Экономическая теория благосостояния и распределения расходов, неравенство. Кривая Лоренца, коэффициенты
31-37
Экономическая теория благосостояния и распределения расходов - Область экономической науки, рассматривающая воздействие экономической деятельности на благосостояние.
ТЕОРИЯ БЛАГОСОСТОЯНИЯ ПИГУ: концепция благосостояния, изложенная А.Пигу в работе "Экономическая теория благосостояния" (1920). Пигу применял в качестве индикатора благосостояния размер национального дивиденда: национальный дивиденд максимален, только если предельные общественные продукты или предельные общественные затраты всех ресурсов во всех альтернативных применениях одинаковы. Он указал, что положение, когда нельзя улучшить жизненные условия одних людей за счет ухудшения жизненного уровня других, соответствует максимуму общественного благосостояния, если это результат согласуется с распределительной этикой общества.
ЗАКОН ПАРЕТО:
Закон Парето - зависимость, выражающая соотношение между величиной дохода и количеством получающих его лиц. Закон распределения доходов сформулирован итальянским экономистом В.Парето: если численность людей с доходом, равным или выше x, обозначить через N, то соотношение можно записать в виде уравнения N = A · x-m где A и m – параметры уравнения. На кривой распределения доходов abqc (см. рисунок) рассматриваемой зависимости отвечает участок кривой bqc, где длина любого перпендикуляра, опущенного из точки кривой на ось абсцисс, например bd, показывает количество людей, чей доход больше или равен Od. На основе изучения статистики ряда стран в различные исторические эпохи Парето установил, что форма кривой на участке bqc отличается постоянством, то есть распределение доходов выше определенной величины сохраняет значительную устойчивость. Парето не распространял действие закона на область доходов ниже величины Od (ввиду отсутствия соответственной статистики распределения, считал, что форма кривой ab может носить лишь гипотетический характер), а также на область самых высоких доходов. Он полагал, что в основе открытого закона лежит неравномерное распределение природных человеческих способностей, а не социальные условия. Из этого следовал вывод о естественном характере закона и, следовательно, о тщетности попыток изменить принцип распределения путем любых социальных преобразований.
ОПТИМУМ ПАРЕТО - формулировка максимума благосостояния, выведенная В.Парето в "Учебнике политической экономии" (1906). Оптимум Парето - положение, в котором невозможно улучшить чье-либо благосостояние путем трансформации товаров и услуг в процессе производства или обмена без ущерба для благосостояния какого-либо другого индивида. Движение в сторону оптимума возможно при таком распределении ресурсов, которое увеличивает благосостояние по крайней мере одного человека, не нанося ущерба никому другому.
Оптимум Парето на графике.
Кривая Лоренца — это графическое изображение функции распределения. Она была предложена американским экономистом Максом Отто Лоренцем в 1905 году как показатель неравенства в доходах населения. В таком представлении она есть изображение функции распределения, в котором аккумулируются доли численности и доходов населения. В прямоугольной системе координат кривая Лоренца является выпуклой вниз и проходит под диагональю единичного квадрата, расположенного в I координатной четверти.
Из кривой Лоренца можно вывести количественные показатели неравенства, например, коэффициент Джини и индекс Робин Гуда.
Коэффициент Джини — статистический показатель степени расслоения общества данной страны или региона по отношению к какому-либо изучаемому признаку.
Коэффициент Джини изменяется от 0 до 1. Чем больше его значение отклоняется от нуля и приближается к единице, тем в большей степени доходы сконцентрированы в руках отдельных групп населения.
Индекс Робин Гуда (Robin Hood index), также известный как индекс Гувера (Hoover index), — это ещё один показатель неравенства по доходам, имеющий связь с кривой Лоренца. Он равен той доле дохода общества, которую необходимо перераспределить для достижения равенства. Графически он представим как самый длинный вертикальный отрезок, соединяющий фактическую кривую Лоренца с линией равенства.
32. Внешние эффекты и общественное благо как “провалы” рынка:
Внешний эффект (экстерналий) - влияние деятельности одного человека на благосостояние другого. Положительное влияние оценивается как положительный внешний эффект (реставрация исторических зданий, развитие новых технологий и др.), а если оно неблагоприятно – как отрицательный внешний эффект (загрязнение окружающей внешней среды, шум, помехи хозяйственной деятельности и т. д.).
Участники рыночных сделок в своих действиях не принимают их в расчет, поэтому издержки общества при производстве товаров и услуг расходятся с индивидуальными. В случае отрицательного эффекта они превышают индивидуальные издержки на величину негативного воздействия.
Разницу между индивидуальными и социальными издержками составляют издержки загрязнения окружающей среды, которые производитель перекладывает на общество, поэтому, с общественной точки зрения, предложение на рынке превышает общественную потребность и должно быть меньше равновесного. Только при этих условиях будет возрастать общественное благосостояние.
Рыночное равновесие и социальный оптимум в условиях отрицательного внешнего эффекта. SИЗД – социальные издержки общества. S – предложение (индивидуальные издержки). О – общественный оптимум производства.
Рыночный механизм, помимо внешних отрицательных затрат, не позволяет учесть и внешний положительный эффект, когда социальные издержки ниже частных. Производство компьютеров, например, дает большой социальный эффект повышения технического уровня производства.
Рыночное равновесие и социальный оптимум в условиях положительного внешнего эффекта. S – предложение (частные издержки). SИЗД – социальные издержки общества. O – общественный оптимум производства.
Определяя рыночную потребность в компьютерах, производители не учитывают данного эффекта, поэтому их предложение меньше, чем общественный оптимум.
Корректировка несовершенства рынка путем воздействия на стимулы, побуждающие агентов рынка учитывать внешние результаты своей деятельности как внутренние, называется интернализацией внешних эффектов.
Влияние государства на внешние эффекты:
Поскольку сам по себе рыночный механизм не способен учесть социальные издержки, необходимо вмешательство государства, которое может компенсировать отрицательный внешний эффект следующим образом:
запретив производство продукта, если отрицательный эффект чрезвычайно велик;
установив предельно допустимые нормы загрязнения природы;
введя налоги Пигу (Р. Пигу (1877–1959) – американский экономист), которые имеют специальное назначение – нейтрализацию отрицательного внешнего эффекта;
установив право собственности на ресурсы и предоставив возможность сторонам прийти к соглашению без санкций и судебных разбирательств. В этом случае возникает особый рынок – рынок прав, которые можно продавать.
Возможность учета в рыночном механизме социальных последствий внешних эффектов впервые доказал в 30-е гг. XX в. американский экономист Р. Коуз, поэтому подобная теоретическая конструкция называется теоремой Коуза. Он же ввел в науку понятие трансакционных издержек – затрат, связанных с установлением прав собственности. Теорема гласит: в условиях четко фиксированных прав собственности на ресурсы, т. е. низких трансакционных издержек и разрешения правительства свободно обмениваться ими, у агентов рынка возникает возможность интернализовать внешние эффекты без дополнительных затрат.
Чистое общественное благо
Все блага можно разделить на:
частные – исключительные блага, являющиеся объектом рыночного соперничества. Исключительные они потому, что можно помешать людям ими пользоваться, а объектами соперничества являются вследствие того, что потребление блага одним человеком сокращает возможность для других;
чистые общественные, которые не являются исключительными и не выступают объектом соперничества, так как появление дополнительного потребителя не снижает полезности, получаемой другими, при этом невозможно исключить кого-либо из потребителей блага (например, прослушивания духового оркестра в парке);
промежуточные, которые не обладают в полной мере свойствами ни частного блага, ни общественного. Если людей невозможно исключить из потребления блага, несмотря на его уменьшение в потреблении (например, рыбалка на озере), то такие блага называются общим ресурсом. В случае, когда благо исключительно, но не является объектом соперничества (например, содержание пожарной команды в городе), оно является естественным монопольным благом.
Хозяйственный оборот частных благ эффективно регулирует рынок. Общественные блага должно обеспечить государство за счет общего налогообложения населения. Промежуточные блага предполагают косвенное воздействие государства на рыночный механизм. Здесь часто возникает проблема нахлебников – своеобразных «зайцев» – людей, которые, пользуясь неисключительностью благ, стремятся воспользоваться ими бесплатно (например, полюбоваться салютом, произведенным на частные средства). Это приводит к тому, что часть благ уходит из рыночного оборота вследствие невозможности компенсировать затраты и, чтобы их предоставить населению, государство должно само заплатить за них из своего бюджета. При этом выгоду извлечет каждый потребитель.
Типичными примерами общественных благ являются:
национальная оборона;
фундаментальные научные исследования;
программы борьбы с бедностью.
Целесообразность предоставления государством чистых общественных благ населению определяется на основе сравнения сопутствующих издержек и выгод. Подобный анализ «затраты – выгоды» является неточным и приблизительным из-за невозможности проверить его рынком. В связи с этим предоставление общественных благ населению находится под сильным влиянием не столько экономических, сколько политических факторов.