Практическое занятие 13. Финансовые основы функционирования экономики региона
Тема 18. Финансовые основы функционирования экономики региона
Вопросы для самоконтроля и дискуссии
1. Что включает финансовая система региона и какое место в ней принадлежит бюджету региона?
2. В чем сущность «бюджетного федерализма»?
3. Какие принципы лежат в основе эффективной модели бюджетного федерализма?
4. В чем сущность самостоятельности бюджета региона?
5. Охарактеризуйте структуру регионального бюджета.
6. В чем сущность межбюджетного выравнивания?
7. Охарактеризуйте порядок использования Фонда финансовой поддержки регионов.
8. Каковы сущность и формы межбюджетных отношений.
Задание для самостоятельного выполнения
Проанализируйте бюджет Чувашской Республики за 2010-2011 гг.
Методические указания
В ходе бюджетного года и по окончании его годового цикла центральные и территориальные финансовые органы постоянно проводят аналитическую работу по результатам составления и исполнения бюджета.
Цели бюджетного анализа:
- оценка конечных результатов составления и исполнения бюджета;
- обоснование финансово-бюджетной политики администраций территорий;
- обоснование параметров показателей при формировании бюджетов;
- выявление факторов и причин, оказавших влияние на невыполнение плановых показателей бюджета;
- выявление резервов при составлении и исполнении бюджета;
- обеспечение полного, своевременного и стабильного выполнения плана мобилизации в бюджет доходов и плана финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете;
- определение экономической и социальной эффективности бюджетных расходов.
Анализ территориальных бюджетов позволяет определить:
- уровень финансовой самодостаточности территории;
- уровень устойчивости территориального бюджета;
- факторы, воздействующие на финансовое положение территории и степень влияния этих факторов на бюджет;
Финансовые и контролирующие органы проводят:
- анализ состояния предоставления и погашения бюджетных кредитов, ссуд;
- анализ состояния предоставления и исполнения обязательств по государственным гарантиям;
- анализ состояния предоставления бюджетных инвестиций.
Методы и инструментарий для анализа бюджета:
1. Метод сравнения. Бюджетные показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за предыдущий период необходимо добиться их сопоставимости.
2. Метод группировки. Показатели группируются и сводятся в таблицы. Это позволяет проводить аналитические расчеты, обнаружить тенденции развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторы, влияющие на изменение показателей.
3. Метод цепных постановок, или элиминирования, заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным, при этом все остальные показатели неизменные. Этот метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель.
4. Бюджетные коэффициенты – относительные показатели финансового состояния территории, которые выражают отношения одних абсолютных бюджетных показателей к другим. Коэффициенты могут использоваться для сравнения показателей финансового состояния конкретной территории с аналогичными показателями других территорий, для выявления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния территории.
Бюджетный анализ может проводиться по результатам как составления, так и исполнения бюджета. Анализ бюджета должен вестись раздельно по доходам и расходам.
Для бюджетного анализа могут использоваться:
1) горизонтальный анализ – сравниваются текущие показатели бюджета с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;
2) вертикальный анализ – определяется структура бюджета, доля отдельных бюджетных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;
3) трендовый анализ – проводится в целях выявления тенденций изменения динамики бюджетных показателей. Сравниваются плановые или отчетные показатели за несколько лет. На основе ретроспективного анализа возможно прогнозирование бюджетных показателей на будущее;
4) факторный анализ – выявление влияния отдельных факторов на бюджетные показатели.
Методы анализа устойчивости территориального бюджета
Уровень устойчивости территориального бюджета может определяться объемом средств, необходимых для обеспечения минимальных, детерминированных бюджетных расходов. Минимальные бюджетные расходы – это средства, предусмотренные в бюджете для финансирования конституционно гарантированных мероприятий по жизнеобеспечению населения, т.е. это бюджетные средства, направляемые на содержание учреждений, предприятий и организаций, состоящих на бюджете и предоставляющих бесплатные или на льготных условиях услуги и товары населению.
Устойчивость бюджета может характеризоваться четырьмя типами его состояния:
1) абсолютно устойчивое состояние бюджета;
2) нормальное состояние бюджета;
3) неустойчивое состояние бюджета;
4) кризисное состояние бюджета.