Финансовая система, ее структура и значение
Термин «финансы» (от лат. finansia – доход, платеж) в значении «денежный платеж» стал использоваться в Х11-ХV вв. в Италии, ряд городов которой (Флоренция, Венеция, Генуя) были крупными европейскими центрами торговли и банковского дела.
Финансы – это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств.
Субъекты финансовых отношений:
· Государство и его институты;
· Предприятия (фирмы);
· Население (домохозяйства).
Финансы - это неотъемлемая часть денежных отношений. Но не всякие денежные отношения являются финансовыми отношениями. Финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП, инструмент контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
Сущность финансов проявляется в их функциях:
· Распределительная – обеспечение хозяйственных субъектов финансовыми ресурсами с помощью концентрации налогов в государственном бюджете и их использования для решения народнохозяйственных проблем.
· Контрольная – контроль за распределением ВВП и национального дохода по соответствующим фондам и за целевым их использованием. Контрольная функция осуществляется с помощью финансовых органов.
· Стимулирующая – использование различных финансовых инструментов для развития предприятий и отраслей (цен, тарифов, налогов, экспортно-импортных пошлин).зличных финансовых инструментов для развития предприятий и отраслей (цен, тарифов,
Финансовую систему можно определить как взаимосвязь следующих элементов:
1. Государственные (централизованные) финансы состоят из следующих элементов:
· государственная бюджетная система;
· специальные внебюджетные фонды, фонды имущественного и личного страхования;
· государственный кредит.
Внебюджетные фонды – это денежные средства государства, имеющие строго целевое назначение. Они не входят в государственный бюджет и используются для финансирования целевых государственных программ (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования). Они используются в качестве инструмента регулирования национальной экономики, решения важнейших социально-экономических задач.
С 1 февраля 2008 г. Стабилизационный фонд в размере 157 млрд долларов преобразован в два новых фонда – Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Задачей Стабилизационного фонда являлось обеспечение устойчивости бюджетных расходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен. Доходность средств Стабилизационного фонда с момента его размещения составила 10,75 процентов годовых в долларах, что по мировым финансовым меркам является хорошим результатом.
В Резервный фонд передано примерно три четверти средств Стабфонда (3 трлн 69 млрд рублей). Предполагается, что в нем будет аккумулироваться до 10 процентов ВВП, что станет страховкой российской экономики от радикального снижения цены основного «виновника» профицита российского бюджета – нефти. Оставшиеся 782,8 млрд рублей составят Фонд национального благосостояния, который призван стать надежным источником финансирования пенсионной системы и противовесом ее растущему в последнее время дефициту.
Средства новых фондов Минфин намерен размещать на 80% в долговые обязательства наиболее экономически устойчивых стран, на 15% в активы их же национальных банков и на 5% - в долговые инструменты международных финансовых организаций. В соответствии с федеральным законом об образовании национальных фондов Резервный фонд должен обеспечивать расходы бюджета в случае значительного снижения мировых цен на нефть в среднесрочной перспективе, а его доходную базу составят все поступления от экспорта нефти. Фонд национального благосостояния призван аккумулировать доходы нефти и газа, образующиеся в результате их превышения над отчислениями в Резервный фонд и расходами федерального бюджета.
На 1 декабря 2008 года Резервный фонд составил 3 трлн 661,37миллиарда рублей, что эквивалентно 132,63 млрд долларов, Фонд национального благосостояния составил 2 трлн 108,46 млрд рублей (76,38 млрд долларов).
Подобные суверенные фонды благосостояния существуют более чем в 30 странах.
Государственный кредит – это форма кредитных отношений между государством, юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает, чаще всего, в качестве заемщика средств.
2. Финансы хозяйствующих субъектов (децентрализованные финансы) – это финансы фирм, предприятий различных форм собственности, которые используются для решения социально-экономических задач на уровне отдельных предприятий. Они составляют основу финансовой системы, так как здесь формируется подавляющая часть финансовых ресурсов.
3. Финансы населения – это личные финансы, то есть финансовые отношения между физическими лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство.
Финансовая политика – это процесс функционирования финансовой системы для выполнения определенных целей на уровне государства.
Финансовая политика включает:
· Фискальную политику - регулирование экономики с помощью государственных доходов и расходов;
· Бюджетную политику (бюджетирование) – регулирование бюджетных процессов.