Механизм формирования и реализации региональной инновационной политики
В современных условиях оптимальной для региона могла бы признана стратегия поддержки приоритетных направлений, тем и разработок, а также наиболее продуктивных ученых, способных создать коммерциализированный научный продукт. На ряде предприятий Владимирской области уже созданы инновационные структуры. Однако без кооперации с научно-исследовательскими организациями конкурентоспособный продукт создать трудно.
Наблюдается разрыв между высоким уровнем научных достижений, с одной стороны, и крайне низким уровнем производственных технологий и оборудования на ранее созданных предприятиях, с другой. В решении таких проблем, стоящих перед регионом, как повышение конкурентоспособности продукции, глубины переработки материалов и сырья, наращивание экспортного потенциала и др., инновационному варианту развития нет альтернативы.
Весьма важной проблемой является отсутствие в регионе развитой инфраструктуры, необходимой для развертывания инновационной деятельности, из-за чего потенциал научных организаций используется недостаточно. Продукты научных разработок редко появляются в качестве конкурентоспособных товаров; ощущается разобщенность науки и производства вследствие нарушения ранее действовавших связей научных организаций с предприятиями. Это ставит существенные барьеры на пути продвижения инноваций.
Чтобы двигаться вперёд, необходимо возродить интеграцию науки и производства, которая была в 70-80-е г.г. прошлого столетия. Но она должна основываться уже на новой базе и быть нацелена на получение эффективных конечных результатов. Следует сделать науку необходимой для частного капитала. Если научная база не будет востребована и в итоге разрушена, то экономика окончательно потеряет перспективы стратегического развития.
В связи с этим в разрабатываемых региональных программах следует предусматривать решение проблем: формирования организационно-финансовых механизмов управления развитием инновационной деятельности; интеграции ресурсов и интеллектуального потенциала науки, промышленности и бизнеса для инновационной деятельности; создания межрегионального рынка инноваций и привлечение инвестиций в инновационную сферу; формирования благоприятной среды для инновационной деятельности.
Необходимо развитие коммерческих форм интеграции науки, образования, производства и рынка с использованием потенциала малого бизнеса. Реализацию государственной политики в сфере предпринимательства в условиях ограниченного ресурсного обеспечения необходимо осуществлять посредством концентрации данных ресурсов на направлениях, обеспечивающих как максимальный конечный результат, так и высокую доходность от внедрения.
В этой связи для активизации инновационной деятельности необходимо: создание комплексной системы поддержки инноваций, развитие производства, повышение конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции; развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая системы экспертизы и информационного обеспечения, сертификации и продвижения разработок, подготовки и переподготовки кадров; совершенствование конкурсной системы отбора и государственной поддержки наиболее эффективных инновационных проектов.
В современных условиях интеграцию предприятий и научно-исследовательских организаций возможно обеспечить путем создания научно-производственных кластеров на важнейших инновационных направлениях или "технологических цепочках" по выпуску базовых для региона изделий. При этом под кластером следует понимать[83] сеть независимых производственных, сервисных фирм, включая их поставщиков, создателей технологий и ноу-хау (университеты, научно-исследовательские институты, инжиниринговые центры), связующих рыночных институтов (брокеры, консультанты), взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости.
Главное в структуре кластера - распространение инноваций на всю цепочку для минимизации трансакционных издержек. Создание и управление кластерами позволит не только связать разрозненные звенья инновационной цепи, повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции, но и проводить целенаправленную инновационную политику в регионе.
Говоря об инновационной политике на каждом этапе её развития, следует отметить, что она меняется в зависимости от ряда обстоятельств как объективного, так и субъективного характера, что отражается на всех структурных составляющих (целях, задачах, направлениях, механизме реализации, ресурсном обеспечении).
Важнейшей частью государственной инновационной политики является механизм ее выработки и реализации, в составе которого можно выделить ряд блоков: нормативно-правовой, организационно-управленческий, экономический, рыночный.
Нормативно-правовой блок составляют законы, нормативные правовые акты, принимаемые Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, законодательными и исполнительными органами субъектов Федерации.
Организационно-управленческий блокмеханизма гарантирует, прежде всего, четкое организационно-управленческое обеспечение деятельности, конкретизирует роль органов государственной власти федерального и регионального уровней. В составе данного блока механизма организационно-правовая структура сферы науки и научного обслуживания, инфраструктура научно-технической деятельности, совокупность форм, методов реформирования науки, межотраслевой координации, методы обеспечения сбалансированности развития смежных направлений, система государственных научных центров, научно-технические программы и проекты, прогнозирование и др., а также совокупность организационно-управленческих органов.
В управлении инновационной деятельностьюупор делается на: сочетание государственного регулирования и самоуправления основных коллективных субъектов этой деятельности; соблюдение принципа свободы научного творчества; создание единой системы информационного обеспечения инновационной деятельности; введение некоторых ограничений (лицензирование, сертификационные и метрологические требования); разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации; организацию и проведение экспертиз научной и научно-технической деятельности и ее результатов; контроль за расходованием средств, выделенных из соответствующих бюджетов или внебюджетных фондов; координацию деятельности и содействие в работе негосударственного сектора науки, включающего академии, научные общества, ассоциации; пропаганду научно-технических знаний и достижений отечественной и мировой науки.
К элементам экономического блока механизма инновационной политики следует отнести: все экономические формы поддержки инновационного предпринимательства, совокупность налогов и льгот для организаций и предприятий, выполняющих научные исследования и разработки, особый таможенный режим для субъектов научно-технической деятельности, систему государственного финансирования инновационных работ, совокупность финансовых форм участия внебюджетных фондов в научном и научно-техническом творчестве, развитие научно-технической активности, государственные льготы и гарантии банкам, кредитующим научно-исследовательские проекты и программы; меры социальной защиты научных работников и др.
В этом плане следует подчеркнуть важность принятия Закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" с установлением специальных условий предпринимательской деятельности, в том числе налогового, таможенного, лицензионного и визового режима.
В субъектах Российской Федерации также осуществляется мотивация инновационной деятельности. Например, в 2006 году принят Закон Владимирской области "О зонах регулируемого развития", предусматривающий меры государственного регулирования, направленные на создание благоприятных условий ведения хозяйственной деятельности. Закон определил правовые и организационные основы формирования и функционирования зон регулируемого развития, а также формы государственной поддержки инициаторов создания таких зон в пределах полномочий, предоставленных органам государственной власти субъекта федерации действующим законодательством.
В соответствии с Законом предусматривалось создание зон регулируемого развития следующих типов: производственная – ориентированная на выпуск товаров потребительского и производственного назначения, конкурентоспособных на мировом и внутреннем рынках; технико-внедренческая – предназначенная для развития фундаментальных и прикладных исследований, разработки и внедрения в производство новейших видов техники и технологии, организации производства наукоемких видов продукции; территориальная зона развития малого предпринимательства, создаваемая в целях внедрения дополнительных стимулирующих условий для развития малого бизнеса; торгово-складская – предназначенная для хранения, сортировки, упаковки, маркировки и переработки экспортно-импортных грузов, а также для организации выставок, ярмарок, центров оптовой и розничной торговли; рекреационная зона для развития туризма и соответствующей инфраструктуры.
В рамках государственной поддержки инициаторов создания таких территорий предполагалось: предоставление бюджетных инвестиций на развитие инфраструктуры зоны регулируемого развития; освобождение от налога на движимое и недвижимое имущество, расположенное на территории ЗРР, реконструированное или вновь созданное, и используемое для обеспечения функционирования зоны; предоставление бюджетных инвестиций и гарантий бюджета Владимирской области; оформление инвестиционных налоговых кредитов, отсрочки или рассрочки по уплате налоговых платежей; предоставление бюджетных кредитов.
В рамках государственной поддержки участников зоны предполагалось: сокращение сроков прохождения предварительных этапов при строительстве промышленных объектов на территории зоны; освобождение от обременений при предоставлении земельных участков на развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры; предоставление других форм государственной поддержки в соответствии с действующим законодательством Владимирской области.
Финансирование создания зон регулируемого развития планировалось обеспечить как за счет бюджетных инвестиций, так и путем привлечения частного (в том числе иностранного) капитала так как с помощью негосударственных инвестиций можно создать предпосылки для ускорения экономического роста региона, способствовать мультипликативным эффектам в сопутствующих видах деятельности.
Однако, на федеральном уровне до настоящего времени вопрос о полномочиях субъектов Российской Федерации по созданию индустриальных зон с особым режимом налогообложения не урегулирован. Федеральный закон № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" не предполагает широкого участия субъектов Российской Федерации в его реализации.
В результате в июле 2006 г. Закон № 1-ОЗ опротестован прокурором Владимирской области и признан Верховным судом Российской Федерации противоречащим федеральному законодательству. В этой связи, учитывая, что центр тяжести по стимулированию развития секторов экономики и повышению их конкурентоспособности сегодня в значительной степени смещается в российские регионы, представляется целесообразным Правительству Российской Федерации выступить с законодательной инициативой о внесении изменений в действующие законодательные акты федерального уровня для предоставления права субъектам Российской Федерации создавать особые экономические зоны регионального значения.
Решение обозначенной проблемы позволит только на территории Владимирской области осуществить строительство индустриального парка ООО "Ноубл ХАУЗ Трейдинг" в Собинском районе (Голландия), в Александровском районе – размещение производства комплектующих для ООО "Вестел-СНГ" (Турция), в г. Владимире – строительство таможенного терминала ООО "Терминал" (Италия), в Киржачском районе – размещение производства комплектующих для ООО "Беко" (Турция), в Петушинском районе – размещение производства строительных материалов ООО "Вилако", ООО "Велюкс" (Дания), в Суздальском районе – благоустройство историко-ландшафтного комплекса регионального значения "Боголюбовский луг – церковь Покрова-на-Нерли".
Станет возможным преобразовать существующие промышленные площадки в акционерных обществах "Ковровский экскаваторный завод", "Судогодское стекловолокно", "Муромский радиозавод", появятся дополнительные стимулы для динамичного развития хозяйствующих субъектов и региона в целом.
Рыночный блок механизма выработки и реализации государственной научно-технической политики имеет ряд особенностей по сравнению с действием рыночных рычагов в обычных хозяйственных системах в макроэкономике. Эти особенности связаны: со спецификой научного, инновационного, в целом творческого труда; с нетрадиционными отношениями собственности в научно-технической сфере,с собственностью на интеллектуальный продукт, со спецификой рынка наукоемкой продукции, технологий, ноу-хау, навыков и умений, интеллектуального ресурса.
Рыночный блок механизма напрямую связан с решением проблемы самоуправления субъектов научной и научно-технической деятельности, отработкой отношений собственности на средства научного производства и результаты творческого труда, с внедрением в эту специфическую деятельность принципов состязательности.
Для того чтобы механизм заработал и велась целенаправленная деятельность по формированию отраслевых, межотраслевых и региональных инновационных кластеров, необходимо обеспечить: повышение востребованности инноваций отечественным производством, опережающее развитие фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок; совершенствование нормативной правовой базы научной, научно-технической и инновационной деятельности; рациональное сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов, мер прямого и косвенного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности при реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники; взаимодействие государственного и частного капитала для развития науки, техники и технологий.
Кратко обобщая изложенные материалы, можно сделать следующие основные выводы:
l За последние 15 лет произошла значительная трансформация структуры экономики Владимирской области. Вырос удельный вес машиностроения и металлообработки, электроэнергетики, химической, стекольной промышленности, производства строительных материалов. На современном этапе продолжается формирование многоукладного (диверсифицированного) сектора новой экономики, что является общемировой тенденцией.
l Фактором, сильно влияющим на направленность роста высокотехнологичных производств является мощный научный потенциал области. Этому способствует наличие многоотраслевой экономики, а также сотрудничество владимирских учёных с научными центрами г. Москвы и соседних высокоразвитых в научном отношении регионов (Московского, Ярославского, Нижегородского).
l Формирование региональных инновационных комплексов в рыночных условиях во Владимирской области сопряжено со значительными трудностями организационного, финансового, кадрового и управленческого характера. Ощущается разобщённость науки и производства вследствие нарушения ранее действовавших связей научных организаций с предприятиями, что ставит существенные барьеры на пути продвижения инноваций. Необходимо создать современные механизмы интеграции науки и производства, нацеленные на получение эффективных конечных результатов.
l Оптимальным вариантом трансформации хозяйственной системы региона в инновационном направлении является успешная реализация инновационного сценария развития, позволяющего в долгосрочной перспективе максимально использовать все сильные стороны и возможности региона, минимизировать потенциальные риски усиления межрегиональной конкуренции и глобализации экономики. Данный сценарий требует целостного инвестирования в наиболее перспективные и наукоёмкие производства, способные стать базой развития смежных отраслей реального сектора экономики.
l Для эффективной реализации стратегии развития региона нужна чёткая проработка всех функциональных политик и целевых программ, в числе которых одной из важнейших является инновационная политика. Она на практике должна стать единством планов и действий органов госвласти по организационному, правовому и финансово-экономическому стимулированию нововведений во всех сферах жизнедеятельности.
l Одним из эффективных способов изменения сложившейся ситуации в области может стать развитие инфраструктуры инновационной сферы, расширение сети технопарковых структур, зарекомендовавших себя как действенные организации по поиску и внедрению научного продукта. Одновременно необходимо совершенствовать законодательную базу, позволяющую стимулировать инновационную деятельность, повышать спрос на научную продукцию. Формирование рынка научной продукции позволит в условиях ограниченных финансовых средств повысить эффективность их вложения в научные разработки, а также стимулировать развитие венчурного финансирования.