Экономическая безопасность как система: критерии и показатели
Республика Беларусь вошла в XXI в. с открытой и ориентированной на экспорт экономикой. Около 60 % ее ВВП органично связано с внешними рынками, что определяет большую зависимость страны от мировых тенденций экономического развития. Ограниченные запасы собственных топливно-энергетических ресурсов создают серьезные проблемы в области стабильных поставок нефти и газа. Эти и другие дестабилизирующие факторы определяют актуальность обеспечения экономической безопасности страны с учетом внешних и внутренних угроз.
Экономическая безопасность – это такое состояние национальной экономики, которое позволяет обеспечить ее устойчивое функционирование в условиях воздействия неблагоприятных внутренних и внешних факторов, достаточное удовлетворение общественных потребностей, необходимую обороноспособность, защиту национальных интересов.
Обеспечение экономической безопасности – это создание государством условий, гарантирующих недопущение нанесению хозяйству страны непоправимого ущерба от внутренних и внешних экономических угроз.
В широком смысле экономическая безопасность – это создание условий по устранению возможных негативных воздействий для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства.
Экономическую безопасность следует рассматривать как систему взаимосвязанных уровней: международного, национального, регионального, отраслевого, отдельных предприятий, личности.
Под международной экономической безопасностью понимается такое состояние международных отношений, при которых обеспечиваются взаимовыгодное сотрудничество различных стран в решении национальных и интернациональных экономических проблем, свободный выбор и осуществление ими своей модели социально-экономического развития и участие в международном разделении труда.
Международная экономическая безопасность обеспечивается различными структурами ООН, другими международными экономическими организациями, в том числе МВФ, Всемирным банком, ВТО, ФАО.
Экономическая безопасность страны представляет собой сложную систему, важнейшими составляющими которой являются следующие виды безопасности:
§ производственная;
§ финансовая;
§ продовольственная;
§ энергетическая;
§ инфраструктурная;
§ инновационная;
§ внешнеэкономическая.
Производственная безопасность – основа экономической безопасности. Производственная безопасность определяется способностью реального сектора экономики обеспечить производство необходимой продукции для удовлетворения потребности страны с учетом эффективных внешнеэкономических связей.
Основными угрозами производственной безопасности в Республике Беларусь являются:
§ износ, физическое и моральное старение основных производственных фондов;
§ высокая энерго- и материалоемкость производства, зависимость от внешних поставок топливно-энергетических и материально-сырьевых ресурсов, а также комплектующих;
§ неустойчивое финансовое положение предприятий, хронический дефицит оборотных средств;
§ преобладание устаревших технологий;
§ высокий уровень монополизации в производственной сфере, несовершенство механизма регулирования деятельности производственных монополий, что позволяет повышать цены без снижения издержек производства и улучшения качества продукции;
§ сохранение устаревшей структуры производства без учета спроса на выпускаемую продукцию.
В Республике Беларусь износ активной части основных производственных фондов по промышленности превысил критически допустимый уровень. На большинстве предприятий техническая база устарела и представляет преимущественно традиционный IV технологический уклад, тогда как экономически развитые страны перешли на V–VI уклады.
Для повышения производственной безопасности необходимы:
§ структурная модернизация экономики путем приоритетного развития наукоемких высокотехнологичных экспортоориентированных и импортозамещающих нересурсо- и неэнергоемких производств с высокой долей добавленной стоимости;
§ повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции;
§ переход на инновационный путь развития экономики;
§ социальная ориентация перспективной структуры экономики, ускоренное развитие сферы услуг.
Финансовая безопасность страны охватывает все секторы экономики: государство, нефинансовые предприятия, финансовые организации, домашние хозяйства, регионы, а также внешнеэкономическую деятельность.
Устойчивость финансовой системы определяется уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, банковской системы и национальной валюты, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, золотовалютным запасом, развитием финансового рынка и рынка ценных бумаг, размерами внешнего и внутреннего долгов, дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности.
Для обеспечения финансовой безопасности необходимо снизить инфляцию, что имеет первостепенное значение для общей сбалансированности финансовых потоков и равновесия в экономике. Уровень цен отражает конъюнктуру на финансовых рынках, рынках валюты, состояние бюджетного, торгового и платежного балансов страны. Поэтому общий инфляционный потенциал экономики, складывающейся из совокупности факторов, во многом определяет финансовую безопасность в целом.
Основная задача обеспечения финансовой безопасности Беларуси – улучшение финансового состояния организаций реального сектора экономики, уменьшение числа убыточных производств.
Для обеспечения финансовой безопасности необходимо использовать неинфляционные методы финансирования дефицита бюджета и перераспределения финансовых ресурсов исходя из общегосударственных приоритетов.
Продовольственная безопасность является как самостоятельным направлением, так и составной частью экономической безопасности. Этот термин официально принят в мировой практике для характеристики состояния продовольственного рынка и в целом экономики стран или группы интегрированных стран (ЕС, СНГ), а также мирового рынка продовольствия.
Эксперты Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) оценивают состояние международной продовольственной безопасности по двум показателям: объемам переходящих до следующего урожая мировых зерновых запасов и уровню мирового производства зерна в среднем на душу населения.
Для Беларуси продовольственная безопасность означает как сохранение суверенитета и независимости, так и повышение уровня и качества жизни населения.
В Республике Беларусь разработана и в марте 2004 г. одобрена Правительством Концепция национальной продовольственной безопасности.
Для обеспечения продовольственной безопасности требуется, чтобы совокупные потребности в сельскохозяйственной продукции и продовольствии покрывались в основном за счет собственного производства. Институтом аграрной экономики НАН Беларуси установлено, что национальное агропромышленное производство должно удовлетворять не менее 85 % спроса и предложения сельскохозяйственной продукции и занимать не менее 80 % внутреннего рынка продовольствия. По таким важнейшим продуктам, как мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйцо, хлебопродукты, картофель, нашей стране важно иметь 100%-ную обеспеченность, а по другим (масло растительное, сахар, рыба и рыбопродукты, овощи и фрукты) – не менее 70 %. Отдельные виды сельскохозяйственной продукции не могут производиться в республике и всегда будут поступать из других стран. Но их объемы невелики и занимают не более 3–5 % общего товарооборота.
На внутренний потребительский рынок для расширения ассортимента и развития конкурентной среды должна поступать также продукция, аналогичная производимой в Беларуси. В Концепции национальной продовольственной безопасности определено, что минимальный критический уровень сельскохозяйственного производства, ниже которого наступают зависимость от импорта и ослабление экономической безопасности, имеет для Республики Беларусь следующие значения: зерно – 5,5–6,0 млн т, картофель – 6,0–6,5; овощи – 0,8–1,0; плоды и ягоды – 0,35–0,45; сахарная свекла – 1,3–1,5; рапс – 0,13; молоко – 4,2–4,5; мясо всех видов (живой вес) – 0,9–1,0 млн т; производство сахара-песка из собственного сырья – 150–180 тыс. т и масла растительного – 40–45 тыс. т.
Продовольственные и сырьевые ресурсы, достаточные для обеспечения внутреннего потребления на душу населения, исходя из научно обоснованных норм потребления, формирования необходимых фондов, резервов и экспортного потенциала, по видам продукции должны быть следующими (оптимальный уровень): зерно – 8,0–9,0 млн т; картофель – 9,0–10,0; овощи – 1,5–1,7; плоды и ягоды – 0,7–0,8; сахарная свекла – 2,0–2,2; молоко – 7,0–7,5; мясо всех видов (живой вес) – 1,3–1,5 млн т; производство сахара-песка – 250 тыс. т, масла растительного – до 60 тыс. т.
Агропромышленный комплекс Беларуси располагает достаточным потенциалом для обеспечения продовольственной безопасности страны. Особое внимание должно быть уделено производству зерна и укреплению кормовой базы животноводства, повышению качества продовольственных товаров.
Энергетическая безопасность является важнейшим слагаемым экономической безопасности Республики Беларусь, что обусловлено слабой обеспеченностью страны собственными топливно-энергетическими ресурсами (до 15 % общего объема потребления).
Энергетическая безопасность, по определению Мирового энергетического совета, – это наличие энергии в том количестве и того качества, которые необходимы при определенных экономических условиях.
Для энергетической безопасности Республики Беларусь важна не столько минимизация энергетической зависимости, сколько сокращение связанных с ней рисков. Энергетическая безопасность определяется как долей собственных топливно-энергетических ресурсов в общем энергобалансе, так и их разнообразием. Считается нормальным использование в равных пропорциях не менее трех основных видов топлива, например, для многих стран – природного газа, нефти, угля, Германии – урана, угля и природного газа. Для каждой страны эти пропорции индивидуальны. При закупке энергоносителей за рубежом важно обеспечить диверсификацию не только их видов, но и поставщиков.
Беларусь после обретения суверенитета не была и в ближайшем будущем ей трудно стать энергетически безопасным государством. Это обусловлено отсутствием в достаточном количестве на ее территории ископаемых видов топлива, низкой степенью диверсификации импортируемых видов топлива по видам и поставщикам, слабым уровнем развития возобновляемых источников энергии.
Вместе с тем республика обладает технически развитой и надежно функционирующей энергосистемой. Однако отсутствие необходимого количества инвестиций не позволяет в достаточной степени модернизировать основные производственные фонды предприятий топливно-энергетического комплекса.
К отрицательным моментам энергобезопасности Беларуси относится и то, что на долю природного газа приходится около 60 % валового потребления топливно-энергетических ресурсов. С учетом постоянной тенденции роста цен на газ, в перспективе станет невыгодным производить электроэнергию на собственных электростанциях, использующих этот вид топлива.
К потенциальным внутренним угрозам энергетической безопасности Беларуси также относятся: превышающий критический уровень износа основных фондов предприятий как топливно-энергетического комплекса, так и потребителей энергоресурсов; недостаточно надежная инфраструктура (линии электропередач, тепловые сети, системы газо- и нефтеснабжения), способная вызвать аварийную ситуацию в энергообеспечении; несоблюдение технологии производства электроэнергии, тепла, топлива; высокая энергоемкость отечественного производства; увеличение неплатежей за потребленные энергоресурсы, вызывающих рост внешнего долга за импортируемое топливо и создающих угрозу бесперебойной работе системы энергоснабжения.
К внешним угрозам энергетической безопасности страны относятся: резкое колебание цен на нефть; монозависимость от импорта энергоресурсов; региональные конфликты в мировом сообществе; нештатные ситуации, вызванные невыполнением договоров внешними партнерами.
С целью предотвращения угроз необходимы: диверсификация импортируемых топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) по видам топлива и его поставщикам на основе разработки альтернативных вариантов энергообеспечения и увеличение их стратегических запасов; повышение доли собственных энергетических ресурсов в структуре топливно-энергетического баланса до 25–30%; разработка совместных программ повышения коллективной энергетической безопасности с государствами мирового сообщества, прежде всего со странами–поставщиками энергоресурсов в Беларусь.
Для обеспечения энергетической безопасности в Европейском союзе введено правило – покупать не более 40 % газа, нефти и электроэнергии у одной страны.
В настоящее время Республика Беларусь в поставках энергоносителей практически полностью зависит от России, откуда импортируется 85-87% топливных ресурсов. В пересчете на тонны нефтяного эквивалента 70% потребляемых в Беларуси энергоносителей составляет российский природный газ.
Энергетическая безопасность Беларуси зависит не только от бесперебойных поставок энергоресурсов, но и от эффективности энергосбережения, обеспечения строгого режима экономии топливно-энергетических ресурсов.
Одним из перспективных направлений экономии топливных ресурсов является перевод котельных в мини-ТЭЦ. Комбинированная выработка электрической и тепловой энергии на таких теплоэлектроцентралях позволяет вдвое эффективнее использовать топливо по сравнению с обыкновенными котельнями.
Усилению энергетической безопасности будут способствовать строительство гидроэлектростанций в Гродно и Полоцке, а также создание подземных газохранилищ, строительство атомной электростанции.
Для обеспечения энергетической безопасности целесообразно повысить удельный вес дров и торфа в топливном балансе страны.
Энергетическая безопасность страны требует создания механизма надежного и эффективного энергообеспечения всех отраслей экономики и населения, что будет способствовать производству конкурентоспособной продукции и повышению уровня и качества жизни населения при сохранении экологически безопасной среды.
Инфраструктурная безопасность имеет для национальной экономики Беларуси особое значение, так как республика занимает стратегически важное геополитическое и экономико-географическое положение, располагает густой сетью железнодорожных и автомобильных магистралей, газо- и нефтепроводов.
К инфраструктуре относятся отрасли, создающие условия жизнедеятельности общества. Инфраструктура подразделяется на производственную и социальную. Производственная инфраструктура включает отрасли, которые непосредственно обслуживают производство (все виды транспорта, связь, электро-, газо-, водоснабжение и др.) К социальной инфраструктуре относятся торговля, жилищно-коммунальное хозяйство, система здравоохранения и образования, предприятия бытового обслуживания и др.
Главная задача инфраструктурной безопасности – обеспечение устойчивого развития экономики и благоприятных условий жизнедеятельности населения. Для Беларуси, учитывая открытый характер ее экономики и географическое положение, приоритетное значение имеют транспорт и связь. Развитие транспортного комплекса способствует повышению экономической безопасности, так как он обеспечивает обороноспособность страны, жизненно важные потребности экономики и населения в перевозках и услугах во внутригосударственных и международных сообщениях.
Основной задачей в области транспортно-коммуникационной безопасности является сохранение и укрепление конкурентных преимуществ страны, обусловленных ее геополитическим и географическим положением. Поэтому в процессе формирования единого транспортного, энергетического и экономического пространства с Российской Федерацией необходимо максимально сохранить за Республикой Беларусь ее долю собственности и экономическую самостоятельность в области транспортно-коммуникационной инфраструктуры, активнее привлекать средства других зарубежных инвесторов.
Инновационная безопасность имеет для Беларуси первостепенное значение, так как в государствах с ограниченными природными ресурсами роль научно-технической и инновационной деятельности является решающей в обеспечении не только экономической, но и национальной безопасности в целом.
Основным показателем развития научной деятельности, принятым для межстрановых сопоставлений, является доля затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте (наукоемкость ВВП).
В Республике Беларусь в последние годы отношение затрат на ИР к ВВП уменьшается при одновременном росте ВВП и составляет менее 1%.
Уменьшается объем научно-технических работ, выполняемых промышленным сектором. Научно-исследовательские организации трансформируются в научно-производственные, переориентируя выпуск продукции с научно-технической на социально значимую мелкосерийную, но ненаукоемкую.
Медленно создается инновационная инфраструктура, нет соответствующих мировому уровню технопарков, низкими темпами формируется рынок научно-технической продукции. Слабо развита инновационная составляющая в индустриальной политике. Национальная промышленность инновационно невосприимчива к отечественным разработкам. Структурная организация производства неадекватна современным требованиям научно-технического развития. На территории Беларуси нет собственных финансово-промышленных групп.
Система высшего образования не в полной мере отвечает потребностям реального сектора экономики. Снижен престиж инженерной и научной деятельности. В вузах подготовка специалистов для научной работы и инновационного менеджмента не достигла должного уровня.
Для сохранения и развития инновационного потенциала, обеспечивающего стратегические интересы социально-экономического развития Беларуси, необходимо: определить приоритеты государственной научно-технической политики, согласованные с задачами обеспечения экономической безопасности страны; разработать государственные программы по важнейшим направлениям фундаментальных и прикладных исследований для обеспечения научно-технической независимости страны; создать благоприятный инновационный климат в экономике с использованием различных форм государственного стимулирования, распространения передовых технологий и защиты отечественных производителей наукоемкой конкурентоспособной продукции.
Обеспечение экономической безопасности и решение задач по переходу к устойчивому социально-экономическому развитию страны могут быть достигнуты только при активизации инновационной деятельности, что требует соответствующей государственной научно-технической политики в следующих направлениях: обеспечение инновационного пути развития экономики, повышение конкурентоспособности результатов, отечественных научных исследований и разработок, ускорение их внедрения в интересах экономики, человека и окружающей среды.
Необходимо также расширить международное сотрудничество с научными организациями других странах для приоритетных национальных производств, не имеющих достаточного научного обеспечения в Беларуси.
Внешнеэкономическая безопасность, учитывая открытый характер экономики Республики Беларусь, является одним из приоритетов проводимой социально-экономической политики.
Внешнеэкономическая безопасность должна обеспечить сохранение экономического суверенитета страны, рост конкурентоспособности национальной экономики и защиту интересов белорусских производителей с учетом изменений мировых экономических процессов. К числу важнейших факторов, определяющих внешнеэкономическую безопасность, следует отнести:
§ конкурентоспособность товаров и услуг на внешних рынках;
§ объемы внешнеторгового оборота, экспорта и импорта, а также сальдо внешнеторговых операций и их отношение к объему ВВП;
§ товарную диверсификацию экспорта и импорта;
§ долю добавленной стоимости в экспорте основных видов продукции;
§ внешнюю задолженность.
Республика Беларусь в последние годы имеет отрицательное сальдо внешней торговли товарами.
Серьезную угрозу внешнеэкономической безопасности республики представляет низкая диверсификация экспорта и импорта товаров.
Угрозы экономической безопасности и политическому имиджу любой страны создают размер внешнего долга и тенденция к его росту.
Обеспечение внешнеэкономической безопасности напрямую зависит от конкурентоспособности производимой в республике продукции и умелого использования внеэкономических факторов развития мировой экономики в интересах национальной.
Для расширения рынков сбыта белорусской продукции и улучшения ценовых условий внешней торговли необходимо проводить многовекторную внешнеэкономическую политику и диверсификацию внешнеэкономических связей. Важнейшей задачей по увеличению объемов экспорта белорусской продукции является преодоление различных нетарифных, тарифных и так называемых «технических барьеров» (технических и промышленных стандартов и норм безопасности, требований к установке и маркировке, санитарных и ветеринарных стандартов, экологических норм и требований) в торговле с зарубежными странами.
Для укрепления внешнеэкономической безопасности Беларуси важное значение имеют реализация Договора о создании Союзного государства с Российской Федерацией, единого экономического пространства на территории Беларуси, Казахстана, России и Украины, расширение сотрудничества с Европейским союзом, вступление во Всемирную торговую организацию, а также заключение двусторонних соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве с отдельными странами.
Экономическая безопасность тесно взаимосвязана с демографическими, социальными, экологическими, информационными и оборонными аспектами национальной безопасности.
Основные задачи обеспечения демографической безопасности состоят в стабилизации рождаемости и ее повышении в перспективе до уровня, обеспечивающего нормальный режим воспроизводства населения, улучшении социально-экономических условий жизнедеятельности семей, оптимизации внутренних и внешних миграционных процессов. Республикой Беларусь, единственной из всех стран мира, принят Закон «О демографической безопасности Республики Беларусь». Для его реализации разработана Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2006-2010 гг.
Главной задачей усиления социальной безопасности является повышение материального благосостояния граждан на основе реформы оплаты труда, обеспечения социальной защиты и соблюдения социальных гарантий. Политика государства в области социальной безопасности должна быть направлена на устранение социальных опасностей и угроз, оказывающих влияние на уровень и качество жизни людей. Нельзя допускать перехода границ пороговых значений социальных индикаторов. В первую очередь требуется обеспечить снижение уровня малообеспеченности (бедности) населения, избежать резкой дифференциации доходов различных его слоев.
Ухудшение экологической ситуации в мире, наличие на территории республики объектов повышенного риска, последствия катастрофы на Чернобыльской АЭС обусловливают необходимость первоочередного решения проблем экологической безопасности. Она является обязательным условием устойчивого социально-экономического развития и отражает состояние защищенности жизни и здоровья человека и среды обитания от возможных вредных воздействий экономической или иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Для обеспечения информационной безопасности необходимы эффективное использование национальных информационных ресурсов, защита безопасности информационных систем и сетей связи, поддержка современных информационных технологий, национальной индустрии средств информатизации и связи. Важное значение имеют развитие современных информационных технологий, производство средств информатизации и связи, участие Беларуси в международных соглашениях, регулирующих на равноправной основе мировой информационный обмен, в создании и использовании международных и межгосударственных информационных сетей и систем.
Главной целью оборонной безопасности является создание необходимых условий для обеспечения эффективной защиты суверенитета и территориальной целостности страны в случае применения против нее (или угрозы) вооруженной силы. Первостепенное значение имеют проведение государственной политики, направленной на предотвращение войны и поддержание мира, участие в системах международной безопасности, в том числе в рамках Договора о создании Союзного государства и Договора о коллективной безопасности.
Система экономической безопасности характеризуется совокупностью критериев и показателей, которые определяют угрозы устойчивому развитию и пороговые значения функционирования национальной экономики.
Угрозы экономической безопасности – это негативные факторы и явления, оказывающие дестабилизирующее воздействие на хозяйство страны и ухудшающие социально-экономические условия жизнедеятельности человека.
Показатели и индикаторы экономической безопасности – наиболее значимые параметры, характеризующие состояние экономической системы страны, ее устойчивость и мобильность.
Пороговые значения экономической безопасности – предельные величины, несоблюдение которых способствует дестабилизации национальной экономики, обострению социальной и политической ситуации.
Важнейшие показатели экономической безопасности определены в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года.
Реализация Национальной стратегии устойчивого развития позволит уже в 2010 г. почти по всем важнейшим экономическим показателям обеспечить национальную безопасность страны и не выходить за пределы пороговых значений.