Спрос индивидуального потребителя. Закон спроса. Кривая спроса
Любой рынок представляет сферу взаимодействия спроса и предложения. Совокупность покупателей на рынке формирует спрос на товары, способные удовлетворить потребительские потребности. Следовательно, основой формирования спроса являются постоянно возрастающие потребности, для удовлетворения которых требуются самые разнообразные товары и услуги. Но для удовлетворения потребностей одного желания потребить тот или иной товар мало. За товары необходимо платить. Способность людей покупать на рынке материальные блага и услуги называется платежеспособным спросом. Мы будем анализировать именно такой спрос. Спрос — платежеспособная потребность человека, т. е. потребность, подкрепленная деньгами; спрос показывает, какие количества данного товара желает и способен приобрести покупатель по каждой возможной цене в каждый данный момент времени.
Экономисты моделируют спрос, т. е. представляют его в виде модели. Спрос рассматривается как функция множества переменных, главная из которых — рыночная цена товара. Общеизвестно, что количество купленных товаров зависит от их цены. Чем выше цена товара, тем меньшее его количество люди хотят купить, и наоборот, чем ниже цена, тем больше объем спроса на него. Подобную зависимость экономисты называют законом спроса. Закон спроса — при прочих равных условиях, чем ниже цена, тем больше величина спроса, и наоборот, чем выше цена, тем величина спроса меньше. Таким образом, между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость.
Связь между ценой и объемом спроса на любой товар можно проиллюстрировать с помощью кривой спроса. Кривая
спроса — графическое выражение зависимости между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на этот товар.
Кривая спроса (D) является нисходящей, убывающей. Подобное «поведение» кривой отражает действие закона спроса,
поскольку график показывает обратную зависимость между ценой товара X (Рх) и величиной спроса на данный товар (Qx). На
рисунке ниже падение цены с Р1 до Р2 ведет к росту объема спроса с Q1 до Q2.
Кривая спроса
Предложение предприятия. Закон предложения. Кривая предложения.
Предложение (supply) - это желание производителей (продавцов) произвести и предъявить к продаже товар по определенной цене в течение определенного времени.
Величина предложения - это количество предъявленного на продажу товара по определенным ценам. Она больше при высоких ценах и меньше при низких.
Закон предложения гласит: при прочих равных условиях с повышением цен возрастает величина предложения, и напротив, со снижением цен она сокращается, между ценой и величиной предложения существует прямая зависимость.
Закон предложения показывает, что производители хотят изготовить и представить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем они хотели бы это делать по низкой цене.
Как и в отношении закона спроса, представим закон предложения в графическом изображении. Кривая предложения 5 направлена вверх слева направо, т.е. показывает, что фирмы готовы предложить больше продукта при более высоких ценах.
кривая предложения - восходящая. Это означает, что между ценой и величиной предложения существует прямая связь. Кривая предложения показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени. Если влияет ценовой фактор, изменяется величина предложения (движение вверх или вниз по кривой).
Форма кривой предложения определяется стремлением фирм к максимальной прибыли. Это допущение помогает понять, почему кривая предложения направлена вверх слева направо, т.е. почему фирмы готовы предложить больше продукта при более высоких ценах.