Показатели дифференциации доходов. Кривая Лоренца. Коэффициенты Лоренца и Джини.

По сколько существует дифференциация в оплате труда то необходимо и существование и дифференциации доходов. Основной для изучения доходов является статистические ряды распределения по среднедушевому доходу. На основании таких рядов исчисляют показатели центральной тенденции ряда:

1.средний доход, модальный медианный

2.показатели структуры ряда распределения: кварцили, дицилии и т.д.

3.показетли дифференциации доходов децильный коэф., коэф. Лоренца, коэф. Джини.

Квартильные уровни дохода, получают для того, что бы определить в каких пределах варьируется доход у 50% населения.

Децильные размеры доходов позволяют выделить 10% наименее и наиболее обеспеченного населения.

Дн=Хд+h*NДн-Sд-1/Fд

Кд=Дв/Дн

Показатели дифференциации доходов. Кривая Лоренца. Коэффициенты Лоренца и Джини. - student2.ru

Показатели дифференциации доходов. Кривая Лоренца. Коэффициенты Лоренца и Джини. - student2.ru коэф. Лоренца

Показатели дифференциации доходов. Кривая Лоренца. Коэффициенты Лоренца и Джини. - student2.ru коэф. Джини

xi- доля численности населения конкретной группы в обществе

yi – доля дохода населения группы в общей совокупности доходов.

Коэф. L G свидетельствуют о степени равномерности или неравномерности распределения доходов, чем ближе значение этих коэф. К 0 тем выше уровень равенства в распределении доходов чем ближе к 1 то к неравенству.

Понятие потребления, его виды. Основные задачи статистики потребления. Показатели уровня потребления (среднедушевое потребление, потребление в расчете на условную единицу, показатели обеспеченности населения товарами длительного пользования).

Потребление – это заключительная стадия процесса воспроизводства, которая сводится к использованию произведенного продукта для удовлетворения определенных потребностей. Различают промежуточные и конечные виды потребления.

Промежуточное потребление – есть стоимость продуктов и рыночных услуг, потребленных в течение данного периода с целью воспроизводства других продуктов и услуг (т.е. это материалы, продукты и услуги, расходы предприятий и организаций, осуществленные в интересах производства).

Конечное потребление – это есть потребление населением, которое включает в себя расходы на продукты и услуги, используемые непосредственно для удовлетворения текущих индивидуальных и коллективных потребностей людей. Статистика рассматривает в основном конечное потребление. В структуре потребления населения выделяют потребительские товары (продукты питания и непродовольственные товары) и услуги (материальные и нематериальные, платные и бесплатные).

Платное потребление осуществляется за счет личных доходов населения, т.е. средств семейного бюджета, сюда же относится стоимость продуктов, произведенных домашними хозяйствами для личных нужд.

Бесплатное потребление населения – потребление товаров и услуг в учреждениях здравоохранения и образования, культуры и т.д., а также потребление товаров и услуг населением, находящимся на полном частном обеспечении. Возрастающую роль в потребление населением играют услуги.

Услуги – это особый вид потребительской стоимости, существующей в форме полезной деятельности для человека и общества. Особенность категории «услуги» – время их производства совпадает со временем их потребления.

Показатели уровня потребления:

- к 1-й группе показателей потребления относятся показатели среднедушевого потребления, показатели потребления в расчете на условную единицу потребления и показатели обеспеченности населения товарами длительного пользования. Общее правило при исчислении показателей этой группы: показатели потребления товаров или обеспеченности ими измеряется в натуральных или условно-натуральных измерителях; а потребление населением платных и бесплатных услуг обычно учитываются в стоимостном выражении.

-Помимо потребления товаров и услуг на душу населения применяется и расчет на условную потребительскую единицу или на эквивалентного потребителя.

В качестве таковой берется потребление взрослого мужчины, занятого легким трудом (механизированным). По отношению к этому показателю разрабатывается шкала коэффициентов потребления продовольственных и непродовольственных товаров.

- Для товаров длительного пользования, используемых, как правило, совместно членами домохозяйства, средний уровень потребления рассчитывается на домохозяйство. По-другому эти показатели называют показателями обеспеченности населения соответствующими предметами. Их расчет ведется в натуральных единицах (на 1 домохозяйство, на 100, 1000 и 10000 человек). Здесь же могут рассчитываться средневзвешенные показатели, характеризующие размер, средней обеспеченности предметом на 1 человека.

Основные задачи статистики потребления:
1) разработка системы показателей потребления;
2) исследование структуры потребительских расходов населения;
3) изучение динамики потребления населения и потребительских цен, покупательской способности дХХХ и инфляции.

Наши рекомендации