Эластичность и распределение налогового бремени

положим, равновесная цена товара на рынке составляет 1 долл., и го­сударство вводит дополнительный налог на производителя в размере 50 центов на каждую единицу данного товара. Кривая предложения в этом случае сдвигается вверх на величину налога, и цена товара должна воз­расти.

Если бы увеличение цены в точности соответствовало размеру на­лога, то это бы означало, что производитель полностью перекладывает уплату налога на покупателя (это возможно в случае нулевой эластич­ности спроса). На рисунках 5.10а и 5.106 показано, что реальное рае-пределение налогового бремени между продавцом и покупателем зави­сит от эластичности спроса и предложения. При неэластичном спросе и эластичном предложении (рис. 5.10а) цена сильно увеличивается и большую часть налога уплачивает покупатель (в нашем примере 35 центов из общей суммы налога фактически платит покупатель и толь­ко 15 центов - производитель). При эластичном спросе и неэластич­ном предложении (рис. 5.106) повышение цены приводит к тому, что потребители существенно сокращают закупки данного товара, пере­ключая свой спрос на товары-субституты, и производителю уже не удается переложить на покупателя бремя уплаты налога (цена возрас­тает только на 15 центов, а остальную сумму налога платит сам произ­водитель).



Глава 5

Общая характеристика рыночной экономики



Эластичность и распределение налогового бремени - student2.ru

тu

MU

Эластичность и распределение налогового бремени - student2.ru § 9. Спрос и полезность.

Теория потребительского выбора

Как уже было показано, цена равновесия на конкурент­ном рынке определяется точкой пересечения кривых спроса и предло­жения. В данном параграфе более подробно остановимся на экономи­ческих принципах, лежащих в основе кривой спроса, т. е. цены покупа­теля. Затем в следующей главе проанализируем принципы, определяю­щие кривую предложения, т. е. цену продавца.

Очевидно, что покупатель приобретает товар ради его потребитель­ной ценности, потому что этот товар обладает полезностью и необхо­дим ему для удовлетворения его потребностей. Это общее и совершен­но бесспорное положение не дает нам почти ничего для понимания по­ведения покупателя на рынке, если мы не рассмотрим некоторые зако­номерности самого процесса потребления.

Во-первых, большая часть потребностей человека рано или поздно насыщается, т. е. постепенно удовлетворяется по мере того, как исполь­зуется благо. Во-вторых, переход от неполного удовлетворения потреб­ности к ее полному удовлетворению происходит не внезапно, а через более или менее многочисленные ступени.

Но если напряженность потребности убывает по мере того, как по­требность удовлетворяется, то и полезность блага для потребителя тоже должна убывать по мере роста количества этого блага. Так, если для голодного человека первая небольшая порция еды будет иметь наи­большую полезность, то по мере утоления голода каждая последующая порция еды будет иметь все меньшую полезность.

1 идея убывающей пределной позности была впервые высказана немецким экономистом Германом Госсеном в 1854 г. хотя сам термин «предельная полезность он не употреблял
Для более точного описания процесса убывания полезности в эко­номической науке используется уже известное нам понятие пре­дельной полезности, т. е. добавочной полезности, прибавляемой каждой последней порцией товара, о чем кратко говорилось в § 3. Используя это понятие, сформулируем законубывающей предель­ной полезности:по мере увеличения количества потребляемого то­вара его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению. Этот закон обычно называют первым законом Госсена.1

На рис. 5.11а на абсциссе отложим количество потребляемого товара Q, на

ординате - общую полезность TU. По

мере увеличения количества потребленного

товара общая (суммарная) полезность

возрастает, но прирост полезности

(незаштрихованные прямоугольники) С

каждой новой порцией товара сокраща

б) Общая и предельная полезность

ется, пока не дойдет до нуля. Если предположим, что благо можно раз­делить на бесконечно малые порции, то замедляющийся рост общей полезности может быть изображен не в виде ступенчатой диаграммы, а как непрерывная выпуклая линия.

На рис. 5.116 в виде прямоугольников отложена только предельная по­лезность MU, которая по мере увеличения количества товаров убывает.

Таким образом, можно сделать вывод, что величина предельной полезно­сти зависит от количества данного товара и степени потребности в нем.

Вместе с тем, у человека существует множество потребностей, ко­торые характеризуются различной степенью интенсивности. Хотя оцен­ка интенсивности потребности субъективна, но можно и объективно от­делить первичные, неотложные потребности от менее насущных по­требностей. Во всяком случае, ясно, что каждый человек располагает свои потребности, а, следовательно, и свой спрос на рынке в соответ­ствии с определенной шкалой, на которой первые места занимают са­мые неотложные потребности, за ними располагаются остальные.

Каково основное условие равновесия, которое должно быть выпол­нено, чтобы, приобретая различные товары, человек максимизировал получаемую полезность? Ведь, как отмечалось в гл. 1, мы рассматрива­ем поведение «рационального максимизатора». При удовлетворении по­требностей человек начинает с самой неотложной потребности, а затем постепенно переходит к менее неотложным, действуя таким образом, что, в конце концов, предельные полезности употребляемых благ ста­нут одинаковы. Таким образом, можно сформулировать второй закон Госсена:при максимизации общей полезности предельная полезность всех потребляемых благ должна быть одной и той же величины.

Но человек, приобретая блага на рынке, тратит разные суммы де­нег, поскольку у каждого товара своя рыночная цена. Если мы разделим предельную полезность блага на его цену, то получим взвешенную пре­дельную полезность. Учитывая это, каждый потребитель расширяет от-

Глава 5

Общая характеристика рыночной экономики



дельные виды потребления до тех пор, пока предельные полезности не оказываются пропорциональны ценам, или пока не оказываются одина­ковыми взвешенные предельные полезности. Проще говоря, последний рубль, затраченный, например, на мясо, должен представлять ту же по­лезность, что и последний рубль, затраченный на хлеб или апельсины. Это условие равновесия потребителяможет быть выражено сле­дующим образом:

MU, MU, MU, MU

____ 1_ _____ 2_ _____ 3_ _ _____ п_

Р. Р. Р, " Р

И

где MU - предельная полезность отдельных товаров, а Р - их цена.

Проведенный нами до сих пор анализ базировался на кардиналист-ской концепции полезности. В § 3 данной главы уже отмечалось, что в маржиналистской теории важное место занимала проблема количе­ственного измерения абсолютных величин предельной полезности. Что считать измерителем, т. е. в каких единицах будут оцениваться и сопос­тавляться предельные полезности благ? Возможно ли вообще найти такой показатель? В зависимости от ответа на эти вопросы сторонники теории предельной полезности разделились на два направления: кар-диналистови ординалистов.Первые были заняты поиском измерите­ля абсолютных величин предельной полезности (У. Джевонс, А. Мар­шалл, Д. Робертсон и др.). Однако эти поиски не увенчались успехом и чаще всего при сравнении использовались денежные оценки полезно­сти. Ординалисты же в принципе отказались от поиска такой универ­сальной единицы и предложили иной подход (В. Парето, Дж. Хикс и др.). Так, В. Парето высказал идею о том, что вместо абсолютных измерений предельной полезности плодотворнее было бы перейти к анализу отно­сительному, а именно: определить предпочтение одних комбинаций товаров покупателей (потребителей) другим комбинациям, или наборам товаров. Инструментом такого анализа явились так называемые кри­выебезразличия, которые широко используются неоклассической шко­лой при исследовании многих микроэкономических процессов, связан­ных с проблемой выбора: выбор оптимального набора потребительских благ, выбор оптимального сочетания факторов производства, выбор оп­тимальной комбинации между досугом и рабочим временем и т. д.

Итак, обратимся к проблеме оптимизации потребления с точки зре­ния ординалистского подхода.

Равновесие потребителя может быть показано графически с помо­щью вышеназванных кривых безразличия. Возьмем потребителя, распо­лагающего фиксированным денежным доходом, который он целиком тратит на потребление. Для простоты предположим, что он покупает

только два вида товаров: А \л В. Очевидно, что имеются некоторые ком­бинации количества этих товаров, которые дают равную общую полезность для потребителя (например, два товара А и три товара В имеют такую же общую полезность, как три товара А и два товара Вит. д.). Отказ от од­ного из товаров компенсируется получением другого товара в большем количестве. К этим комбинациям товаров А и В потребитель, следова­тельно, в равной мере безразличен.1

Если эти комбинации покажем графически, то получим плавную кри­вую безразличия U2 (рис. 5.12а). Эта кривая проведена таким образом,

Эластичность и распределение налогового бремени - student2.ru

Кривые безразличия,

Бюджетная линия

Наши рекомендации