Североамериканская модель интеграции (нафта)
В 1992 г.США, Канада и Мексика подписали договор о создании торгово-политического блока НАФТА – Североамериканской зоны свободной торговли,который вступил в силу в 1994 г.В настоящее время НАФТА – крупнейшая группировка в мире по территории, населению, емкости товарного и финансового рынков, масштабам научно-технического потенциала. На долю НАФТА в конце 1990-х гг. приходилось около 20 % всей мировой торговли.
Модель североамериканской экономической интеграциив целом развивалась по тем же принципам, что и ЕС. В то же время она характеризуется рядом особенностей:
1) длительное время интеграционные процессы формировались преимущественно на корпоративном и отраслевом уровнях, не были связаны межгосударственным и надгосударственным регулированием по типу ЕС;
2) НАФТА развивалась с учетом интересов американских транснациональных корпораций, чьи капиталы в экономике Канады и Мексики занимали доминирующее положение. Так, в середине 1990-х гг. в США направлялось до 80 % канадского экспорта и свыше 70 % мексиканского. В результате степень и масштабы канадско-американской и мексикано-американской интеграции намного превзошли уровень интеграции экономики Мексики и Канады. Последние являлись скорее конкурентами на американском рынке товаров и рабочей силы, стремившимися привлечь капиталы и технологии американских корпораций, чем партнерами по интеграции. Доминирующее положение США в экономике Канады и Мексики – характерная особенность послевоенного развития этих стран. В 1970-1980-е гг. эти страны предприняли усилия по ослаблению зависимости своей экономики от воспроизводственных процессов США. Они диверсифицировали свои внешние связи за счет расширения торгового сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Канада усилила связи с Великобританией, Мексика – с Францией. В итоге доля США в совокупных иностранных частных прямых инвестициях в Канаде сократилась с 1980 по 1999 гг. с 79 до 64 %. В Мексике показатели влияния США также снизились. Ослабление влияния США на экономику Канады и Мексики было обусловлено и изменением внешней политики американских корпораций.
Начиная с 1970-х гг. они стали все в большей мере ориентироваться на перспективные с их точки зрения страны АТР и страны Западной Европы.
В итоге в прямых инвестициях американских корпораций за границей доля Канады за период 1972–1997 гг. сократилась с 29 до 16 %, доля Канады в иностранных прямых инвестициях в США снизилась за этот же период с 23 до 7 %. С начала 1990-х гг. в связи с усилением международной конкуренции, активизацией интеграционных процессовв Западной Европе, углублением интеграционных процессов в странах АТР в развитии НАФТА наступил новый этап – объединение всех стран Латинской Америки.
К 2010 г.планируется создать полноценный североамериканский рынок.Предусматриваются поэтапная ликвидация тарифных и нетарифных ограниченийво взаимной торговле, введение комплекса мер по урегулированию возможных тарифных конфликтов.
56. Интеграционные процессы в Азии: (АСЕАН, АТЕС и др.)
АТР наиболее значительными интеграционными объединениями являются АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии) и АТЭС.
АСЕАН была создана в 1967 г после подписания Бангкокской декларации; в ее состав вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины (в настоящее время членами АСЕАН являются также Мьянма, Бруней, Лаос и Вьетнам). Цель создания данной ассоциации – содействие социальному и экономическому развитию стран – членов Ассоциации, сотрудничество в промышленности и сельском хозяйстве, проведение научно-исследовательских работ.
Экономический кризис 1997–1998 гг. наложил отпечаток на развитие стран – членов АСЕАН. В декабре 1998 г. главные страны – члены АСЕАН на конференции во Вьетнаме обсудили и наметили несколько путей выхода из кризиса: 1) финансовая помощь со стороны Японии (в размере 30 млрд долл. из организованного Японией для этих целей фонда содействия структурным реформам). Реально им смогли воспользоваться только Малайзия и Таиланд, получившие по 1, 85 млрд долл.; 2) введение коллективной валюты стран – членов АСЕАН, контроль за миграцией капиталов и усиление в целом государственного регулирования национальных экономик. Однако этот путь пока не получил всеобщего одобрения, но и не снят с повестки дня будущего развития региона.
В ноябре 1989 г. в АТР состоялась первая конференция министров иностранных дел и торговли, учредившая новую интеграционную экономическую группировку – Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, объединившее 18 государств региона (Австралию, Бруней, Гонконг, Канаду, Китай, Кирибати, Малайзию, Маршалловы острова, Мексику, Новую Зеландию, Папуа – Новую Гвинею, Южную Корею, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили), затем к этим государствам присоединились Вьетнам, Перу и Россия.
Таким образом, в АТЭС входят страны – члены НАФТА, АСЕАН, Австралийско-Новозеландской зоны свободной торговли (АНСЕРТА).
С самого начала АТЭС был придан консультативный статус, т.е. все решения принимаются на основе консенсуса. Однако фактически в рамках его рабочих органов вырабатываются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях. Такими органами являются комитеты по торговле и инвестициям, научным исследованиям в промышленности и технологиям, телекоммуникациям, транспорту, развитию людских ресурсов, энергетическому сотрудничеству и т.д.
На совещании глав правительств в 1994 г. (Индонезия) было принято решение о создании зоны свободной торговли и либерализации инвестиционной сферы к 2020 г. (для развитых стран – до 2010 г.), снижении барьеров в торговле товарами и услугами в соответствии с принципами ВТО.
АТЭС превосходит остальные регионы мира: на ее долю (вместе со странами НАФТА) приходится 40% населения земного шара, около 60% валового мирового продукта и инвестиций, более 40% мирового экспорта.
57. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве.