Ключевые понятия и термины. Величина спроса(demand volume) – количество благ, которое потребители желают и могут купить

Величина спроса(demand volume) – количество благ, которое потребители желают и могут купить по определенной цене в единицу времени.

Величина предложения(supply volume) – количество благ, которое производители (продавцы) могут произвести и продать по опреде-ленной цене в единицу времени.

Закон предложения (law of supply) – прямая зависимость между ценой и величиной предложения товара или услуги.

Закон спроса (law of demand) – обратная зависимость между ценой и величиной спроса на товар или услугу.

Индивидуальный спрос (individual demand) – спрос, предъявляемый одним потребителем (или группой, выступающей как единый экономический субъект).

Кривая предложения (supply curve) – линия графика, показывающая, какое количество определенного товара или услуги продавцы предлагают к продаже по разным ценам в пределах данного периода.

Кривая спроса (demand curve) – линия графика, показывающая, какое количество определенного товара или услуги покупатели готовы купить по разным ценам в пределах данного периода.

Неценовые факторы спроса(non-price determinants of demand) – факторы, влияющие на величину спроса на товар, кроме цены данного товара (доходы потребителей, вкусы и предпочтения потребителей, цены на сопряженные товары, ожидания потребителей).

Неценовые факторы предложения(non-price determinants of supply) – факторы, влияющие на величину предложения товара, кроме цены на данный товар (цены ресурсов, издержки производства, изменение цен на сопряженные товары, технология производства, величина налогов и субсидий, ожидания производителей).

Неэластичное предложение(inelastic supply) –ситуация, при которой процентное изменение цены больше процентного изменения объема предложения. Коэффициент эластичности такого предложения меньше единицы.

Неэластичный спрос(inelastic demand) – ситуация, при которой процентное изменение цены больше процентного изменения объема спроса. Коэффициент эластичности такого спроса меньше единицы.

Обычный товар(normal good)– товар, спрос на который при рос-те дохода увеличивается.

Перекрестная эластичность спроса (cross elasticity) – эластич-ность спроса на одно благо относительно изменения цен на другое благо.

Предложение (supply, S) – совокупность товаров и услуг по опре-деленным ценам, которые производители предлагают покупателям в данный период.

Равновесие(equilibrium) – ситуация, при которой продавцы и по-купатели удовлетворены текущим сочетанием цен и объемом продаж или покупок и не имеют стимулов к изменению существующего по-ложения.

Равновесная цена (equilibrium price, Pe) – цена на конкурентном рынке, при которой величина спроса и величина предложения равны; цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товара или услуги.

Рыночный спрос (market demand) – совокупный спрос на товар со стороны всех потребителей на рынке.

Совершенно неэластичное предложение(perfectly inelastic supply) – ситуация, при которой изменение цены не влечет за собой изменения величины предложения товара.

Совершенно неэластичный спрос(perfectly inelastic demand)– ситуация, при которой изменение цены не влечет за собой изменения величины спроса на товар. Коэффициент эластичности такого спроса равен нулю.

Совершенно эластичное предложение(perfectly elastic supply) – ситуация, при которой изменение величины предложения не требует изменения цены товара; продавцы готовы увеличить объем предложения товара по неизменной цене. Коэффициент эластичности такого предложения стремится к бесконечности.

Совершенно эластичный спрос (perfectly elastic demand)– ситуация, при которой изменение величины спроса не требует изменения цены товара; ситуация, при которой покупатели готовы покупать весь имеющийся на рынке товар по неизмененной цене. Коэффициент эластичности такого спроса стремится к бесконечности.

Спрос (demand, D) – количество товаров и услуг, которое потребители готовы и в состоянии купить по различной цене в течение определенного периода.

Товары Гиффена(Giffen goods) – товары, спрос на которые растет с ростом цены товара.

Товарный дефицит(trade deficit) – превышение величины спроса над величиной предложения по цене, ниже равновесного уровня.

Товарные излишки(trade surplus) – превышение величины предложения над величиной спроса при цене, выше равновесного уровня.

Товары первой необходимости(first necessity goods) – товары, спрос на которые при росте доходов вначале незначительно увеличи-вается, но по мере дальнейшего увеличения дохода стабилизируется на каком-либо постоянном уровне (предметы первой необходимости).

Товары роскоши(luxury goods)– товары, спрос на которые увеличивается при росте дохода (предметы роскоши).

Эластичное предложение(elastic supply) – ситуация, при которой процентное изменение величины предложения больше процентного изменения цены товара. Коэффициент эластичности такого предложе-ния больше единицы.

Эластичность(elasticity) – мера реакции одной переменной на изменение другой переменной.

Эластичность спроса (предложения) по цене (price elasticity of demand (supply)) – показывает, на сколько процентов изменится величина спроса (предложения) под влиянием изменения цены на 1 %.

Эластичность спроса по доходу (income elasticity of demand, Edi) – отношение процентного изменения спроса на товар к процентному изменению дохода.

Эластичный спрос (elastic demand) – спрос, для которого коэффи-циент эластичности больше единицы; процент изменения величины спроса больше процента изменения цены товара.

Цена(price, P)– количество денег, уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги.

Литература: [3, с. 101–114; 5, с. 420–437; 8, с. 82–87, 94–99; 9, с. 139–182; 10, с. 100–120; 11, с. 93–131; 12, с. 17–40; 13, с. 104–110, 121–141; 14, с. 90–109; 15, с. 140–198; 16, с. 115–173].

Тесты

1. Величина спроса на товар – это:

а) количество денег, которое все покупатели готовы заплатить за товар;

б) количество товаров, которое удовлетворяет потребности покупателей;

в) количество товара, которое производители хотят и имеют возможность продать при данной цене;

г) количество товара, которое потребители готовы приобрести по данной цене.

2. Закон спроса – это:

а) прямая зависимость величины спроса от цены;

б)обратная зависимость величины спроса от цены;

в) зависимость спроса от предложения;

г) все ответы верны.

3.Графически закон спроса изображается в виде кривой:

а) восходящей;

б) нисходящей;

в) горизонтальной;

г) вертикальной.

4. Неценовыми факторами спроса не являются:

а) изменение доходов покупателей;

б) изменение вкусов покупателей;

в) изменение количества покупателей;

г) изменение цен на ресурсы.

5. Рыночный (отраслевой) спрос – это:

а) спрос конкретного потребителя;

б) совокупный спрос на товар со стороны всех потребителей на рынке;

в) спрос всех потребителей на все товары, произведенные в экономике;

г) все ответы верны.

6. Величина предложения товара – это:

а) количество данного товара на складах всех предприятий;

б) количество денег, которое хотят получить за свой товар производители;

в) количество товара, которое производители готовы продать по данной цене;

г) количество товара, которое потребители хотят купить по данной цене.

7. Закон предложения – это:

а) прямая зависимость величины предложения от цены;

б) обратная зависимость величины предложения от цены;

в) зависимость предложения от спроса;

г) все ответы верны.

8. Графически закон предложения изображается кривой:

а) восходящей;

б) нисходящей;

в) горизонтальной;

г) вертикальной.

9. Неценовыми факторами предложения не являются:

а) изменение цен на ресурсы;

б) изменение налогов;

в) изменение количества производителей;

г) изменение доходов потребителей.

10. Рыночное равновесие – это:

а) равенство величины спроса и величины предложения;

б) отсутствие товарных дефицитов и излишков на рынке;

в) совпадение интересов покупателей и продавцов;

г) все ответы верны.

11. Если цена устанавливается выше равновесной, то возникает:

а) дефицит товара;

б) избыток товара;

в) избыточный спрос;

г) все ответы верны.

12. Если цена устанавливается ниже равновесной, то возникает:

а) дефицит товара;

б) избыток товара;

в) недостаточность спроса;

г) все ответы верны.

13. Эластичность спроса по цене – это:

а) изменение спроса при изменении дохода;

б) процентное изменение величины спроса при изменении цены на 1 %;

в) изменение спроса при изменении числа потребителей;

г) изменение величины спроса при изменении величины предложения.

14. Коэффициент эластичности спроса по цене изменяется:

а) от 0 до ∞;

б) от 0 до 1;

в) от 1 до ∞;

г) от –∞ до +∞;

15. Если цена сократится на 1 %, а величина спроса увеличится на 2 %, то этот спрос:

а) эластичный;

б) неэластичный;

в) абсолютно эластичный;

г) абсолютно неэластичный.

16. Если спрос неэластичен, то коэффициент эластичности спроса по цене:

а) равен единице;

б) меньше единицы;

в) больше единицы;

г) равен нулю.

17. Кривая абсолютно неэластичного спроса по цене:

а) вертикальна;

б) горизонтальна;

в) восходящая;

г) нисходящая.

18. Если коэффициент эластичности спроса по доходу меньше нуля, то блага являются:

а) взаимозаменяемыми;

б) низкокачественными;

в) независимыми;

г) высококачественными.

19. Если коэффициент перекрестной эластичности спроса меньше нуля, то блага являются:

а) взаимодополняемыми;

б) низкокачественными;

в) независимыми;

г) высококачественными.

20. Если коэффициент эластичности предложения по цене больше единицы, то предложение:

а) эластично;

б) неэластично;

в) абсолютно эластично;

г) абсолютно неэластично.

Ответы:1. г); 2. б); 3. б); 4. г); 5. б); 6. в); 7. а); 8. а); 9. г); 10. г); 11. б); 12. а); 13. б); 14. а); 15. а); 16. б); 17. а); 18. б); 19. а); 20. а).

Наши рекомендации