Квалификационная характеристика бакалавра по направлению «Экономика» и осваиваемые студентом компетенции в результате изучения дисциплины
А.Е. Яковлев, Н.В. Морозова, И.А. Васильева
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
Практикум
Чебоксары 2013
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Чувашский государственный университет
имени И.Н. Ульянова»
А.Е. Яковлев, Н.В. Морозова, И.А. Васильева
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
Практикум
Чебоксары 2013
УДК 332+338.242:332.1
ББК У040+У050.14
Яковлев А.Е., Морозова Н.В., ВасильеваИ.А.
Региональнаяэкономика и управление: практикум / А.Е. Яковлев, Н.В. Морозова, И.А. Васильева. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2013. 156 с.
Составлен в соответствии с утвержденным учебным планом и нормативными документами Министерства образования и науки РФ. Содержит тематику практических и семинарских занятий, задания для самостоятельной работы, а также методические указания и литературу ко всем видам учебной работы студента.
Для студентов 2 курса бакалавриата по направлению «Экономика» для профилей: Экономика предприятий и организаций; Финансы и кредит; Бухгалтерский учет, анализ и аудит, Мировая экономика.
Работа подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 13-12-21011)
Утверждено Учебно-методическим советом университета
Ответственный редактор д-р экон. наук А.Е. Яковлев
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ К МЕТОДИЧЕСКОМУ
ОБЕСПЕЧЕНИЮ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
Предисловие
Квалификационная характеристика бакалавра по направлению «Экономика» и осваиваемые студентом компетенции в результате изучения дисциплины
Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта область профессиональной деятельности бакалавров включает: экономические, финансовые, маркетинговые, производственно-экономические и аналитические службы организаций различных отраслей, сфер и форм собственности, финансовые, кредитные и страховые учреждения, органы государственной и муниципальной власти, академические и ведомственные научно-исследовательские организации, общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования.
Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются поведение хозяйствующих агентов, их затраты и результаты, функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные процессы.
В результате изучения дисциплины «Региональная экономика и предпринимательства» студент должен овладеть следующими компетенциями:
- общекультурными (ОК):
владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
уметь анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
- профессиональными (ПК):
расчетно-экономическая деятельность:
уметь собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
уметь на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитывать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);
аналитическая, научно-исследовательская деятельность:
уметь осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
уметь выбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);
уметь анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);
уметь, используя отечественные и зарубежные источники информации, собирать необходимые данные анализировать их и готовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);
организационно-управленческая деятельность:
уметь организовывать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);
уметь критически оценивать предлагаемые варианты управленческих решений и разрабатывать и обосновывать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13);
педагогическая деятельность:
уметь преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14);
уметь принимать участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-15).
Назначение, роль и место курса в профессиональной образовательной программе:
Дисциплина «Региональная экономика и управление» входит в цикл общепрофессиональных дисциплин в вариативную часть (Б3.В.ОД.2) и является важной составной частью фундаментальной подготовки бакалавров по направлению 080100.62 – Экономика.
Знания, получаемые студентами в процессе освоения программы данного учебного курса, всегда являлись традиционно обязательными для фундаментальной подготовки экономиста широкого профиля, так как почти любое экономическое исследование или хозяйственное решение могут быть полноценными лишь в том случае, если будут учтены региональные (пространственные) особенности развития России. А в настоящее время необходимость в информации и прогнозах территориального характера возникает практически повсеместно. Это и определяет важное место учебного курса «Региональная экономика и управление» в системе экономических наук.
Программа предполагает углубленное изучение на продвинутом уровне таких специальных разделов, как теория пространственного и регионального развития, теория размещения, государственная региональная политика, региональная статистика, региональная демография и занятость населения, региональное производство и инфраструктура, финансы регионов, инвестиционная деятельность регионов, внешнеэкономическая деятельность регионов, региональное планирование, прогнозирование и программирование, региональное и муниципальное управление, проблемные регионы России и мира.
Цель курса– изучение теоретических основ региональной экономики, взаимосвязей показателей и понятий, характеризующих место регионального подхода в исследовании экономических проблем, взглядов представителей различных экономических школ на проблемы рационального использования территорий, роли и места экономической политики в рациональной организации экономического пространства, подходов по регулированию региональной экономики, включая меры как прямого административного воздействия на размещение производительных сил, так и косвенного воздействия на протекающие в регионе процессы.
Дисциплина «Региональная экономика и управление» изучает экономику страны в целом, но с учетом межрегиональных связей, развития экономики каждого отдельно взятого региона в его таксономической зависимости, региональную структуру, политику, объективные предпосылки экономического развития (географическое положение, природный, ресурсный, демографический и производственный потенциал), размещение производительных сил, градостроительство, финансово-бюджетную систему, механизм функционирования и управления, инновационную и инвестиционную стратегии, социальное развитие в условиях рационального природопользования и сохранения окружающей среды.
Тематика курса предполагает дать студентам целостное представление о типологии регионов, об общих проблемах регионов, об исследовании закономерностей, принципов всех элементов производительных сил и социальной инфраструктуры в территориальном аспекте; об анализе, прогнозировании и обосновании направлений размещения производительных сил с учетом общей стратегии социально-экономического развития и экологических требований; о межрегиональных экономических связях, а также об управлении развитием территорий.
Задачи курса:
- выработка представления об особенностях территориальной организации производительных сил России, специализации, ресурсной базе, особенностях расселения и составе населения регионов;
- изучение вопросов формирования и функционирования социально-экономического комплекса региона;
- рассмотрение вопросов регионального управления (политического, экономического, социального, экологического и т. д.) в условиях федерализма;
- исследование проблем взаимосвязи региональной экономики и региональной политики;
- анализ совокупности действий главных сил, действующих в регионах: политических партий, групп, профсоюзов, видных общественных и политических деятелей, различных региональных и внерегиональных органов и институтов.
- систематическое осмысление региональной действительности как на уровне анализа конкретных событий, так и на уровне теоретического обобщения.
- выбор инструментария, системы, методов, шкалы, типологии оценки явлений и процессов, связанных с региональными социально-экономическими проблемами, региональными структурами (теории взаимодействия и теории типов взаимодействия), противоречиями (этническими, межрегиональными, социально-экономическими и др.);
- предметное изучение конкретных составляющих регионального процесса;
- анализ экономического потенциала регионов, проблем регионального развития;
- использование теоретических моделей организации экономической и социальной сфер деятельности на территории.