Проблема выбора подхода оценки и методы оценки

При выборе подхода перед оценщиком открываются различные перспективы. Хотя эти подходы основываются на данных, собранных на одном и том же рынке, каждый имеет дело с различным аспектом рынка. На совершенном рынке все три подхода должны привести к одной и той же величине стоимости. Однако большинство рынков являются несовершенными, предложение и спрос не находятся в равновесии. Потенциальные пользователи могут быть неправильно информированы, производители могут быть неэффективны. По этим, а также и по другим причинам данные подходы могут давать различные показатели стоимости.

Каждый из трех рассмотренных подходов предопределяет использование присущих ему методов.

Согласно методу капитализации рыночная стоимость бизнеса определяется по формуле V = D / R , где D — чистый доход бизнеса за год; R — коэффициент капитализации.

Метод дисконтирования денежных потоков основан на прогнозировании потоков от данного бизнеса, которые затем дисконтируются по ставке дисконта, соответствующей требуемой инвестором ставке дохода (рис 5.1 Проблема выбора подхода оценки и методы оценки - student2.ru ).

Рыночная стоимость бизнеса методом чистых активов Проблема выбора подхода оценки и методы оценки - student2.ru определяется как разность между суммами рыночных стоимостей всех активов предприятия и его обязательствами. Метод ликвидационной стоимости предприятия — разность между суммарной стоимостью всех активов предприятия и затратами на его ликвидацию.

Метод рынка капитала Проблема выбора подхода оценки и методы оценки - student2.ru основан на рыночных ценах акций аналогичных компаний. Инвестор, действуя по принципу замещения (или альтернативной инвестиции), может инвестировать либо в эти компании, либо в оцениваемую (рис 5.2 Проблема выбора подхода оценки и методы оценки - student2.ru ).

Поэтому данные о компании, чьи акции находятся в свободной продаже, при использовании соответствующих корректировок должны послужить ориентиром для определения цены оцениваемой компании. Данный метод используется для оценки миноритарных пакетов акций.

Метод сделок Проблема выбора подхода оценки и методы оценки - student2.ru основан на анализе цен приобретения контрольных пакетов акций сходных компаний.

Метод отраслевых коэффициентов Проблема выбора подхода оценки и методы оценки - student2.ru позволяет рассчитывать ориентировочную стоимость бизнеса по формулам, выведенным на основе отраслевой статистики (рис 5.3 Проблема выбора подхода оценки и методы оценки - student2.ru ).

5.3.

Этапы процесса оценки

Процесс оценки бизнеса предусматривает определение задачи, сбор и анализ информации в целях получения обоснованной оценки стоимости. Процесс оценки может быть разделен на семь этапов.

1. Определение задачи.

2. Составление плана оценки.

3. Сбор и проверка информации.

4. Выбор уместных подходов к оценке.

5. Согласование результатов и подготовки итогового заключения.

6. Отчет о результатах оценки стоимости.

7. Представление и защита отчета.

Российская экономика предъявляет спрос на стоимостную оценку при осуществлении таких видов деятельности как кредитование под залог, купля-продажа акций, дополнительная эмиссия, страхование имущества и пр. Кроме того, заказчики испытывают потребность в проведении независимой экспертизы по многим направлениям, а именно:

1) повышение инвестиционной привлекательности проектов;

2) обеспечение адекватного (бесконфликтного) осуществления внешнего управления;

3) повышение эффективности управления активами предприятия (анализ активов с целью определения их оптимальной структуры; оценка активов, в том числе для выявления «неработающих» статей; оценка с целью определения вклада отдельных активов в стоимость всего бизнеса);

4) проведение реорганизации предприятия (оценка неденежных взносов недвижимостью, оборудованием, ценными бумагами в уставный капитал); оценка активов бизнеса при слиянии, выделении, поглощении предприятий; оценка при отчуждении имущества, частично или полностью, принадлежащего государству, субъектам Российской федерации или муниципальным образованиям; оценка стоимости долей уставного капитала при выходе из состава учредителей;

5) оптимизация налогообложения юридических лиц (оценка основных средств при реализации по цене ниже остаточной стоимости; оценка при реализации продукта ниже себестоимости по подтвержденным рыночным ценам; оценка рыночной стоимости дебиторской задолженности при переуступке прав требования) и др.

5.4.

Наши рекомендации