Социально- ориентированная модель экономики
Наибольшее число моделей имеет регулируемая рыночная экономика. Для нее характерны наличие двух секторов (государственного и частного), играющих существенную роль в процессе макроэкономического воспроизводства, и двух механизмов регулирования -государственного и рыночного. Регулируемая рыночная экономика сформировалась в процессе эволюции экономики свободной конкуренции в экономику несовершенной конкуренции. Основой классификации моделей регулируемой рыночной экономики служит характер роли государства (масштабы, цели, методы) в регулировании социально-экономических процессов. Если в качестве критерия классификации принять целевую направленность государственного регулирования экономики, то основными моделями регулируемой экономики являются:
1. смешанная экономика
2. корпоративная экономика
3. социально-ориентированная рыночная экономика.
Социально-ориентированную рыночную экономику как особую модель регулируемой экономики характеризует набор таких социально-экономических институтов, которые обусловливают функционирование всех элементов этой системы в направлении целей социальной справедливости, защищенности, высокого уровня и качества жизни. В отличие от экономик, обеспечивающих высокий уровень жизни и значительные социальные расходы, социально-экономические и правовые системы стран социально-ориентированной рыночной экономики направлены на достижение социального согласия при обеспечении высокого уровня жизни основной массы населения. Чаще всего с моделью социально-ориентированной рыночной экономики ассоциируется экономика Германии. Ее основополагающие принципы состоят в органическом единстве рынка и государства, в защите конкуренции, в социальном партнерстве. Последнее проявляется в реализации "принципа соучастия", т. е. участия наемных работников в работе наблюдательных советов фирм с правом решающего голоса, а также в ограничении права на забастовку. В ряде других стран существует своя специфика основных черт социально-ориентированной рыночной экономики. Это обусловлено достигнутым уровнем развития, национальными традициями. Отсюда существование нескольких моделей данного типа хозяйствования.
Классификацию этих моделей можно провести на основе критериев, определяющих особенности социальной политики и ее место среди национальных интересов. Большую роль в классификации играют распределение социальных функций между государством, гражданским обществом и предпринимательским сектором, а также масштабы государственного сектора (доля занятых в госсекторе экономики, объем перераспределяемого ВВП). На основе указанных критериев выделяют ряд моделей социально-ориентированной рыночной экономики.
1. Прежде всего, это континентальная или германская (Германия, Австрия, Бельгия, Нидерланды, Швейцария, отчасти Франция). Для нее характерны высокие объемы перераспределения ВВП через госбюджет (около 50 процентов), развитая система социального партнерства, высокая занятость.
2. Англосаксонская (Великобритания, Ирландия, Канада) отличается 40 процентным уровнем перераспределения ВВП и проведением пассивной политики занятости.
3. Средиземноморская модель (Греция, Испания, Италия) характеризуется уровнем перераспределяемого ВВП от 40 процентов в Испании до 60 процентов в Греции. Социальная политика в основном охватывает социально уязвленные слои населения и не носит всеобъемлющего характера.
4. Скандинавскую модель (Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия) можно считать наиболее продвинутой. Здесь проводится активная социальная политика. Благосостояние народа провозглашено целью экономической деятельности государства. Доля перераспределяемого ВВП достигает 50-60 процентов.
Экономические реформы России ставят своей целью формирование социального государства, где основным средством повышения благосостояния населения должна быть социально-ориентированная рыночная экономика. На сегодняшний день изучение теорий социального рыночного хозяйства, и особенно исторической природы той структуры, которая должна быть сформирована на рынке, представляет особый интерес для тех стран, которые, как и Россия находятся в процессе перехода от коммунистического к рыночному порядку. Сегодня многими экономистами признается, что России предстоит еще строить рыночное хозяйство и предстоит создание социально-ориентированной рыночной экономики, а не либеральной, исходя из национальных особенностей страны, ну и конечно с учетом мирового экономического кризиса, криминализации, правового беспорядка, исправления допущенных ошибок. И вот в свете необходимости учиться на чужих ошибках, хотелось бы еще раз вернуться к рассмотрению пути, пройденного Германией за пятьдесят с лишним лет, по построению социальной рыночной экономики. Проанализировать это "германское чудо" или "третий ПУТЬ", как иногда называют социальную рыночную экономику Германии.
Социально-ориентированная модель рыночной -экономики Германии
Как известно из истории, чисто капиталистическое общество, построенное исключительно на частной собственности, максимализации прибыли и рыночно - ценовой координации, без каких-либо гарантий со стороны государства, в области социальной безопасности, уравновешивания и сокращения очень большой разницы в доходах, пока еще не стало реальностью. Но зато известно, что неограниченное стремление к прибыли и выгоде превращается в скупость и алчность, неограниченное накопление частной собственности ведет к количественному скачку и проблеме власти.
Таким образом, есть ряд причин, таких как социальное обеспечение в старости, здравоохранение, отдых, получение образования, забота и помощь тому населению, которое, либо совсем, либо частично не может принимать участие в хозяйственной жизни, национальная и государственная безопасность, которые заставляют ряд стран, в том числе и Германию, идти по пути построения социальной рыночной экономики.
Заслуживает внимание выражение К. В. Нерра, что для рыночной экономики было скроено "широкое платье", которое позволяло расширять теорию рынка, признавая, что в процессе формирования капитализма возникают диалектические противоречия, которые нужно уравновешивать «Ausgleich», но не путем ориентации на марксизм, а путем максимализации прибыли и использование ее с наибольшей полезностью.
Синтез социального уравновешивания и гарантия свободного действия рыночных сил, свободная инициатива в сочетании с социальным прогрессом, свобода заключения контрактов и крайности антимонопольной политики, региональная политика позволяет уравновесить потребности человека с потребностями окружающей среды и экологии. В Германии для решения вопросов уравновешивания даже функционирует Банк уравновешивания.
Исторически, у социального рыночного хозяйства много отцов, но главная роль в ее экономико-политическом осуществлении принадлежит Людвигу Эрхарду, а в концептуальном развитии Вальтеру Ойкену и Альфреду Мюллеру-Армаку. При этом теория социального рыночного хозяйства строится на двух источниках - на трактовке ценовой системы и механизма конкуренции в духе классической политической экономики Адама Смита и Риккардо и на социологии знания, социологии культуры и культурных наук. Утверждается центральная и независимая роль рынка, как средства социальной координации и ценовой системы, как механизма координации спроса и предложения в соответствии с потребностями и пожеланиями потребителя, где очень большая роль отводится решению следующих задач:
1. Свободной конкуренции (здесь основополагающим является закон о запрете ограниченной конкуренции, 1957г., дающий право свободного выбора местонахождения предприятия, метода производства, свободы в формировании дохода, в выборе техники и способствующий раскрытию творческого потенциала личности). Причем, надо учесть, что многие экономисты критикуют такой подход и считают, что невозможно в условиях социальной рыночной экономики добиться конкуренции цен. Опыт же Германии опровергает их опасения. Многие предприниматели, и покупатели предпочитают иметь дело не с ценой, а качеством, с условиями платежа и поставки товара, с рекламой. Законы о качестве конкуренции и о защите качества конкуренции помогают отслеживать качество товаров, накладывая на недобросовестных производителей, материальные штрафы и обязательства по возмещению материального ущерба;
2. Экономической свободе и ориентации на экономический рост;
3. Свобода внешней торговли, свободный обмен валют и расширение международного разделения труда в рамках мировой экономики, так как немецкая экономика в большой степени зависит от экспорта.
Для решения социальных вопросов в социальной рыночной экономике ставятся следующие цели и задачи:
• - Создание социального порядка фирмы, когда рабочий ценится как человек и сотрудник.
• - Реализация порядка конкуренции как задача права и деятельности правительства.
• - Антимонопольная политиках с целью борьбы со злоупотреблением экономической властью.
• - Политика стабилизации, направленная на обеспечение безопасности рабочего, в период экономических спадов.
• - Выравнивание разности в доходах в соответствии с рыночным порядком (прогрессивный подоходный налог, субсидии на детей и субсидии на жилье, бесплатное образование).
• - Политика развития городов и субсидий государства на не дорогостоящее жилье.
• - Передача капитала малым и средним фирмам, чтобы дать возможность конкурировать с крупными фирмами, обладающими большим капиталом.
• - Дальнейшее развитие социальной безопасности.
• - Городское планирование.
• - Введение правительством кооперативных элементов рыночного хозяйства, так Мюллер-Армак выступал за развитие кооперативов, например, жилищных кооперативов.
Минимальные зарплаты, т.е. социальное рыночное хозяйство должно определить, минимальную зарплату в результате процесса свободного торга.
Этот довольно обширный перечень государственных мер, обязательно следует учесть российской экономике. Германия, как и Россия обладает опытом перехода от планового хозяйства к рыночному, правда лишь в ГДР, но при этом в отличие от России, где, к сожалению, не произошло после перехода к капиталистическому рынку экономического роста и сейчас более правильно говорить о "византийском форме капитализма", но мы должны все сделать для экономического роста или потеряем свою страну.
Германия же продолжает свое экономические развитие и в своих долгосрочных планах (до 2015 г.) намечает следующие шаги:
1. Окончательная интеграции федеральных земель в экономическую систему единой Германии.
2. Дальнейшая интеграция в рамках ЕС и расширение Союза за счет стран Центральной и Восточной Европы, усиление привлекательности для инвестирования новых районов на востоке.
3. Проведение существенной перестройки экономики в пользу высокотехнологичных и интеллектуальных производств и расширения интернет-технологий, сотовой связи, научных исследований, увеличение вклада в образование, инвестиций в науку.
4. Пенсионная реформа, когда наряду с государственным социальным страхованием будет развиваться частная система страхования.
5. Решение вопроса безработицы.
6. Развитие энергосберегающих технологий за счет экологического налога, решение экологических проблем в "глобальном" масштабе.