Проблема выбора подхода оценки и методы оценки
При выборе подхода перед оценщиком открываются различные перспективы. Хотя эти подходы основываются на данных, собранных на одном и том же рынке, каждый имеет дело с различным аспектом рынка. На совершенном рынке все три подхода должны привести к одной и той же величине стоимости. Однако большинство рынков являются несовершенными, предложение и спрос не находятся в равновесии. Потенциальные пользователи могут быть неправильно информированы, производители могут быть неэффективны. По этим, а также и по другим причинам данные подходы могут давать различные показатели стоимости.
Каждый из трех рассмотренных подходов предопределяет использование присущих ему методов.
Согласно методу капитализации рыночная стоимость бизнеса определяется по формуле V = D / R , где D — чистый доход бизнеса за год; R — коэффициент капитализации.
Метод дисконтирования денежных потоков основан на прогнозировании потоков от данного бизнеса, которые затем дисконтируются по ставке дисконта, соответствующей требуемой инвестором ставке дохода (рис 5.1 ).
Рыночная стоимость бизнеса методом чистых активов определяется как разность между суммами рыночных стоимостей всех активов предприятия и его обязательствами. Метод ликвидационной стоимости предприятия — разность между суммарной стоимостью всех активов предприятия и затратами на его ликвидацию.
Метод рынка капитала основан на рыночных ценах акций аналогичных компаний. Инвестор, действуя по принципу замещения (или альтернативной инвестиции), может инвестировать либо в эти компании, либо в оцениваемую (рис 5.2 ).
Поэтому данные о компании, чьи акции находятся в свободной продаже, при использовании соответствующих корректировок должны послужить ориентиром для определения цены оцениваемой компании. Данный метод используется для оценки миноритарных пакетов акций.
Метод сделок основан на анализе цен приобретения контрольных пакетов акций сходных компаний.
Метод отраслевых коэффициентов позволяет рассчитывать ориентировочную стоимость бизнеса по формулам, выведенным на основе отраслевой статистики (рис 5.3 ).
5.3.
Этапы процесса оценки
Процесс оценки бизнеса предусматривает определение задачи, сбор и анализ информации в целях получения обоснованной оценки стоимости. Процесс оценки может быть разделен на семь этапов.
1. Определение задачи.
2. Составление плана оценки.
3. Сбор и проверка информации.
4. Выбор уместных подходов к оценке.
5. Согласование результатов и подготовки итогового заключения.
6. Отчет о результатах оценки стоимости.
7. Представление и защита отчета.
Российская экономика предъявляет спрос на стоимостную оценку при осуществлении таких видов деятельности как кредитование под залог, купля-продажа акций, дополнительная эмиссия, страхование имущества и пр. Кроме того, заказчики испытывают потребность в проведении независимой экспертизы по многим направлениям, а именно:
1) повышение инвестиционной привлекательности проектов;
2) обеспечение адекватного (бесконфликтного) осуществления внешнего управления;
3) повышение эффективности управления активами предприятия (анализ активов с целью определения их оптимальной структуры; оценка активов, в том числе для выявления «неработающих» статей; оценка с целью определения вклада отдельных активов в стоимость всего бизнеса);
4) проведение реорганизации предприятия (оценка неденежных взносов недвижимостью, оборудованием, ценными бумагами в уставный капитал); оценка активов бизнеса при слиянии, выделении, поглощении предприятий; оценка при отчуждении имущества, частично или полностью, принадлежащего государству, субъектам Российской федерации или муниципальным образованиям; оценка стоимости долей уставного капитала при выходе из состава учредителей;
5) оптимизация налогообложения юридических лиц (оценка основных средств при реализации по цене ниже остаточной стоимости; оценка при реализации продукта ниже себестоимости по подтвержденным рыночным ценам; оценка рыночной стоимости дебиторской задолженности при переуступке прав требования) и др.
5.4.