Прибыль увеличилась на 4,16 тыс. руб. Розничный товарооборот на 1 м2 торговой площади увеличился на 4 тыс. руб. и составил 16 тыс. руб.

Оборачиваемость товаров снизилась с 48,6 до 43,3 дней. Срок окупаемости капитальных вложений на реконструкцию составляет 0,7 года. Все выше перечисленные показатели свидетельствуют о том, что введение самообслуживания в магазине целесообразно и экономически эффективно.

3.5 и другие мероприятия

Выводы и предложения

Выводы делаются по работе, т.е. указывается предприятие, где оно расположено, чем занимается. Краткий анализ по показателям, конкретно отражаются предложения и что получено в результате.

ОАО «Магнит» расположено (находится) в г. Тюмени на ул. Магнитогорская, 15. Предприятие занимается реализацией продовольственных и непродовольственных товаров.

За анализируемый период наблюдаются изменения показателей. Так стоимость основных фондов увеличилась (уменьшилась) на …%, фондоотдача увеличилась (уменьшилась) на …%, фондоемкость снизилась (увеличилась) на …%. Численность работников (уменьшилась) увеличилась на … человека, что составляет …%. Производительность труда имеет тенденцию увеличения (уменьшения).

Основные экономические показатели в отчетном году по сравнению с базисным улучшились (ухудшились). Так, розничный товарооборот увеличился (уменьшился) на … тыс. руб., прибыль на … тыс. руб. С увеличением (уменьшением) розничного товарооборота увеличились (уменьшились) издержки обращения на …%.

Для дальнейшего повышения экономических показателей деятельности ОАО «Магнит» предлагаются следующие мероприятия:

1. Расширение товарного ассортимента – издержки обращения увеличились на … тыс. руб., розничный товарооборот и прибыль увеличились на …% и …%, соответственно.

2. Замена торгово-технологического оборудования - замена устаревшего оборудования приводит к увеличению издержек обращения на … тыс. руб., при этом розничный товарооборот увеличился на …%, что привело к увеличению суммы прибыли на …%. Срок окупаемости капитальных вложений составит … года.

3. Снижение издержек обращения – за счет снижения затрат на приобретение товаров, транспортные услуги издержки обращения снизились на … тыс. руб., что составляет …%, розничный товарооборот и прибыль увеличились на …% и …%. Рентабельность текущих затрат повысилась с … до …%.

Список литературы

В список включаются все источники, на которые в курсовой сделаны ссылки.

Наши рекомендации