Экономическая система общества: сущность, критерии и типы

Экономическая система – это целостное единство производителей и потребите­лей, находящихся между собой во взаимной связи и взаимодействии.

Экономику отдельной страны можно охарактеризовать как систему взаимозависимых процессов. Каждый из ее элементов существует потому, что получает что-либо от другого компонента. Прямая взаимозависимость между элементами экономической системы проявляется всякий раз, когда, например, продукт одного производителя становится затратами другого: уголь – продукт угледобывающей промышленности является ресурсом для электроэнергетики.

Классификация экономических систем на основе организационного подхода или способа организации хозяйственной деятельности учитывает следующие признаки:

– господствующая форма собственности;

– кто и как принимает основные экономические решения;

– способ координации экономической деятельности;

– мотивы, стимулирующие ведение экономической деятельности.

Эти критерии позволяют выделить следующие экономические системы:

1) традиционная экономика;

2) плановая экономика;

3) рыночная экономика;

4) переходная (транзитивная) экономика.

Традиционная экономика – это экономика, в которой традиции и обычаи определяют практику использования ресурсов. Для стран с традиционной экономикой характерно существование различных форм хозяйствования, основанных на общинной и мелкой частной собственности.

В рамках общинного хозяйствования ключевые экономические решения принимаются небольшой группой лиц (совет старейшин) или одним человеком (глава рода, племени). Крестьяне, ремесленники, работающие на базе мелкой частной собственности, осуществляют такие решения самостоятельно.

В традиционной экономике существуют разные стимулы к ведению экономической деятельности. Общинное хозяйство базируется на материальных стимулах к труду, связанных в основном с необходимостью удовлетворения жизненных элементарных потребностей. Мелкий частный собственник ориентируется на превышение доходов над расходами. Однако размеры такого превышения не так значительны, так как хозяйство основано на отсталой технике, господстве ручного труда. Использование передовых технологий, распространение новой информации сдерживаются сложившимися в обществе стереотипами.

Плановая экономика – это экономика, при которой экономические ресурсы составляют государственную собственность, а направление и координация экономической деятельности осуществляются посредством централизованного планирования, управления и контроля.

При плановой экономике основные экономические решения принимаются централизованно соответствующими органами государственной власти (министерствами, комитетами, комиссиями). Исходя из основных задач, стоящих перед экономикой страны, разрабатываются планы социально-экономического развития. Посредством их достигаются сбалансированность и координация экономической деятельности, обеспечивается решение приоритетных целей социально-экономической политики.

Одной из форм плановой экономики является командная плановая экономика, которая в течение нескольких десятилетий господствовала в бывшем СССР, а также в ряде стран Восточной Европы, Азии. В этих условиях управление хозяйствующими субъектами экономики осуществляется из единого центра. В результате непосредственные производители ограничены в принятии экономических решений. Они не имеют права выбирать поставщиков сырья, оборудования, а также самостоятельно осуществлять сбыт продукции. В свою очередь, потребители ограничены в выборе предлагаемой продукции. Сбалансированность экономики достигается исключительно административными методами (приказами, распоряжениями). Непосредственные исполнители не имеют материальной заинтересованности в конечных результатах своего труда. Все эти факторы сдерживают рост качества продукции, производительности труда, введение инноваций, что неблагоприятно сказывается на темпах социально-экономиче-ского развития и качестве жизни населения. В частности, господство административных методов во многих бывших социалистических странах приводило к постоянному дефициту каких-либо товаров и услуг. Известный венгерский экономист, профессор экономики Гарвардского университета Я. Корнаи образно назвал такую экономику «экономикой дефицита».

Рыночная экономика – это экономика, основанная на господстве частной формы собственности на экономические ресурсы, свободной конкуренции производителей и потребителей. В настоящее время рыночная экономика является одним из наиболее распространенных видов экономической системы.

В рыночной экономике основные экономические решения принимаются самостоятельно производителями и потребителями. Первые на свой страх и риск принимают решения о том, какие товары и услуги производить, в каком количестве, посредством какой техники и для кого. Вторые самостоятельно делают выбор, какую продукцию приобретать и у каких производителей. Выбор осуществляется под воздействием ряда факторов (цена, качество и т.п.).

Макроэкономическое равновесие достигается посредством рыночного механизма. Его основными элементами являются спрос и предложение. С учетом их соответствия формируются цены на товары и услуги, являющиеся основным сигналом для роста или сокращения производства.

Рыночная экономика неразрывно связана с экономической самостоятельностью производителей, что заставляет их работать эффективно, с большей ответственностью. Это способствует внедрению достижений науки и техники в экономику, экономии ресурсов, повышению квалификации работников и т.д. Производители имеют прямую экономическую заинтересованность в конечных результатах труда.

Рыночная экономика как система имеет длительную историю. Она сформировалась в XVIII веке, однако за последующий период не могла не видоизмениться. Опыт показывает, что рыночная экономика – наиболее гибкая экономическая система, которая трансформируется и видоизменяется под влиянием внутренних и внешних факторов. Рыночная экономика проходит в своем развитии следующие стадии:

1. классическая рыночная экономика;

2. смешанная экономика;

3. социальная рыночная экономика.

Классическая рыночная экономика существовала в развитых ныне странах с XVIII века до первых десятилетий XX века.

Классическая рыночная экономика стихийно развивается на основе частной собственности и не предусматривает государственного регулирования экономики. Классическая рыночная экономика обеспечивала существенное развитие оборудования, механизмов, самого человека на первых этапах развития рынка. Однако в начале XX века такой хозяйственный механизм уже не соответствовал новым потребностям.

Под смешанной экономикой понимается экономика, функционирующая на базе рыночного механизма и государственного регулирования экономики. Характерной чертой смешанной экономики является наличие, наряду с частным, государственного сектора, активное участие государства в регулировании экономической деятельности. Такое изменение роли государства вызвано, прежде всего, необходимостью развития инфраструктуры, научно-техническим прогрессом. Появление новых отраслей, сложного оборудования, принципиально новых видов сырья сделало необходимым развитие коммуникаций, дорог, средств связи и т.д. В середине XX века экономике потребовался качественно новый тип работника, обладающий высоким образовательным, профессиональным, культурным уровнем. Реализация этих задач в смешанной экономике возлагается на государство.

Социальная рыночная экономика – это наиболее развитая форма рыночной экономики, в которой принцип свободы, рыночного хозяйствования сочетается с социальным порядком и социальным прогрессом. Само понятие «социальная рыночная экономика» появилось в Германии. Здесь же были разработаны основные направления концепции социальной рыночной экономики.

Термин «социальная экономика» означает, что рыночная экономика ориентирована на достижение как экономических, так и социальных целей. Рыночная экономика ограничивается там, где она неэффективна и может привести к социально нежелательным результатам.

Социальной рыночной экономике присущи различные модели, обусловленные национальной спецификой. Различают немецкую, шведскую, голландскую, японскую и другие модели социальной рыночной экономики.

Переходная (транзитивная) экономика – экономика, находящаяся в процессе перехода (трансформации) от одной экономической системы к другой. Такой переход, как правило, занимает длительный отрезок времени (от десятилетий до столетий).

В настоящее время экономика многих постсоциалистических стран характеризуется как транзитивная экономика. В этих странах происходит переход от командной экономики к рыночной. Вместе с тем переходная экономика не есть продукт конца XX века. Например, экономика ведущих ныне стран в конце XIII – первой половине XIX веков являлась также переходной. В этот период в указанных странах осуществляется переход от традиционной экономики к рыночной.

Отличительной чертой переходной экономики является одновременное существование старых экономических отношений и новых, присущих зарождающейся системе. Для экономики переходного типа характерно наличие разных типов хозяйствования, обострение социально-экономиче-ских отношений. Продолжительность переходного периода зависит от уровня развития общества, исторических традиций и т.д.

В настоящее время в России сформирован частный сектор экономики, создана рыночная инфраструктура, осуществлены соответствующие институциональные преобразования. Все это позволяет говорить о том, что российская экономика все больше носит рыночный характер.

Основные понятия и их определения

Каждому из приведенных ниже положений, отмеченных цифрами, найдите соответствующий термин или понятие, отмеченные буквами.

1. Потребность.

2. Ресурсы производства.

3. Факторы производства.

4. Кривая производственных возможностей.

5. Собственность как экономическая категория.

А. Совокупность природных, людских и производственных средств, которые используются для производства товаров и услуг с целью удовлетворения потребностей.

Б. Отношения между хозяйствующими субъектами по поводу присвоения и использования факторов производства.

В. Зависимость между субъектами производства двух различных товаров при фиксированном объеме ресурсов в данном уровне технологии производства.

Г. Побудительный мотив к действию, к развитию производственных сил.

Д. Ресурсы, используемые в производстве во взаимосвязи.

Тренировочные задания

1. Разграничьте материальные, духовные и социальные потребности:

а) одежда;

б) ремонт автомобиля;

в) участие в городском субботнике;

г) консультация юриста;

д) жилье;

е) благотворительность.

ж) посещение филармонических концертов;

з) посещение лекций по истории города.

Решение.

Материальные потребности и услуги: а), б), г), д); духовные потребности: и), к); социальные потребности: в), е).

2. Ограниченность ресурсов означает, что:

а) в обществе они имеются в таком количестве, которого не достаточно для производства необходимого количества товаров и услуг;

б) с их помощью невозможно одновременное и полное удовлетворение всех имеющихся потребностей;

в) ресурсов хватает только на производство предметов потребления.

Ответ – (б).

3. Верны ли следующие утверждения:

а) Проблема редкости ресурсов разрешима на пути ограничения потребностей. (Да, нет)

б) Капитал – это инвестиционные ресурсы. (Да, нет).

Решение.

а) да; б) да.

Задания для самоконтроля

1. Выделите, чем отличаются экономические ресурсы от факторов производства:

а) экономические ресурсы то же самое, что и факторы производства;

б) в экономические ресурсы не включается предпринимательская деятельность;

в) в факторы производства не входят трудовые ресурсы;

г) факторы производства – это вовлеченные в процесс производства экономические ресурсы.

2. Какая из нижеперечисленных групп включает в себя три основных фактора производства:

а) воздух, ученые, автомобили;

б) предприниматели, деньги, рента;

в) рабочие, станки, здания;

г) нефть, газопровод, ювелирные изделия?

3. Что Вы понимаете под экономической категорией «собственность»:

а) обладание человеком материальными или духовными благами;

б) юридически закрепленное право владеть, распоряжаться, использовать принадлежащие людям материальные и духовные блага;

в) отношение между людьми по поводу присвоения материальных или духовных благ;

г) собственность – это комплекс прав владельца благ.

4. Эффективность общественного производства – это:

а) рыночная стоимость произведенной в народном хозяйстве продукции;

б) прирост объема производства продукции за определенный период;

в) затраты на создание новых основных производственных фондов;

г) экономическая категория, характеризующая результативность производства в сопоставлении с затратами производственных ресурсов или общественными потребностями.

5. Установите, что выражает кривая производственных возможностей:

а) взаимосвязь между факторами производства;

б) максимальный объем производства двух продуктов при использовании всех ресурсов;

в) дополнительный выпуск продукции при увеличении ресурсов;

г) соотношение между производственными мощностями и ценами выпускаемой продукции.

6. Если экономическая система находится в состоянии, характери-зующемся точкой на кривой производственных возможностей, то это означает, что:

а) экономика неэффективно использует располагаемые ресурсы;

б) экономика исчерпала все свои возможности экономического роста в будущем;

в) экономика не может увеличить объем производства какого-либо товара, не поступившись другим;

г) экономика не может увеличить объем производства ни одного из производимых товаров.

7. Когда экономические проблемы решаются рынком и частично государством, это – ...

а) традиционная экономика;

б) классическая рыночная экономика;

в) смешанная экономика;

г) плановая экономика.

8. Концепция «смешанной экономики» применяется на практике развитыми странами:

а) с конца XIX века;

б) со второй половины XX века;

в) с начала XX века;

г) на стыке XX и XXI веков.

9. Какой из нижеперечисленных элементов является наиболее важным для рыночной экономики:

а) эффективные продукты;

б) всеобщее государственное регулирование;

в) взвешенные действия предпринимателей;

г) активная конкуренция на рынке.

10. Что является постоянным дефицитом рыночной экономики:

а) социальные гарантии;

б) деньги;

в) услуги специалистов мирового уровня;

г) интеллектуальные товары.

Глава 3

Рынок и принцип

Его функционирования

Рынок и его сущность

Рыночная экономика – это такая экономическая система, которая развивается на основе рыночного механизма. Его познание включает в себя, прежде всего, выяснение содержания и принципов рынка.

Однозначного понятия рынка нет. Для того чтобы в этом убедиться, обратимся к учебной литературе. Так, Роберт Пиндайк и Даниэль Рубинфельд в учебнике «Микроэкономика» пишут: «К понятию рынка относится совокупность покупателей и продавцов, в результате взаимодействия которых возникает возможность сбыта и приобретения товаров и услуг»[16].

Избегая дефиниций, П. Самуэльсон раскрывает рыночный механизм таким образом: «Потребитель является, так сказать, повелителем. Или, точнее говоря, каждый человек, будучи повелителем, выступает как участник голосования и использует свои деньги в качестве голосов, призывающих производить те вещи, в которых он нуждается. Его голоса конкурируют с голосами других людей, и тот, кто располагает наибольшим числом голосов, в конечном итоге, оказывает определяющее влияние на то, что производится и куда идет произведенный товар. Наша задача состоит в том, чтобы изучить, как происходит это расходование денежных голосов»[17].

Стало быть, рынок – это такая система отношений между людьми, в которой потребности людей учитываются механизмом спроса и предложения и только потребителю принадлежит функция выбора товара, в соответствии с имеющимися возможностями. Другими словами, рынок – это такая сфера обмена, при которой приоритет в отношениях продавца и покупателя принадлежит покупателю, мнение которого является определяющим в производстве товаров и услуг. С позиций маркетинга рынок – это совокупность покупателей, которые имеются в настоящее время и которые выступают в качестве потенциальных покупателей. И здесь объект изучения – покупатель.

Широко распространенным в литературе является представление о рынке как об экономических отношениях по поводу купли-продажи. Такое его понимание поверхностно и не раскрывает места и роли потребителя в рыночной экономике.

В принципе, можно было бы продолжить давать определения рынку, имеющиеся в учебной литературе. Но необходимо помнить: во-первых, ни одно определение полностью содержания явления не раскрывает, а, во-вторых, вряд ли такой путь позволит нам углубить познания рынка с позиций его содержания, в-третьих, познание содержания требует предварительного анализа данного явления. Вот с последнего, т.е. с анализа, и начнем.

Рынок с позиции смыслового содержания данного слова, данного термина выражает тот простой факт, что это процесс обмена, происходящий во времени и в пространстве. Поэтому любые акты купли-продажи осуществляются с учетом временного фактора и с учетом местонахождения товара и услуги, местонахождения потребителя. С другой стороны, взаимоотношение продавца и покупателя начинаются не с купли-продажи, этим актом они как бы по конкретному товару завершаются, а начинаются они с изучения рынка, т.е. с информационной базы рынка и его агентов.

С позиции же экономического содержания рынок представлен двумя агентами: продавцом и покупателем. Причем и тот и другой то ли одновременно, то ли неодновременно, но являются и покупателем и продавцом. В рыночной системе нет «жесткого» закрепления функций продавца и покупателя. Продавец, реализуя свой товар, по отношению к другому товару может быть покупателем и т.д.

Следовательно: рынок есть взаимодействие, определенная взаимосвязь продавца и покупателя, но функции продавца и покупателя присущи любому субъекту рыночных отношений. Выяснив это положение, мы продолжим процесс познания, ответив на вопрос, как же происходит, что на рынке функции продавца и покупателя закрепляются по особому признаку? Известно, что продавцом выступает тот человек, который имеет товар или способен оказать услугу, удовлетворяющую потребность субъектов рыночных отношений. Другими словами, продавец должен быть собственником товара или услуги, или же получить право от собственника на реализацию данного товара или услуги. Как видим, продавец предстает уже носителем определенных экономических отношений и, прежде всего, отношений собственности. Значит, на стороне продавца всегда представлен товар или услуга. Не было бы их у продавца, стало быть, не было бы и продавца. Это позволяет сделать вывод, что рынок – это взаимодействие продавцов и покупателей по поводу товаров и услуг, обладающих полезностью и поступающих в потребление путем купли-продажи, по поводу собственности на них.

Анализ содержания рынка мы продолжим, если обратимся ко второму субъекту рыночных отношений – покупателю. Итак, кто на рынке выступает в качестве покупателя? В таком качестве представлен владелец денег. Разница между покупателем и продавцом заключается в том, что потребность в каком-то товаре и услуге такова, что потребитель принимает меры к ее удовлетворению и становится в таком случае покупателем. Но для того чтобы купить на рынке товар или услуги необходимо иметь специфический товар – деньги. Стало быть, на рынке представлены продавцы, имеющие товар или услугу и покупатели – имеющие деньги. Резюмируя этот уровень анализа содержания рынка, мы приходим к выводу, что, оказывается, на рынке в экономических связях находятся не покупатель и продавец, а товары (услуги) и деньги. Но они собственность конкретных лиц, и товар, и деньги как бы персонифицируются в лице продавца и покупателя. Реально в процессе обмена участвуют товар, услуга и деньги. Дальше анализ данного вопроса конкретизируется посредством выяснения содержания товара, услуги, денег. Познав их содержание, мы сможем тогда выяснить механизм их рыночного взаимодействия, взаимосвязи. Отметим, кстати, что в учебной литературе, которая используется в так называемых странах с развитой рыночной системой, эти вопросы не являются объектом анализа, т.е. что такое товар, что такое деньги, как они возникли и т.д., специальному анализу не подвергаются. Авторы учебников по экономической теории от этих категорий абстрагируются, что процесс познания рынка не упрощает. Следуя логике познания содержания рынка, мы сначала должны определить экономическое содержание товара и денег, а затем выяснить механизм их взаимодействия. Переходим к анализу товара и услуги.

Товар и услуга

Классическая школа политической экономии начала исследование товара, затем оно было продолжено в работах многих экономистов мира. Значительный вклад в познание «тайны» товара и товарного мира внес Карл Маркс, который на основании двух его свойств пришел к анализу двойственного характера труда, противоречий, заключенных в товаре[18].

Под товаром в экономической науке понимается продукт труда, который является результатом использования ограниченных ресурсов и обладающий свойством удовлетворять какую-нибудь потребность. В учебнике «Основы маркетинга» Ф. Котлер под ним понимает: «...все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования и потребления. Это могут быть физические объекты, услуги, лица, места, организации и идеи»[19]. Товар можно классифицировать, исходя из назначения, качества, сроков использования и т.д. Но в рыночной, маркетинговой среде они делятся на три группы:

- товары длительного пользования – все предметы, которые многократно используются в процессе удовлетворения потребностей (станки, оборудование, телевизоры, холодильники и т.д.);

- товары кратковременного пользования – это все те результаты трудовой деятельности, которые потребляются за один или несколько циклов использования. Примером этой товарной группы может служить руда, из которой выплавляют металл, продукты питания и т.д.;

- услуги – это специфический товар, который обеспечивает условия подготовки других товаров к использованию, удовлетворяет потребности не только материальными объектами, но и такими действиями, которые повышают качество жизни и материальными по своей сути не являются. Например, услуги образования, бытового характера, услуги по ремонту, качество обслуживания покупателя и т.д.

Все товарные группы отражают специфику товара по временному фактору и по условиям его использования. Но есть еще и другие свойства товара, роль которых довольно значительна на рынке. К ним относится полезность товара, или его потребительная стоимость и ценность или стоимость. Эти два свойства товара существуют в единстве и их единство придает продукту, вещи, ресурсу товарную форму. Но их единство противоречиво. На рынке это противоречие разрешается путем купли-продажи. Для владельца товара, т.е. продавца, полезность данного товара нулевая. Он продает, т.е. избавляется от товара, лишается собственности на товар. Делается это по той причине, что в товаре продавца интересует та потенциальная стоимость, которую он может получить в форме денег, продав товар. Другими словами, продавца интересует стоимость, ценность товара. Покупатель – владелец денег, но его потребности не удовлетворены, и он ищет тот товар, который может это сделать. Поэтому его в товаре интересует, прежде всего, полезность, потребительная стоимость. Если на рынке такой полезности нет, то и никакой купли-продажи не происходит. Когда же товар, представляющий интерес для покупателя по своим потребительским свойствам, на рынке имеется, тогда сразу же вступает в игру рыночных сил второе его свойство – ценность, формой выражений которой является цена. Поэтому полезность вещи является необходимым условием существования товара, но сама по себе она не объясняет величину цены.

Теория предельной полезности пыталась дать объяснение цены, исходя из ранжированности полезных свойств товара. Но если это и объясняет процесс колебания цен, их динамику, то только в качестве исключения, но не «правил игры», ибо для каждого индивида существуют свои понятия и ранжированный ряд полезности вещи, исходя из степени удовлетворения потребностей и самих потребностей. Возьмем, к примеру, автомобиль. Его полезные свойства общеизвестны, это, как говорили наши великие сатирики, не роскошь, а средство передвижения. Его полезные свойства, в конечном счете, материализуются в экономии времени. Наверно мало найдется людей, предпочитающих его не экономить. Но эти полезные свойства автомобиля становятся для большинства людей нашей страны недоступными. Почему? Нет потребности? Потребность есть, но размер доходов людей таков, что полезность автомобиля проявляется потенциально, но не реально. А реально потребность в форме платежеспособного спроса представлена на рынке, прежде всего, на товары, удовлетворяющие биологические потребности людей. Поэтому цены на автомобиль людей если и интересуют, то только ту часть, доходы которых позволяют его купить. Но каковы бы ни были наши желания иметь автомобиль, цены на него не повысятся и не понизятся. Другими словами, пока покупатель не предъявит платежеспособный спрос на автомобиль, он не может воздействовать на размер цены. Но, даже предъявив его, возможности покупателя воздействовать на цены ограничены такими переменными, как издержки производства и реализации, соотношением предложения и спроса, ценами на бензин и т.д. Полезность характеризует качественную сторону товара. Степень удовлетворения потребности конкретной потребительной стоимостью – это и есть качество товара.

Стоимость же характеризует количественную сторону товара. Формой выражения стоимости является цена. Количественная характеристика товара заключается в цене, в количестве денег, которые покупатель передает продавцу за конкретный товар. Полезность вещи делает ее потребительной стоимостью, а стоимость – это общественное свойство товара и на рынке представлена в форме цены. Эти два свойства находятся в единстве. Нет товара без полезных свойств и ценовых характеристик. Но эти свойства отрицают друг друга, как в природе отрицают друг друга многие явления, например, как день и ночь. Разрешается противоречие между свойствами товара на рынке в процессе купли-продажи: продавец получает за товар деньги и цель его достигнута, так как он представил товар на рынок для того, чтобы его реализовать. Покупатель лишается денег, но взамен получает товар, и вместе с ним материальную основу удовлетворения потребности. Потребительная стоимость товара, которую получает покупатель, потребовала от него «жертвы» в виде определенного количества денег, т.е. лишения определенной стоимости. Таковы внутренние качества товара, которые характеризуются двумя его свойствами.

Товар – это основной элемент деятельности общества. Для того чтобы получить прибыль и существовать, любое предприятие должно произвести свой товар, определить его цену и выйти с ним на внешний или внутренний рынок. Иными словами, товар – это продукция, удовлетворяющая какой-нибудь спрос и предназначенная для продажи на рынке.

Таким образом, в рыночной системе продавец олицетворяет производителя, для которого извечная проблема «что производить, как производить и для кого производить» требует постоянного своего решения. От качества, эффективности ее решения, в конечном итоге, зависит экономическое положение производителя товаров и услуг на рынке. Он может быть преуспевающим предпринимателем, бизнесменом, но он может и нести убытки, разориться и уступить рыночную нишу другому производителю. Все зависит, прежде всего, от того, насколько производимый товар, услуга отвечает трем основным вопросам: что, как и для кого они произведены?

Рынок, сам по себе, стало быть и выражает экономическое отношение между людьми по поводу обмена произведенных товаров, удовлетво-ряющих их потребности.

3.3 Процесс производства товаров (услуг)

Потребность, без которой невозможна жизнь и любая деятельность, удовлетворяется в результате взаимодействия человека с веществом природы (ресурсами). Этот процесс назван производством. Под ним понимается целесообразная (требующая специальной подготовки, использования опыта и познания законов природы, экономически в том числе) деятельность людей, направленная на создание таких благ, товаров, услуг, которые являются необходимыми для жизнедеятельности. Но в рыночной системе производство не только необходимый и исходный элемент удовлетворения потребности. За ним следует распределение. Оно распределяет не только производственные блага, товары, услуги, но и ресурсы, факторы производства сообразно как самой потребности, так и рациональности. После распределения, т.е. удовлетворения производственных потребностей, создания условий для его возобновления, непрерывности, созданный продукт перераспределяется посредством обмена и, таким образом, доводится до конкретного потребителя.

Сам процесс производства базируется на отношениях собственности. В сферу этих отношений вовлечены ресурсы. Производить можно тогда, когда имеются ресурсы, а в рыночных условиях и принцип их выбора.

Ресурсы принадлежат на правах собственности хозяйствующему субъекту и домашним хозяйствам. Отношениями собственности они обособленны, т.е. принадлежат определенному собственнику. В результате соединения ресурсов и происходит процесс производства, где они трансформируются в факторы производства: капитал и труд не прямо, а опосредованно отношениями купли-продажи соединяются и только после этого возможен процесс производства. Потребности, как известно, безграничны; чтобы их удовлетворять, необходимо разделение труда в обществе, т.е. специализация производства, профессиональная подготовка носителя трудовых функций.

Стало быть, сам процесс производства в рыночных условиях осуществляется на основе экономического обособления, в основе которого лежат отношения собственности, и разделения труда в обществе, его специализации. Эти два фактора объективно и предопределяют необходимость обмена результатами производства. Обмен осуществляется на рынке в результате купли-продажи, в не рынка – в натуральной форме, т.е. в форме бартера.

Итак, товар и услуга производится с целью удовлетворения потребности. Но удовлетворить последнюю можно только посредством товарного объема. В результате производства продукт труда приобретает специфическую форму – товара и услуги. Она заключается в единстве двух органически присущих им свойствах: потребительной стоимости, т.е. в способности удовлетворять конкретную потребность, или в полезности товара и стоимости, ценности, так как на его производство затрачены ресурсы, которые могут быть возмещены за счет другого товара, а в рыночном хозяйстве – денег.

Таким образом, результатом производства является товар или услуга, имеющие два свойства. В процессе обмена владелец товара получает деньги, но лишается собственности на полезность ранее принадлежащего ему товара. Таков, в общих чертах, процесс производства товара и услуги. Из данного процесса ясно, что вне производства нет распределения, а без него нет и обмена, т.е. механизма, который назван рынком. Без рынка невозможно удовлетворять конкретную потребность.

Традиционно западная экономическая мысль начинает анализ рыночного хозяйства именно со сферы обмена. Но для того, чтобы был обмен, необходимо произвести товар или услугу и только после этого вступают в силу законы и обращения. Казалось, это простая до уровня банальности мысль трудно понимаемая многими экономистами-рыночниками, в том числе и теми, кто стоял у основ рыночной трансформации экономики России. В результате, имея ресурсы производства, Россия на 30–40 % удовлетворяет потребности внутреннего рынка за счет собственного производства товаров и услуг. Остальные товары импортирует. В результате в странах, импортирующих в Россию товары, мы создаем рабочие места, увеличиваем доходы предпринимателей зарубежных и поддерживаем высокий жизненный уровень населения этих стран.

Деньги

Существует два фундаментальных вопроса, которые постоянно возникают в теории денег и которые фактически всегда требуют ответа. Что такое деньги? И почему они используются в рыночном хозяйстве?

Деньги, по своему экономическому содержанию, являются товаром. Но этот товар специфичен. Он выполняет главную функцию в обмене – является эквивалентом ценности всех других товаров. Но если деньги – это товар, то как и всякий товар они должны обладать полезностью, т.е. удовлетворять определенную потребность, и ценность, равным образом как гиря, должна обладать собственным весом.

Из истории развития общества известно, что деньги использовались далеко не на всех стадиях его развития. В примитивных хозяйствах обмен может быть построен на принципах бартера, но вряд ли существовало общество, базирующееся на всеобщем бартере. Математически доказано, а практически этот вывод подтверждается, что использование товарно-денежного обмена снижает общественные издержки при совершении сделок, в то время как бартерные сделки эти издержки повышают. В то же время они способствуют сокращению «пути» товарного обращения. Посредством них конкретный потребитель покупает необходимый ему товар и таким образом удовлетворяет свою потребность, не прибегая при этом к длительным поискам данного товара и не решая сложные проблемы обмена товара на товар на условиях бартера.

С другой стороны, необходимо иметь в виду, что обмен посредством денег – это рыночный обмен, а безденежный обмен – это не рынок, а натуральная форма обмена. Поэтому делаем еще один вывод, относящийся к полезности денег – развитие денежного обмена ведет к развитию рынка и к сокращению общественных издержек на доведение товара до конкретного потребителя. Именно разделение труда ведет к развитию обмена и генезису денег, а обмен посредством денег и ведет к становлению рыночного хозяйства и к сокращению издержек в процессе доведения готового продукта до конкретного потребителя.

Но деньги, как и всякий другой товар, обладают не только полезностью, но и ценностью, стоимостью. Современная экономическая теория ясного и завершенного ответа по вопросу стоимости денег не дает. Более того, именно в вопросе стоимости денег и лежит основа теоретических несовпадений различных экономических школ и концепций. В современной немарксистской литературе по денежной теории под стоимостью денег понимается их способность аккумулировать стоимость других товаров и функционировать как средство обращения, т.е. выполнять функцию посредника в обмене. Согласно такому подходу стоимость денег – понятие не объективное, так как такое качество они получают по законам и обычаям общества. Обычаи – исторически формирующая норма поведения людей - фактор субъективный.

В марксистской литературе стоимость денег определяется затратами общественно-необходимого времени на их производство. Вопрос тоже во многом проблематичен в ус<

Наши рекомендации