Опыт управления инновационным развитием региона в странах с развитой рыночной экономикой

В настоящее время во многих зарубежных странах растет децентрализация государственного управления, его регионализация. Важнейшим элементом организации управления при этом являются отношения "центр-регион", в основе которых лежит научно-методологическая база теории фискального федерализма, которая базируется на двух основополагающих принципах – субсидиарности, предполагающего принятие решений наиболее компетентной инстанцией, и принципе фискальной эквивалентности, направленного на эффектное использование общественных ресурсов (налоговых поступлений), за счет увязки интересов тех, кто использует эти ресурсы, и тех, кто принимает соответствующие решения. Таким образом, между центральным правительством и регионами возникают экономические отношения, которые в наиболее концентрированном виде отражаются в разделении полномочий в экономической сфере между правительством и региональными властями, в организации бюджетной системы, а также в государственной региональной экономической политике.[27]

При этом ключевыми ограничивающими факторами управления инновационным развитием, например в Японии, являются ограниченность территории и природных ресурсов, необходимость гармонизации природы и деятельности людей, требование создания адекватных условий для существования и деятельности людей в различных частях страны и комплексное использование национальной территории. На сегодняшний день в Японии, государственные расходы на НИОКР увеличились до 3,5% ВВП[28] и используются в основном на фундаментальные исследования и генерирование принципиально новых идей. Государственная политика Японии направлена на превращение страны из импортёра лицензий в их экспортёра. Основные этапы управления инновационным развитием в Японии представлены в таблице № 1.

Таблица № 1

Этапы управления инновационным развитием в Японии[29]

Период Основные направления Методы и инструменты
1960- 1970 гг. "План удвоения национального дохода на 1961 – 1970 гг.", принятый на общегосударственном уровне определил основные направления – сближение уровней социально-экономического развития районов страны (в первую очередь устранение различий между районами по размерам национального дохода на душу населения) путем рационального использования национальных ресурсов и надлежащего распределения рабочей силы, капитала, научно-технических ресурсов Финансовые трансферты регионам с размером национального дохода на душу населения ниже среднего по стране, выделение "точек роста" и создание на их основе специальных промышленных зон, основу которых составляли отрасли тяжелой и химической промышленности и соответствующие инфраструктурные объекты с созданием новых рабочих мест
1970- 1980 гг. Перенаселенность городов, рост цен, загрязнение природной среды промышленными отходами, упадок сельских районов и нарастание диспропорций в развитии привели к отказу от сосредоточения населения в больших городах и определили направление силы нации на развитие всей территории Японии Равномерное размещение промышленных объектов и инвестирования инфраструктурных объектов, в том числе социальных
1980- 1990 гг. Концепция регионального развития на базе высокотехнологических комплексов определила два основных направления – "поляризованное развитие" и "местные сообщества", при активном участии местных предпринимателей и населения, с учетом природно-географических и социально-экономических особенностей Создание и реализация региональными органами власти самостоятельных в вопросах выбора набора отраслей проектов с учетом социальной направленности, косвенные методы государственной финансовой поддержки (кредитные и налоговые льготы)
1990- 2000 гг. Рассредоточение функций центральных органов власти (причем не только производственных, но и исследовательских, коммуникационных, управленческих, культурных) по различным "полярным" регионам страны разработка самостоятельной научно-технической стратегии для регионов Оживление регионов через местные сообщества, внутри- и межрегиональное взаимодействие


Отличительной чертой японского опыта является усиление региональной составляющей, регионы получили большую самостоятельность, в том числе и в планировании конкретных программ развития, предусматривающих: обеспечение "качественного экономического роста", профилирующими параметрами которого являются приумножение реального благосостояния, сохранение и наращивание природного и человеческого капитала, увеличение информационного и интеллектуального общественного продукта; широкое использование экономических регулятивных инструментов в сферах ценообразования, налогообложения, внешней торговли и т.д.; обеспечение справедливых прав на пользование общим природным достоянием человечества на основе международных соглашений; первоочередной учет роли человеческого капитала, т.е. знаний и опыта, а также состояния здоровья и уровня жизни населения.[30]

Через региональную политику государственное воздействие направляется на повышение деловой активности населения путем создания благоприятной среды для разнообразных видов предпринимательской деятельности, улучшения общего "имиджа" региона. Следствием этого является рост доходов населения и общего уровня жизни в ранее проблемных регионах.

Анализ деятельности в странах Европейского союза (далее – ЕС) выявляет определенные сходства элементов управления развитием регионов, при сохранении значительных национальных свойств, особенности которых показаны в таблице № 2. ЕС использует систему бюджетно-финансового выравнивания при усилении стимулирующей функции инновационного развития.

Таблица № 2

Наши рекомендации