Региональная экономика в системе наук
Место изложенных выше научных дисциплин в общей системе экономических и географических наук выглядит следующим образом (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Схема взаимодействия экономических и географических наук
Как видно из схемы, размещение производительных сил оказывается смежным направлением в системах экономических и географических наук. Это связано с тем, что размещение производительных сил может стать объектом как одной, так и другой системы наук.
Следует отметить, что роль региональной экономики в подготовке специалистов-экономистов растет. Это подтверждается на примере Всероссийского заочного финансово-экономического института (ВЗФЭИ). Долгое время будущие экономисты, знакомясь с особенностями пространственных соотношений между производительными силами и производственными отношениями, слушали лекции по экономической географии. Затем вместо нее был введен курс «Размещение производительных сил». С 1994/95 учебного года началось преподавание «Региональной экономики», хотя новая программа во многом сохраняет элементы предшествующего курса лекций с превалированием экономико-географических подходов1.
Хочется подчеркнуть, что это не формальные изменения. Они отражают по крайней мере два актуальных требования: во-первых, стремление к более глубокой экономической подготовке будущих специалистов и, во-вторых, приближение, «привязку» будущих специалистов к регионам, к их нуждам и проблемам.
В условиях перехода к рыночной экономике перед региональной наукой возникают специфические задачи, которые невозможно воспринять без априорного признания важнейшей роли воспроизводственного процесса в рыночной экономике. С учетом этого основные проблемы и направления исследований региональной экономики на современном этапе могут быть выражены следующим образом:
■ региональные и межрегиональные закономерности, формы выражения и особенности процесса расширенного воспроизводства; закономерности, принципы и факторы территориальной организации производства;
■ социально-экономические условия и факторы воспроизводства в регионах; уровень социально-экономического развития регионов и его выравнивание;
■ специализация, интеграция, комплексное развитие регионов и экономические связи между ними;
■ прогнозирование регионального хозяйства, схемы развития и размещения производительных сил регионов;
■ межсекторальные балансы на уровне регионов; трансформация межотраслевого баланса в межсекторальный; учет особенностей традиционной и рыночной концепций при разработке межсекторальных балансов регионов; повышение степени информационной обеспеченности регионов;
■ анализ экономической эффективности функционирования регионального хозяйственного комплекса; активизация деятельности по воспроизводству общественного продукта и повышение доходов макроэкономических субъектов региона как способы повышения вклада региона в общенациональную экономику.
В условиях Российской Федерации понятие «регион» требует дифференциации и уточнения. Под этим понятием подчас понимаются и крупные экономические районы, и субъекты Российской Федерации. Но ведь субъекты сами по себе неоднородны. В их составе ¾ республики (большинство из которых приняли декларации о государственном суверенитете), края, области, города федерального подчинения, автономные образования, состоящие из одной автономной области и десяти автономных округов. Может ли понятие «регион», каким бы емким оно ни было, собрать воедино такую пестроту? На наш взгляд, нет. Следовательно, в Российской Федерации термин «региональная экономика» на практике может относиться или к экономике субъекта федерации, или к экономике крупного экономического района.
Субъекты федерации для анализа и прогнозирования ценны тем, что являются адресным звеном, т. е. имеют свои органы управления. Однако они неудобны с точки зрения целей долгосрочной стратегии, так как некоторые из них имеют относительно малую по площади территорию (Белгородская, Владимирская, Ивановская, Калининградская, Курская, Липецкая, Орловская, Тульская области, например, имеют площадь менее 30 тыс. кв. км каждая) или слишком слабо заселены (Калининградская, Камчатская, Костромская, Магаданская, Новгородская, Орловская, Псковская, Сахалинская области, например, имеют население меньше 1 млн. чел. каждая).
Крупные экономические районы, наоборот, весьма удобны для целей долгосрочного прогнозирования, но не располагают органами государственного регулирования. Приходится констатировать, что функции крупных экономических районов в настоящее время подменены федеральными округами, формирование которых преследовало цели администрирования, а не научного прогнозирования. Статистическая информация в региональном разрезе также большей частью приспособлена к федеральным округам.
Республики в этом смысле занимают особое положение. По нашему мнению, механическое включение той или иной республики в состав какого-либо крупного экономического района вряд ли оправданно. Действительно, даже в советское время Молдавская ССР, например, не была частью подобного экономического образования. Союзные министерства и ведомства, сначала стремившиеся к достижению этой цели, впоследствии признали существовавшее положение дел. Республики-государства в составе Российской Федерации сегодня располагают не меньшими экономическими правами, нежели союзные республики во времена СССР. Деление же страны на крупные экономические районы осуществляется именно с целью экономического решения программ федерального уровня.
Рекомендация:
Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания
из набора объектов к текущему параграфу
1 Региональная экономика / под ред. Морозовой Т. Г. ¾ М.: Банки и биржи, 1998.