Классическая концепция потребления и сбережений. Интерпретация равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. Закон рынков Ж.Б. Сэя. Классическая дихотомия
Анализ процессов потребления, сбережений и инвестирования в рамках основных школ экономической мысли имеет принципиальное значение для понимания концепций равновесия совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (AS).
Характеризуя концепцию классической школы и неоклассического направления (здесь и далее будем воспринимать и рассматривать их в единстве), можно выделить следующие положения (постулаты).
Производство определяет расходы.
Отрицание классической теорией возможности недостаточного уровня расходов основано на принципе, сформулированном Ж.Б.Сэем: «Продукты обмениваются на продукты», который позднее Дж.М.Кейнс определил как «закон рынков Сэя». Его идея проста: сам процесс производства товаров создает доход, в точности равный стоимости произведенных товаров. Это означает, что производство любого объема продукции автоматически обеспечивает доход, необходимый для закупки всей этой продукции на рынке. Таким образом, предложение порождает свой собственный спрос, поскольку каждый производитель, продав свой товар на рынке, постарается все полученные средства истратить на приобретение других товаров.
Следует заметить, что идея Ж.Б.Сэя базировалась на принципе бартерных сделок (меновой торговли), т.е. прямого обмена одного товара на другой (Т – Т) без участия денег. Например, обувщик производит или предлагает обувь в качестве объекта покупки, или спроса на костюмы или хлеб, произведенные другими товаропроизводителями. Предлагая обувь, он тем самым автоматически предъявляет спрос на другие товары или услуги. Такая ситуация складывается по всем производителям товаров и по экономике в целом: спрос должен быть таким же, как предложение. В масштабах макроэкономики доход, полученный от производства национального продукта, будет достаточным, чтобы обеспечить адекватный совокупный спрос на этот продукт. Если все это так, то действительно, рыночный механизм обеспечивает осуществление экономического равновесия при полном использовании ресурсов, т.е. достижение хозяйственной системой экономического оптимума. Получается, что все, что нужно делать собственникам предприятий для продажи продукции при полной занятости, – это просто производить данную продукцию: закон Сэя гарантирует, что расходы на потребление будут достаточными для успешной ее реализации.
Требование невмешательства государства в экономику и уверенность в надежности рыночного механизма установления равновесия между объемами платежеспособного спроса и товарного предложения, обеспечивающего экономическую эффективность (режим полного использования ресурсов).
Следует заметить, что, по мнению представителей классической школы, иногда могут происходить чрезвычайные обстоятельства (войны, политические перевороты, засухи, крахи на фондовой бирже и т.д.), которые могут сдвинуть экономику от состояния полной занятости. Однако, когда это происходит, рынок автоматически корректирует экономику. Например, резкое сокращение производства и занятости приводит к снижению цен, заработной платы и процентных ставок, которые впоследствии влекут за собой увеличение потребительских расходов, рост занятости и расширение инвестиций. Избыток на любом из рынков – товаров, рабочей силы, инвестиционных ресурсов – вскоре исчезает, и в экономике устанавливается равновесие при полной занятости.
Классическая дихотомия.
В теории классической школы есть некоторые небесспорные утверждения, в частности, обычно отмечают уязвимость закона рынков Ж.Б. Сэя.
Во-первых, если обмен в экономике осуществляется не в виде бартерных сделок (Т–Т), а с использованием денег по формуле Т–Д–Т', то процесс купли-продажи распадается на два самостоятельных акта: продажу (Т–Д) и покупку (Д–Т'). Ясно, что они могут отстоять друг от друга во времени, т.е. никто не может гарантировать, что полученные продавцами денежные доходы будут тут же истрачены на приобретение других товаров, подлежащих реализации.
Во-вторых, если при использовании денег некоторая их часть не будет направляться на покупки (т.е. станет сберегаться), то расходы на потребление окажутся недостаточными для закупки всей продукции и в экономике будут образовываться товарные запасы, которые в конечном итоге приведут к сокращению производства и установлению равновесия при неполной занятости.
Представители классической школы считали, что подобное развитие событий исключено. Прежде всего, деньги в их понимании – только технический инструмент обмена, поэтому хозяйствующие субъекты не стремятся обладать деньгами самими по себе (т.е. они в противоположность товарам не рассматриваются в качестве богатства). Если хозяйствующие субъекты продают товары или услуги за деньги, то затем они немедленно используют их для покупки других товаров и услуг, т.е. накапливать их незачем. Поэтому в классической макроэкономической модели равновесие складывается на трех рынках – труда, капитала и благ.
В результате формируется представление об экономике как о двух независимых друг от друга секторах – реальном и денежном. В этом заключается суть классической дихотомии, т.е. системы из двух функционирующих рынков – реального и денежного, которые рассматриваются как нейтральные по отношению друг к другу.
Реальный сектор – совокупность рынков, на которых объектами купли-продажи выступают рабочая сила (рынок труда), инвестиционные ресурсы (машины, оборудование, сырье, материалы) и потребительские товары и услуги (рынок благ).
На рынке труда (рабочей силы) всегда достигается устойчивое равновесие за счет гибкости ставки заработной платы (w), так что обеспечивается равенство предложения труда и спроса на него: LD(w) = LS(w) .
Сбережения, по мнению представителей классической школы, не приводят к недостаточности спроса, так как все сбережения станут инвестициями. На рынке капитала выравнивание спроса на дополнительный капитал и его предложения происходит за счет гибкости процентной ставки i: S(i) = I(i) .
Если на рынках труда и капитала сложилось равновесие, то действие закона Л. Вальраса должно привести к тому, что и на рынке благ (товаров и услуг) также установится равновесие. Л. Вальрас (1834-1910) – профессор Лозаннского университета в Швейцарии – сформулировал закон, согласно которому если при данных n рынках ( n–1) рынков находятся в состоянии равновесия, то и последний рынок должен находиться в равновесии.
Денежный сектор представлен рынком денег, на котором уравновешивается спрос на деньги с их предложением. Согласно представлениям классической теории, деньги не имеют влияния на реальное производство, обладают свойством нейтральности по отношению к реальному сектору экономики. Они оказывают воздействие лишь на номинальные переменные – цены, процентные ставки, денежную заработную плату.
Взаимодействуя друг с другом, денежный и товарный рынки приходят в соответствующее равновесие, которое поддерживается через автоматические стабилизаторы. Это позволило сделать вывод о нецелесообразности вмешательства государства в функционирование рыночного механизма.