Общественный выбор и побочные эффекты экономической деятельности
Растущее влияние государства. Главными инструментами воздействия государства на экономическую активность являются налоги, которые, сокращая частное потребление или инвестиции, высвобождают ресурсы для общественных целей. К ним относятся и налоги, поощряющие либо затрудняющие некоторые виды экономической деятельности; расходы, которые побуждают фирмы или их работников производить определенные товары и услуги. Эти расходы включают также трансферты (например, социальное обеспечение); правила, по которым осуществляется экономическая деятельность.
Расходы и налоги. В период до начала первой мировой войны расходы федерального и местных бюджетов, а также бюджетов штатов составляли менее 1/10 национального дохода. Во время второй мировой войны правительство потребляло почти половину совокупного объема производства. Ежегодные государственные затраты на всех уровнях в США выросли с 3 млрд. долл. в 1913 г. до 1400 млрд. долл. в середине 80-х годов.
Ныне указанные расходы составляют в США более 30% ВНП, в ФРГ, Великобритании и Франции — около 50%, а в Швеции — более 60%. Страны слабого экономического развития имеют значительно меньшую долю расходов, о которых идет речь, в ВНП, например, Парагвай — 6—8%, Филиппины и Колумбия — 10%.
Усиление государственного контроля и регулирования. Наряду с быстрым ростом расходов и налогов широкое распространение получили регулирующие экономическую деятельность законы и правила. С конца XIX в. власть государства все более укреплялась, стала использоваться для охраны общественных интересов и экономической системы в целом. Появились антитрестовские законы, правила банковской деятельности, экономическое регулирование целого ряда отраслей, например транспорта, а также расходования электроэнергии, топлива, пользования телефоном и т.п. Это сопровождалось расширением социального регулирования, особенно в 70-е годы. Были введены законы о минимуме зарплаты, об обязательных коллективных договорах, а также страхование рабочих от несчастных случаев, пенсии по возрасту, правительственные субсидии на малоимущих, регулирование условий труда на предприятиях. Природа капитализма изменилась: частная собственность становится все
менее частной, а свободные предприятия становятся все менее свободными.
(Реферат учебника П. Самуэльсона и В. Нордхауса “Экономикс” // Экономические науки. 1990. № 1, 4, 7, 8, 9, 10)
КЭМПБЕЛЛ МАККОННЕЛЛ, СТЭНЛИ БРЮ
Кэмпбелл Р. Макконнелл — профессор экономики университета штата Небраска в США (г. Линкольн). Он специализируется и имеет печатные работы в области экономики труда и экономического образования. В 1960 г. впервые выпустил учебник “Экономикс”, после чего подготовил еще девять изданий этой книги. Его учебник переведен на многие языки и используется в колледжах Европы, Америки, Азии, Африки и Австралии. Среди учебников ему нет равных по тиражу.
Одиннадцатое издание “Экономикс” К. Макконнелл написал вместе со Стэнли Л. Брю — профессором экономики в Тихоокеанском Лютеранском университете (штат Вашингтон, г. Такома). С. Брю читает курсы экономике, экономики труда и истории экономических учений.
Ниже приведены, фрагменты и важные положения из русского перевода 11-го издания указанного учебника, которые развивают и дополняют изложенные ранее экономические взгляды по актуальным проблемам современности.
ЭКОНОМИКС
Предисловие к русскому изданию
В 70-х и 80-х годах Советский Союз столкнулся с проблемой заметного сокращения высоких темпов экономического роста, которыми отличалась советская экономика два десятилетии после окончания второй мировой войны. Причин такого снижения темпов роста много. Например, велико было военное бремя Советского Союза, лишавшее гражданский сектор его экономики управленческих, научных и инженерных кадров. Далее, истощение высококачественных и наиболее доступных естественных ресурсов вело к их постоянному удорожанию. Кроме того, сочетание высокой доли работников, выходящих на пенсию, с низким уровнем рождаемости вызвало замедление роста численности рабочей силы, причем эта тенденция сохранится в обозримом будущем. И последнее, быть может самое важное: созданные в сталинскую эру механизмы централизованного планирования устарели и стали неэффективными. Хотя сталинистская модель действовала успешно в обеспечении быстрой индустриализации
страны, она оказалась невосприимчивой к новым требованиям более зрелой и более сложной экономики.
Проблемы советской экономики проявились также и в ее качественных характеристиках. По меркам наиболее индустриально развитых стран технология производства и технический Уровень капитального оборудования в Советском Союзе считаются устаревшими. В свою очередь экономические показатели Советских предприятий носили преимущественно количественный характер, в результате чего качеству продукции придавалось второстепенное значение. Советская система не сумела обеспечить потребителям некогда обещанного изобилия.
В идеале необходима такая система, при которой цены точно отражают относительную редкость как ресурсов, так и готовой продукции, т.е. подлинные общественные издержки на них. Особенно важно отметить, что данная система включает показатель экономической эффективности (а именно показатель прибылей и убытков), который охватывает качество продукции, эффективность производства и соответствие объема производства общественным потребностям. Конкурентная ценовая система[1] может служить высокоэффективным механизмом обеспечения рационального распределения редких ресурсов. Такая система создает также благоприятную экономическую среду для технического прогресса. Возможно, именно своим анализом функционирования конкурентной ценовой системы наша книга “Экономикс” в русском переводе может представить большой интерес для советских студентов и ученых, которые овладевают новым мышлением. Мы полагаем также, что преобразование советской ценовой системы окажется наиболее трудным элементом перестройки.
Хотя высказанные выше соображения придают большое значение конкурентной ценовой системе, следует недвусмысленно подчеркнуть, что не существует экономической системы без слабостей и недостатков. Например, читатели этого труда обнаружат, что ценовая система не распространяется на общественные, или социальные, блага; оценка последних входит в компетенцию правительства. Более того, ограничение конкуренции существование издержек и выгод, не учитываемых рынком, снижают эффективность системы распределения ресурсов. В
свою очередь, распределение доходов, диктуемое ценовой системой, может вступить в противоречие с принятыми в обществе принципами справедливости. Наконец, неустойчивость рыночной системы, сказывающаяся на объеме совокупного продукта, занятости и уровне цен, представляет собой вечную проблему, Читатели обнаружат, что эта книга содержит как характеристику ценовой системы, так и обзор трудных проблем, связанных с рыночной экономикой. И централизованно планируемая экономика, и свободная рыночная экономика неизбежно представляют собой несовершенные институты, которым одновременно свойственны преимущества и недостатки. Еще три десятка лет тому назад Роберт Дал и Чарлз Линдблом пророчески отмечали: “Для мыслящих людей становится все труднее признавать обоснованными альтернативы, усматриваемые в традиционном выборе между социализмом и капитализмом, планированием и свободным рынком, регулированием и свободной конкуренцией, поскольку оказывается, что действительный выбор не столь прост и не столь бесспорен”.
Цель состоит в том, чтобы добиться такого сочетания капитализма и социализма, которое обеспечит жизнеспособность и надлежащую эффективность экономике данной страны в рамках ее историко-культурных традиций.