Общественный выбор и побочные эффекты экономической деятельности

Растущее влияние государства. Главными инструментами воздействия государства на экономическую активность являются налоги, которые, сокращая частное потребление или инвес­тиции, высвобождают ресурсы для общественных целей. К ним относятся и налоги, поощряющие либо затрудняющие некото­рые виды экономической деятельности; расходы, которые побуждают фирмы или их работников производить определенные товары и услуги. Эти расходы включают также трансферты (на­пример, социальное обеспечение); правила, по которым осу­ществляется экономическая деятельность.

Расходы и налоги. В период до начала первой мировой войны расходы федерального и местных бюджетов, а также бюджетов штатов составляли менее 1/10 национального дохода. Во время второй мировой войны правительство потребляло почти половину совокупного объема производства. Ежегодные государственные затраты на всех уровнях в США выросли с 3 млрд. долл. в 1913 г. до 1400 млрд. долл. в середине 80-х годов.

Ныне указанные расходы составляют в США более 30% ВНП, в ФРГ, Великобритании и Франции — около 50%, а в Швеции — более 60%. Страны слабого экономического развития имеют значительно меньшую долю расходов, о которых идет речь, в ВНП, например, Парагвай — 6—8%, Филиппины и Колумбия — 10%.

Усиление государственного контроля и регулирования. Наряду с быстрым ростом расходов и налогов широкое распространение получили регулирующие экономическую деятельность законы и правила. С конца XIX в. власть государства все более укреплялась, стала использоваться для охраны общественных интересов и экономической системы в целом. Появились антитрестовские законы, правила банковской деятельности, экономическое регулирование целого ряда отраслей, например транспорта, а также расходования электроэнергии, топлива, пользования телефоном и т.п. Это сопровождалось расширением социального регулирования, особенно в 70-е годы. Были введены законы о минимуме зарплаты, об обязательных коллективных договорах, а также страхование рабочих от несчастных случаев, пенсии по возрасту, правительственные субсидии на малоиму­щих, регулирование условий труда на предприятиях. Природа капитализма изменилась: частная собственность становится все




менее частной, а свободные предприятия становятся все менее свободными.

(Реферат учебника П. Самуэльсона и В. Нордхауса “Экономикс” // Экономические науки. 1990. № 1, 4, 7, 8, 9, 10)

КЭМПБЕЛЛ МАККОННЕЛЛ, СТЭНЛИ БРЮ

Кэмпбелл Р. Макконнелл — профессор экономики университета штата Небраска в США (г. Линкольн). Он специализируется и имеет печатные работы в области экономики труда и экономичес­кого образования. В 1960 г. впервые выпустил учебник “Экономикс”, после чего подготовил еще девять изданий этой книги. Его учебник переведен на многие языки и используется в колледжах Европы, Аме­рики, Азии, Африки и Австралии. Среди учебников ему нет равных по тиражу.

Одиннадцатое издание “Экономикс” К. Макконнелл написал вмес­те со Стэнли Л. Брю — профессором экономики в Тихоокеанском Лю­теранском университете (штат Вашингтон, г. Такома). С. Брю чи­тает курсы экономике, экономики труда и истории экономических учений.

Ниже приведены, фрагменты и важные положения из русского перевода 11-го издания указанного учебника, которые развивают и дополняют изложенные ранее экономические взгляды по актуальным проблемам современности.

ЭКОНОМИКС

Предисловие к русскому изданию

В 70-х и 80-х годах Советский Союз столкнулся с проблемой заметного сокращения высоких темпов экономического роста, которыми отличалась советская экономика два десятилетии после окончания второй мировой войны. Причин такого сниже­ния темпов роста много. Например, велико было военное бремя Советского Союза, лишавшее гражданский сектор его экономи­ки управленческих, научных и инженерных кадров. Далее, ис­тощение высококачественных и наиболее доступных естествен­ных ресурсов вело к их постоянному удорожанию. Кроме того, сочетание высокой доли работников, выходящих на пенсию, с низким уровнем рождаемости вызвало замедление роста числен­ности рабочей силы, причем эта тенденция сохранится в обо­зримом будущем. И последнее, быть может самое важное: созданные в сталинскую эру механизмы централизованного пла­нирования устарели и стали неэффективными. Хотя сталинистская модель действовала успешно в обеспечении быстрой индустриализации

страны, она оказалась невосприимчивой к новым требованиям более зрелой и более сложной экономики.

Проблемы советской экономики проявились также и в ее ка­чественных характеристиках. По меркам наиболее индустри­ально развитых стран технология производства и технический Уровень капитального оборудования в Советском Союзе счита­ются устаревшими. В свою очередь экономические показатели Советских предприятий носили преимущественно количественный характер, в результате чего качеству продукции придава­лось второстепенное значение. Советская система не сумела обеспечить потребителям некогда обещанного изобилия.

В идеале необходима такая система, при которой цены точно отражают относительную редкость как ресурсов, так и готовой продукции, т.е. подлинные общественные издержки на них. Особенно важно отметить, что данная система включает показатель экономической эффективности (а именно показатель прибылей и убытков), который охватывает качество продукции, эффективность производства и соответствие объема производст­ва общественным потребностям. Конкурентная ценовая систе­ма[1] может служить высокоэффективным механизмом обеспече­ния рационального распределения редких ресурсов. Такая система создает также благоприятную экономическую среду для технического прогресса. Возможно, именно своим анализом функционирования конкурентной ценовой системы наша книга “Экономикс” в русском переводе может представить большой интерес для советских студентов и ученых, которые овладевают новым мышлением. Мы полагаем также, что преобразование со­ветской ценовой системы окажется наиболее трудным элемен­том перестройки.

Хотя высказанные выше соображения придают большое значение конкурентной ценовой системе, следует недвусмысленно подчеркнуть, что не существует экономической системы без слабостей и недостатков. Например, читатели этого труда обна­ружат, что ценовая система не распространяется на обществен­ные, или социальные, блага; оценка последних входит в ком­петенцию правительства. Более того, ограничение конкуренции существование издержек и выгод, не учитываемых рынком, снижают эффективность системы распределения ресурсов. В

свою очередь, распределение доходов, диктуемое ценовой системой, может вступить в противоречие с принятыми в обществе принципами справедливости. Наконец, неустойчивость рыночной системы, сказывающаяся на объеме совокупного продукта, занятости и уровне цен, представляет собой вечную проблему, Читатели обнаружат, что эта книга содержит как характеристику ценовой системы, так и обзор трудных проблем, связанных с рыночной экономикой. И централизованно планируемая экономика, и свободная рыночная экономика неизбежно представляют собой несовершенные институты, которым одновременно свойственны преимущества и недостатки. Еще три десятка лет тому назад Роберт Дал и Чарлз Линдблом пророчески отмечали: “Для мыслящих людей становится все труднее признавать обоснованными альтернативы, усматриваемые в традиционном выборе между социализмом и капитализмом, планированием и свободным рынком, регулированием и свободной конкуренцией, поскольку оказывается, что действительный выбор не столь прост и не столь бесспорен”.

Цель состоит в том, чтобы добиться такого сочетания капи­тализма и социализма, которое обеспечит жизнеспособность и надлежащую эффективность экономике данной страны в рамках ее историко-культурных традиций.

Наши рекомендации