Что не под силу рыночной экономике
Избавляя общество от товарного дефицита, стимулируя научно-технический прогресс, рыночная организация экономики вместе с тем демонстрирует явную неспособность решать другие, может быть, не менее важные социально-экономические проблемы К первойпрежде всего относится удовлетворение тех общественных потребностей, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в платежеспособный спрос
В современном обществе круг таких потребностей весьма широк, а их игнорирование абсолютно немыслимо Никакое общество не может обходиться без национальной системы обороны, народного образования, единой энергетической системы, охраны общественного порядка, аппарата управления государством и т п Поскольку речь идет о товарах и услугах, которыми поровну пользуются все граждане страны, они получили название «общественных» (или «коллективных») товаров «Производство» этих товаров и услуг целиком вынуждено брать на себя государство, финансируя его из средств бюджета за счет налогов на доходы предприятий и отдельных граждан При этом государство должно учитывать, что «общественные товары» имеют весьма сложную структуру, ибо часть из них (например, национальная оборона) «потребляется» всем населением страны поровну, другая — лишь частью населения (услуги милиции данного региона), третья — лишь малым коллективом (коммунальные услуги, предоставляемые муниципалитетом данного населенного пункта) Но тем не менее совершенно ясно, что удовлетворение потребностей на «общественные товары» не может происходить на рыночной основе
Вторая проблема,лежащая за пределами досягаемости рыночного механизма, связана с так называемыми «внешними эффектами» Суть их в том, что деятельность предприятий рыночного типа может иметь как отрицательные, так и положительные последствия, не имеющие, но реально влияющие на благосостояние других членов общества Таковы, к примеру, внешние эффекты, связанные с загрязнением окружающей среды в результате производственной деятельности, исчерпание природных запасов из-за возрастающего вовлечения их в хозяйственный оборот, возникновение региональных и структурных диспропорций в производстве, и Конечно же, рыночный механизм «сам по себе» не способен нейтрализовать эти негативные последствия, потому что ориентирует экономику исключительно на постоянно возрастающий платежеспособный спрос Поэтому регулирование внешних эффектов по необходимости должно взять на себя государство Оно делает это путем их измерения и организации перераспределения доходов через госбюджет с целью погасить негативные внешние эффекты или справедливо перераспределить выгоды, полученные от положительных внешних эффектов (например, ирригационных работ, инициатором которых выступил один производитель, а положительными результатами пользуются многие)
Ликвидация негативных внешних эффектов возможна и путем прямого администрирования, т. е. запрета эксплуатации части невосполнимых природных ресурсов, применения вредных технологий, производства товаров и услуг, наносящих ущерб здоровью людей, и т п Виновные в нарушении таких запретов подвергаются штрафам, размер которых многократно превосходит возможные выгоды производителя В своей борьбе с негативными внешними эффектами государство не одиноко. Ему помогают многочисленные общества по защите прав потребителей, свободная пресса, институты представительной демократии
Все это дает возможность существенно корректировать действие рыночного механизма, смягчать или вовсе ликвидировать негативные последствия слепой игры рыночных сил, проявляющейся во внешних эффектах.
Наконец, третья группа проблем,порождаемых ограниченностью рыночного механизма, связана с важнейшими социально-экономическими правами личности и, в первую очередь, с правом на труд Надо иметь в виду, что теоретически немыслима и практически невозможна рыночная экономика с полной занятостью. Выше мы говорили о мобильности всех видов ресурсов, включая трудовые, как об одной из существенных черт рыночной экономики Такая мобильность предполагает периодическое возникновение, прирост или сокращение разных видов безработицы, «технологической» (из-за свертывания устаревших производств), «структурной» (из-за перестройки структуры экономики), «региональной» (из-за неравномерности развития разных регионов), «скрытой» (из-за разорения части фермеров)
Роль государства в этой сфере отношений сводится вовсе не к тому, чтобы любой ценой обеспечить «полную занятость».
Это означало бы разрушение самого рыночного механизма. Задача состоит в другом — в эффективном регулировании рынка рабочей силы, поддержании с помощью социальных выплат людей, не по своей воле утративших рабочие места, осуществлении программ по созданию новых рабочих мест и т. д.
Существуют и требуют государственного вмешательства и иные проблемы, которые рынок также решить не в состоянии. Сюда относятся крупные инвестиционные проекты, не сулящие скорой прибыли и связанные с большим риском, неравномерность регионального развития, необходимость борьбы с инфляцией и монополизмом, и многое другое.
Итак, с одной стороны, рынок представляет собой наилучший, т. е. наиболее эффективный способ хозяйственной организации из всех известных истории, а с другой стороны, у него есть весьма существенные недостатки, которые могут и должны быть нейтрализованы или смягчены с помощью разных форм вмешательства государства, политических и общественных организаций. Именно поэтому нормальной экономикой повсюду считается регулируемая рыночная экономика, в которой более или менее удачно решается задача совмещения саморегуляции рыночных отношений с их корректировкой в соответствии с социально-приоритетными ценностями.
Не случайно неотъемлемым свойством рыночной системы является ее многосекторность, т. е. разнообразие форм собственности и хозяйственной деятельности. Удельный вес каждой формы определяется только рыночной эффективностью и неодинаков в разных странах
Для развитых стран наиболее типична акционерная (корпоративная) форма собственности. Она преобладает в крупных производствах с большими массами применяемых средств производства и капитала В сфере же мелкого и среднего бизнеса доминирует частная, или индивидуальная, форма собственности. Кроме названных двух основных форм в большинстве стран успешно функционирует кооперативная (коллективная) форма собственности. Как правило, это производственные кооперативы или небольшие предприятия, выкупленные коллективом в свою собственность. Очень важную роль во многих отраслях играет и государственная форма собственности. Госсектор обычно охватывает малодоходные отрасли производства (энергетика, часть транспорта, почта и т п ) и социальную инфраструктуру (просвещение, наука, здравоохранение, социальное обеспечение) Госсектор выполняет две взаимосвязанные функции- служит источником независимого от негосударственного сектора источника доходов бюджета и выступает регулятором самых разнообразных рыночных процессов (от смягчения проблем занятости до поддержания конкуренции в прибыльных сферах экономики)
Рыночная конъюнктура
Показателем состояния экономики является так называемая рыночная конъюнктура, т е. временная ситуация, характеризующая состояние производства и потребления в определенный период времени О конъюнктуре позволяют судить следующие показатели-
—динамика производства и строительства,
—величина товарных запасов,
—движение цен, процента, курса ценных бумаг,
—изменение в уровне прибыли, зарплаты и издержек производства,
—соотношение между численностью занятых и безработных
Экономическая конъюнктура отражает влияние множества факторов, среди которых различают циклические, нециклические и случайные
а) циклические— такие факторы, сила которых равномерно нарастает и также равномерно снижается в пределах конкретного периода (цикла), они связаны, как правило, с необходимостью периодически обновлять основной капитал (производственное оборудование) в массовых масштабах;
б) нециклические— факторы, оказывающие постоянно
ощутимое влияние на экономику (к ним относят прежде всего научно-технический прогресс),
в) случайные— временные, быстропреходящие факторы(засуха, болезни, мода)
Различают два состояния и соответственно две тенденции экономической конъюнктуры — «понижательную» и «повышательную».
Улучшения экономической конъюнктуры обычно добиваются несколькими способами:
а) регулированием масштабов инвестиций;
б) изменением условий и масштабов государственных заказов;
в) пересмотром уровня налоговых и процентных ставок;
г) регулированием величины денежных сбережений населения.
Экономическая конъюнктура всегда привлекала внимание участников рыночной экономики, поскольку непосредственно сказывалась на результатах их коммерческой деятельности. Сегодня практически нет такого предприятия или локального рынка, которые бы не изучались с целью прогноза изменений рыночной конъюнктуры (это составляет одну из задач маркетинга). Научный анализ экономической конъюнктуры способен предотвращать многие негативные тенденции и образует обязательный элемент механизма регулирования рыночной экономики.