Объективная необходимость финансов

Несмотря на то, что существование финансов непосред­ственно связано с наличием денег, причиной, вызвавшей их возникновение и существование, являются не деньги, а по­требности экономических субъектов (домохозяйств, пред­принимательского и государственного секторов) в денеж­ных ресурсах, обеспечивающих их жизнедеятельность.

Наличие разных потребностей у субъектов рыночного хо­зяйства обусловливает возникновение различных видов фи­нансовых связей (рис. 17.1).

К частным финансам иногда относят финансы населения (домохозяйств, семей), что связано с проблемой изучения формирования структуры доходов и расходов семейного бюджета. Такой подход требует объяснения.


Объективная необходимость финансов - student2.ru


Глава 17

юридическими и физическими лицами по поводу формиро­вания и использования определенных денежных фондов (финансовых ресурсов). На этом уровне формируется преоб­ладающая доля финансовых ресурсов страны.

Финансы общественных организаций — это система от­ношений:

— между общественными объединениями и их членами по уплате членских взносов, получению различных выплат, предоставлению льгот;

— общественными объединениями и предприятиями, ор­ганизациями и учреждениями (добровольные взносы, по­жертвования и т. п.);

— между разными уровнями общественных объедине­ний;

— между общественными объединениями и подведом­ственными хозяйственными объединениями.

Государственные финансы — это особая сфера распре­делительных отношений, связанная с первичным и вторич­ным распределением ВВП с целью образования фонда де­нежных средств, необходимого для осуществления государ­ством возложенных на него функций.

Такие денежные средства выступают в следующих фор­мах:

— государственного бюджета;

— региональных бюджетов;

— местных бюджетов;

— специальных фондов;

— финансов государственных предприятий. Черты, финансов:

— имеют денежную (ненатуральную) форму;

— носят распределительный (неэквивалентный) харак­тер, в отличие от обмена, которому свойственна эквивалент­ность;

— распределение ВВП и ЧНД осуществляется посред­ством реальных денежных фондов (в отличие от ценового распределения);

— аккумулируют и используют финансовые средства на бесплатной основе.

финансовая система

Черты финансовых ресурсов (средств):

— выражают отношения собственности;

— находятся в постоянном движении;

— имеют особые источники формирования;

— различаются по направлениям использования;

— имеют специфический состав участников формирова­ния, распределения и использования.

Значение финансов. Финансы возникли как реакция на реальные потребности субъектов общественной жизни. Бла­годаря аккумуляции денежных средств в общественном фонде и распределению их независимо от вклада субъектов, формировавших этот фонд, осуществляется стабилизацион­ное влияние на экономическое положение членов семьи, экономический и социальный климат предприятия, проис­ходит экономическое и социальное выравнивание в обще­стве.

17.2. Финансовая система. Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и государственный долг

Система финансовых отношений разных уровней и ин­ститутов, обеспечивающих их функционирование, образует финансовую систему страны (рис. 17.2).

Наиболее важным звеном финансовой системы является государственный бюджет (рис. 17.3).

Функции государственного бюджета

Фискальная функция бюджета заключается в изъятии посредством налогов и других источников, носящих вспо­могательный характер, части доходов граждан, предприя­тий, учреждений и организаций для содержания государ­ственного аппарата, производства общественных благ, т. е. обеспечения тех видов деятельности, которые не имеют соб­ственных источников доходов (природоохранные мероприя-тия, архивы, библиотеки и т. п.) или же имеют недостаточ-


Объективная необходимость финансов - student2.ru


Глава 1 ?

Финансовая система

ные Для обеспечения надлежащего уровня источники фи­нансирования (фундаментальные научные исследования, оперные театры, музеи и т. п.).

Распределительная функция бюджета заключается втом, что аккумулированные в государственном бюджете де­нежные средства правительство использует для перераспре­деления, направляя их на развитие производственной и со­циальной инфраструктуры, инвестирование в капиталоем­кие отрасли с длительным сроком окупаемости издержек, на структурную перестройку, ускорение НТП, рост благосо­стояния народа, решение социальных проблем.

Стимулирующая функция бюджета проявляется в том, что модифицируя базу и ставки налогообложения, исполь­зуя льготы, тарифы и т. п., правительство осуществляет стимулирующую (или ограничительную) политику, влияя на циклические колебания экономики, изменение ее струк­туры и т. п.

Контрольная функция бюджета используется благода­ря тому, что он отражает в денежном выражении воспроиз­водственный общественный процесс, выявляет экономичес­кие пропорции, отклонения от равновесия и т. п.

Основные источники формирования поступлений в го­сударственный бюджет:

— налоги;

— отчисления на социальное страхование, на страхова­ние от безработицы и другие виды сборов (могут быть и вне­бюджетными, и бюджетными);

— неналоговые поступления (доходы от собственности и предпринимательской деятельности, административные сборы и платежи и т. п.);

— государственные займы (внутренние и внешние);

— эмиссия денег;

— доходы от продажи государственного имущества.
Формы выплат из государственного бюджета:

— ассигнования — затраты на содержание предприятий и учреждений производящих общественные блага;

— субсидии — государственная помощь организациям, Учреждениям, гражданам;

Глава 17

— субвенции — государственная денежная помощь мест­
ным органам власти или отдельным отраслевым хозяйствен­
ным органам для развития;

— дотации — помощь предприятиям, организациям
учреждениям для покрытия убытков с целью оказания под­
держки.

Предоставление бюджетных средств предприятиям, учреждениям и организациям для полного или частичного покрытия их затрат на мероприятия, предусмотренные бюд­жетом, называют бюджетным финансированием.

Система бюджетного финансирования включает:

— механизм предоставления бюджетных средств распо­рядителям ассигнований;

— способы финансового контроля целевого и эффектив­ного использования денежных средств.

Объективная необходимость финансов - student2.ru

финансовая система

Одной из форм бюджетного финансирования является бюджетный кредит — предоставление бюджетных средств хозяйствующим субъектам и органам власти на принципах возвратности и платности.

Важной формой использования бюджетных ресурсов яв­ляются бюджетные резервы. Это обособленная в специаль­ных фондах часть бюджетных поступлений, предназначен­ная для обеспечения бесперебойного функционирования предусмотренных бюджетом расходов, а также покры­тия непредвиденных затрат государства (стихийные бедствия, серьезные технологические аварии, эпидемии и т. п.), которые неожиданно могут возникнуть.

Государственный бюджет является основным звеном бюджетной системы государства.

Бюджетная система Украины — это совокупность бюд­жетов разных уровней:

— государственного;

— Автономной Республики Крым;

— областных;

— городов Киева и Севастополя;

— городских;

— районных;

— районных в городах;

— сельских и поселковых.

Консолидированный бюджет — это объединенный бюд­жет центрального правительства и бюджетов местных орга­нов власти.

Государственное казначейство — орган, выполняю­щий следующие функции:

— использование государственного бюджета;

— учет его кассового исполнения;

— управление государственным внутренним и внешним долгом.

По состоянию различают государственный бюджет:

— нормальный (сбалансированный), когда поступле­
ния и расходы бюджета уравновешены;

дефицитный, когда расходы превышают доходы; профицитный, когда доходы превышают расходы.

Глава 17

Может ли государство тратить больше, чем имеет? Да, при этом государство может осуществить дополнительную эмиссию, являющуюся абсолютно инфляционным факто­ром, или же использовать другой источник финансирования бюджетного дефицита — заем.

Считают, что со времен Дж.М. Кейнса обязательная сба­лансированность бюджета стала анахронизмом, а концеп­ция "здоровых финансов" (сбалансированного бюджета) оказалась недостаточно эффективной.

На самом деле не всякий дефицит государственного бюд­жета представляет опасность. Если он не превышает 2—3 % ВВП, то не представляет опасности; если же он превышает 3 %, то возникает угроза инфляционных явлений в эконо­мике (абсолютно неинфляционных источников финансиро­вания дефицита государственного бюджета не существует).

В Украине возникало явление скрытого бюджетного дефицита (проявлявшегося в несвоевременном и (или) не­полном финансировании бюджетной сферы экономики). Та­ким образом, правительство сокращало расходы, уменьшая открытый дефицит бюджета.

Причины бюджетного дефицита:

— падение производства в силу циклических колебаний, следствием которого является снижение уровня доходов, а также налогов, поступающих в государственный бюджет;

— увеличение государственных расходов на развитие военно-промышленного комплекса (ВПК), реализацию со­циальных программ, финансирование предприятий и т. п.;

— значительный удельный вес теневого сектора эконо­мики, избегающего уплаты налогов;

— увеличение расходов на содержание управленческого аппарата;

— значительные потери, приписки, разворовывание го­сударственных ресурсов и т. п.

Мероприятия, направленные на ограничение бюджет­ного дефицита:

— переход от финансирования к кредитованию;

— ликвидация дотаций убыточным предприятиям;

— уменьшение расходов на финансирование ВПК, соци­альных программ, государственное управление;

— изменение системы налогообложения.

Финансовая система

Дефицитный бюджет, как правило, имеет место в пе-риод падения объемов национального производства, когда налоговые поступления уменьшаются, а потребность в рас­ходах увеличивается.

Профицитный бюджет характерен для периода хозяй­ственного роста и используется как средство для упрежде­ния экономического бума, за которым неизбежно следует падение производства.

Балансирование бюджета, таким образом, осуществляет­ся не ежегодно, а в зависимости от фазы делового цикла.

Имеется еще один важный аспект бюджетного дефицита. Различают бюджетный дефицит:

— фактический: отражает реальные поступления (дохо­ды) и расходы за определенный период времени;

— структурный: показывает, какими должны быть по­ступления, правительственные расходы и дефицит при по­тенциальном объеме внутреннего производства;

— циклический: отражает влияние циклических колеба­ний на поступления (доходы), расходы и дефицит и опреде­ляется как разница между фактическим и структурным де­фицитом.

Накопленная сумма заимствованных правитель­ством средств для финансирования дефицита государ­ственного бюджета составляет государственный долг.

Государственный долг существует в двух формах:

— внутреннего долга перед юридическими и физичес­кими лицами своей страны;

— внешнего долга перед субъектами других стран (меж­дународными финансовыми организациями, правитель­ствами иностранных государств, иностранными частными лицами и организациями).

Существует непосредственная связь между бюджетным Дефицитом и государственным долгом:

с одной стороны, государственный долг определяется как разница между накопленной суммой всех положитель­ных сальдо бюджетов и суммой отрицательных сальдо (де­фицитов), следовательно, бюджетный дефицит формирует государственный долг;


Объективная необходимость финансов - student2.ru


Глава 17

финансовая система

Если же Rr < ВВП, то такой рост долга не представляет опасности и является желаемым для общества.

Государство, заимствуя денежные средства, должно управлять государственным долгом.

Управление государственным долгом — это система мероприятий государства, связанная с:

— изучением конъюнктуры на рынке ссудного капитала;

— выпуском и размещением новых долговых обяза­тельств;

— погашением новых долговых обязательств;

— выплатой процентов по долгам;

— изменением сроков заимствования;

— изменением процентных ставок по долгам;

— аннулированием долга (в случае финансовой несостоя­тельности государства).

Государство может рефинансировать свой долг, т. е. вы­пустить новые долговые обязательства для расчетов по ста­рым обязательствам.

Наши рекомендации