Экологическая безопасность регионов Украины

Современный уровень развития производительных сил в пределах эколого-социально-экономических систем регионов способствует усилению противоречия между степенью удовлетворения потребностей населения и природной состоятельностью в достижении необходимых темпов экономического роста. Следствием данного процесса является комплекс экологических проблем, решение которых возможно лишь на основе создания научно-обоснованной стратегии эколого-экономически сбалансированного, устойчивого развития, одним из направлений которого выступает достижение экологической безопасности регионального развития.

Детальный анализ безопасности эколого-социально-экономических систем регионов подтверждает, что это свойство гарантировано в ситуации, когда уровень дестабилизирующих факторов не превышает определенных регуляторных возможностей системы, а механизм управления находится в состоянии, адекватном возможному целевому использованию необходимых ресурсов. Ввиду этого, следует особое внимание уделить категории «экологическая безопасность» (ЭБ), как одной из разновидностей в системе национальной безопасности. Согласно Закону Украины «Об охране окружающей природной

Экологическая безопасность регионов Украины - student2.ru среды», экологическая безопасность - состояние окружающей среды, обеспечивающее предотвращение ухудшения экологической ситуации и возникновения опасных ситуаций для здоровья населения [31].

Наиболее полное и обоснованное, на наш взгляд, определение анализируемой категории дано В. А. Боковым и А. В. Лущиком, согласно которому экологическая безопасность- «состояние системы «природа-население-хозяйство», которое обеспечивает сбалансированное взаимодействие природных, технологических и социальных систем, формирование природно-культурной среды, отвечающей санитарно-гигиеническим, эстетическим и материальным потребностям населения при сохранении экологического потенциала природных систем» [9, с. 14].

Исходя из вышеизложенного, экологическую безопасность следует рассматривать как состояние защищенности личности, общества, государства от неблагополучного влияния окружающей среды, обусловленного природными (биотическими и абиотическими) и антропогенными факторами. Кроме того, ЭБ является составляющей национальной безопасности и предполагает определенное состояние производительных сил и нормативно-правовых отношений, способное обеспечить устойчи­вое воспроизводство природно-ресурсного потенциала.

Анализ существующих подходов к исследованию эколо­гической безопасности позволяет определить основные характеристики данной категории, а именно:

- антропогенное происхождение, которое предполагает
существование в эколого-социально-экономической системе
региона определенного для человека свойства - безопасности, и
намерения социума иметь это благо на соответствующем уровне;

- системность, ориентированную на существование в эколого-
социально-экономической системе наряду с техногенно-
экологической безопасностью и других благ - разновидностей
безопасности (социальной, экономической, демографической,
военной, информационной). Все они корреспондируются друге
другом и связаны между собой необходимостью использования
различных видов ресурсов, поддерживающих конкретные виды
безопасности. Это свойство экологической безопасности следует
рассматривать в контексте системы национальной безопасности,
так как при ограниченных ресурсах увеличение одного вида
безопасности ведет к уменьшению уровня безопасности других

видов;

- продолжительность, которая предполагает способность эколого-социально-экономической системы поддерживать на протяжении необходимого периода времени необходимый уровень безопасности определенного вида, используя для этого все необходимые ресурсы региона - как те, что использовались первоначально для поддержания того или иного вида безопасности, так и те, что могут использоваться для поддержки других видов безопасности;

- иерархичность, которая определяет структурированность системы на соответствующие подсистемы (компоненты), которые формируются на основе взаимодействия различных видов подсистем - технологической, экологической, социальной, экономической;

- структурную стойкость, которая способствует возникновению эколого-экономического ущерба окружающей природной среде, а также предупреждению экологических проблем и, как следствие, -принятию мер по достижению качества окружающей среды;

- масштаб распространения, характеризующий обстановку в локальной, региональной и глобальной территориальных подсистемах;

- обязательное обеспечение природного равновесия и наличия экологических благ как в пределах регионов, так и государства в целом;

- управляемость. Эффективное управление экологической безопасностью эколого-социально-экономических систем требует, на наш взгляд, определенного методологического переосмысления, так как любая ее разновидность мало чего стоит в практическом смысле без системы управления.

Системный анализ концептуальных аспектов обеспечения экологической безопасности территории позволяет выделить следующие ее виды [6]:

- техногенную экологическую безопасность, - предполага­ющую снижение риска загрязнений, вследствие деятельности промышленных предприятий;

- безопасность, - предупреждающую появление потенциально возможных чрезвычайных ситуаций, обусловленных антропогенной деятельностью;

- безопасность возникновения чрезвычайных ситуаций
природного происхождения, - основанную на возникновении

геофизических, геологических, гидрологических опасных явлений;

- безопасность, - возникающую в результате смены
образа жизни человека.

Проблемы обеспечения экологической безопасности в Украине уже несколько лет находятся на повестке дня научно-практических изысканий в связи с формированием национальной модели устойчивого развития. Переход к устойчивому развитию тесно связан с определенным методологическим ориентиром в сфере экологической безопасности - с формированием экологической парадигмы перспективного развития Украины. Причем, особенности формирования политики природо­пользования и экологической безопасности связаны со специфическим переходным состоянием (трансформацией) экономики Украины, которая, в отличие от государств Центральной и Восточной Европы, длится довольно долго. Целенаправленная экологическая политика государства, которая базируется на идеальной теоретической модели взаимоотношений экономики и окружающей среды в условиях достигнутого уровня развития производительных сил, призвана обеспечить оптимальную жизнедеятельность и воспроизводство населения. Рационализация природопользования выступает одним из направлений реализации политики обеспечения экологической безопасности государства. Однако этот процесс сопровождается возникновением целого спектра проблем, связанных с влиянием различных факторов как внутригосударственного, так и внешнего воздействия.

Так, среди факторов, лимитирующих достижение экологической безопасности в Украине, можно выделить:

- высокий общий уровень антропогенной нагрузки на терри­торию. Согласно исследованиям специалистов Совета по изучению производительных сил НАНУ, уровень техногенной нагрузки на окружающую среду в Украине превышает аналогичный показатель развитых государств более чем в 5 раз [51;

- загрязнение окружающей среды, которое наблюдается по всем компонентам природного комплекса. Так, только уровень загрязнения атмосферы в Украине превышает ПДК в 18 крупнейших городах, среди которых: Кривой Рог, Мариуполь, Запорожье, Красный Луч, Горловка, Стаханов. Основными

источниками загрязнения атмосферного воздуха выступают предприятия металлургии (36%) и энергетики (32%). Отмечается превышение санитарных норм среднегодовой концентрации в воздушной среде: формальдегида - в 4 раза, фенола и аммиака - в 2 раза, диоксида азота - в 1,5 раза. Практически повсеместно наблюдается деградация почв и уменьшение площадей плодородных земель, увеличение доли эродированных земель на 80 тыс. гектар ежегодно [5]. Кроме того, наблюдается дефицит качественных водных ресурсов в результате превышения санитарных норм загрязнения поверхностных вод фенолами, соединениями азота, тяжелыми металлами, органическими веществами, особенно в бассейнах рек Северский Донец, Днестр, Дунай, Днепр, Тисменица. Огромной проблемой Украины является увеличение объемов промышленных и бытовых отходов, ежегодный прирост которых на единицу площади больше, нежели в США и государствах ЕС. По состоянию на 2005 год, накопленные твердые бытовые отходы в Украине составили более 25 млрд. т [5];

- нерациональность отраслевой структуры производства, в рамках которой значительную долю имеют экологически небезопасные и природозатратные отрасли (черная металлургия, химическая промышленность, тяжелое машиностроение, строительная индустрия);

- высокий уровень энергоемкости отраслей и отдельных производств в экономике Украины;

- неравномерность территориальной концентрации производства, которая проявляется в размещении в пределах одних и тех же регионов множества промышленных и сельскохозяйственных производств;

высокий уровень изношенности основных производственных фондов, который способствует усилению вероятности техногенных аварий со значительными негативными последствиями;

- низкий уровень развития национальной экономики;

- нерациональное использование природно-ресурсного потенциала регионов, в том числе - водных, земельных, лесных, рекреационных ресурсов. Так, увеличение антропогенного влияния на лесные насаждения сопровождается сокращением численности многих видов растений и животных, запасов

охотничьих и рыбных ресурсов. В результате техногенного воздействия лесные насаждения теряют экологическую и хозяйственную ценность, уменьшается их обеззараживающая функция;

- проблема доступа населения к качественным
рекреационным ресурсам;

- проблемы, обусловленные аварией на ЧАЭС, негативные
последствия которой не имеют аналогов [9].

Помимо факторов внутригосударственного влияния на процесс достижения экологической безопасности, существует и группа факторов внешнего проявления, к числу которых следует отнести:

- негативные тенденции международной специализации экономики Украины и ориентация на производство продукции экологически вредных и ресурсозатратных отраслей;

- трансграничное загрязнение атмосферы и внутренних вод регионов [11];

- общее (в том числе - технологическое) и структурное отставание Украины от государств-лидеров в системе мировой экономики, результатом которого выступает обострение внутренних экологических проблем;

- осуществление импорта в Украину недоброкачественной продукции, экологически вредных отходов производства.

Следует отметить также отсутствие единого подхода к решению проблемы обеспечения экологической безопасности, особенно в отношении механизма ее обеспечения [3].

Достижение ЭБ региональных систем требует, на наш взгляд, проведения системы мероприятий, направленных на поддержание динамического равновесия и стабильности взаимодействия природной и общественной составляющих в пределах эколого-социально-экономических систем регионов, обеспечения устойчивого развития государства, удовлетворения потребностей каждого индивида и общества в целом в природных ресурсах и качественных параметрах окружающей природной среды. В связи с этим, оптимизация функционирования эколого-социально-экономической системы региона, направленная на обеспечение ЭБ, предусматривает формирование национальной управленческой стратегии, основными принципами которой должны стать:

- принцип отказа от ведомственного подхода в процессе обеспечения экологической безопасности;

- принцип обязательности учета плотности населения, основных

фондов, а также экологической емкости территории;

- принцип прогнозируемости последствий экологических катастроф;

- принципы независимости и комплексности проводимых экологических экспертиз;

- принцип превентивное™ в принятии управленческих решений.

Реализация вышеуказанных принципов ЭБ в пределах территории является главной предпосылкой формирования качественно нового этапа общественного развития, определяемого степенью удовлетворения потребностей населения, в том числе -в безопасном существовании. Кроме того, эта деятельность предполагает проведение структурных изменений в экономике государства и нового подхода к использованию природных ресурсов, острый дефицит которых зачастую становится фактором, лимитирующим экономическое развитие.

Таким образом, на первом этапе формирования региональной стратегии обеспечения ЭБ необходимо решение экологических проблем, обусловленных нарушением ныне существующих норм природопользования. На втором этапе обязательна экологизация производства и минимизация ресурсопользования. На третьем этапе следует решить вопрос гармонизации экологических и демографических проблем.

Тактическим средством достижения ЭБ выступает система эколого-экономических инструментов, среди которых особую роль должны играть:

- плата за загрязнение окружающей природной среды.
Этот инструмент рационализации природопользования призван
компенсировать эколого-экономический ущерб, создаваемый
предприятиями и организациями в процессе их деятельности.
Платежи за загрязнение выступают средством наказания
предприятий-загрязнителей, а также средством реализации
принципа «загрязнитель платит». Современные нормативы
платы за загрязнение окружающей среды в Украине довольно
низкие, однако само их существование играет важную роль в
адаптации экономики к экологическим ограничениям, а также
в процессе изменения психологии поведения производителей.
Ввиду этого, платежи, с одной стороны, должны быть ощути­
мыми для предприятий с позиции мотивации их природо­
охранной деятельности, а, с другой стороны, должны стать
источником возмещения общественно допустимого эконо-

Экологическая безопасность регионов Украины - student2.ru мического ущерба, отвечающего нормативному загрязнению окружающей среды;

- плата за использование природных ресурсов. Плата за
право пользования природными ресурсами практически
предназначена для собственника данных природных ресурсов и
основана на изъятии абсолютной ренты и, в определенной степени,
является аналогом экологического налога;

- система экономического стимулирования природоохран­ной деятельности, которая способствует формированию эколого-целесообразного поведения производителя и потребителя. Стимулирование оптимального природопользования включает: налогообложение, субсидирование, льготное кредитование природоохранной деятельности, ускоренную амортизацию природоохранных фондов и другие мероприятия. Большинство мероприятий доказало свою экологическую эффективность во многих странах мира;

- экологизация ценообразования. Ценообразование должно учитывать уровень экологической безопасности продукции. Экологически чистая продукция имеет более низкую цену и является более предпочтительной для потребителя по сравнению с продукцией, производство которой связано с негативным влия­нием на окружающую среду;

- создание экологических фондов, главная цель которых состоит в централизованном финансировании природоохранных нужд, независимо от государственного бюджета. Эти фонды играют роль поддерживающей финансовой структуры, дополняющей государственные затраты на экологические цели. Среди основных задач экологических фондов- финансирование и кредитование программ и научно-технических проектов, направленных на улучшение качества окружающей среды и обеспечение экологической безопасности населения, мобилизация финансовых ресурсов на осуществление природоохранных мероприятий, внедрение экологически чистых технологий, содействие экологическому воспитанию и образованию;

- экологическое программирование. Экологические
программы представляют собой увязанные по ресурсам,
исполнителям и срокам комплексы мероприятий, направленные на
эффективное решение экологических проблем. В зависимости от
цели, реализация экологических программ осуществляется на
международном, национальном и региональном уровне;

- система «залог-возврат». Эта система является одним
из старых и проверенных экономических инструментов по
обеспечению экологической безопасности, и основана на
оплате покупателем дополнительной стоимости товара,
которая затем возвращается к нему обратно (возврат пустых
бутылок, возврат израсходованных электрических батареек,
различного рода пластиковых контейнеров). Данный
инструмент позволяет снизить поступление отходов в
окружающую среду, в том числе и токсичных, сберечь
значительные средства и ресурсы за счет утилизации;

- экологическое страхование, которое выступает
экономическим инструментом предотвращения или смягчения
последствий аварий, технологических сбоев или стихийных бед­
ствий, приводящих к загрязнению окружающей среды.

Экологическая безопасность регионов Украины - student2.ru

Рис. 3. 2. Структурно-логическая модель управления экологической безопасностью региона

Деятельность страховых компаний позволяет компенсировать убытки, экономически стимулировать предотвращение аварий за счет увеличения противоаварийных затрат со стороны страховой компании.

На наш взгляд, все вышеуказанные аспекты являются составляющим концепции управления экологической безопасностью региона, структурно-логическая модель которой представлена на рисунке 3.2.

Для государств, которые находятся в процессе социально-экономических трансформаций, к числу которых относится и Украина, реализация основных принципов экологической безопасности выступает основной составляющей достижения национальной безопасности. Система обеспечения экологической безопасности должна быть направлена на административное и экономическое регулирование в области обеспечения экологической безопасности, что является обязательным условием реализации мбдели устойчивого развития - глобальной цели современного общественного развития.

Контрольные вопросы:

1. В чем сущность понятия «экологическая безопасность»?

2. Какие существуют разновидности экологической

безопасности?

3. Каковы особенности дифференциации регионов Украины по степени экологической безопасности?

4. В чем сущность факторов, лимитирующих достижение экологической безопасности регионов Украины?

5. Какие существуют инструменты достижения экологической безопасности региона?

Наши рекомендации