Вопрос 21. 21. Сравнительная эффективность денежно-кредитной и фискальной политики в краткосрочном периоде (монетаристский подход)
С точки зрения монетаристов в период пика деловой активности следует использовать рестрикционную ДКП для сдерживания инфляции. Но в условиях экономического спада экспансионистская ДКП будет более результатной, чем фискальная. Аргументы:
1.ФП дискриционная имеет очень большие внутренние лаги, которых нет у ДКП. Внутренний лаг – интервал времени между наступлением экономического события, требующего политических мер, и реакцией политической системы на это событие, т.е. между принятием этим мер. В результате продолжительных внутренних лагов политические решения могут быть приняты, а вступить в действие тогда, когда экономическая ситуация изменилась. Это может привести к нежелательным последствиям.
Отсутствие лагов характерно для автоматической ФП (т.е. политика со встроенными стабилизаторами – пропорциональная или прогрессивная система налогообложения, пособия по безработице). Не нужно принятие специальных политических решений, чтобы она заработала. Но автоматическая политика сама достаточно слабая и неспособна полностью сдержать экономический спад, если он наступает.
2.с точки зрения монетаристов трансмиссионный механизм включает в себя не только косвенное воздействие через изменения на денежном рынке, но и прямое воздействие на элементы AD (C и I), поэтому они считают, что лаги не столь продолжительны у ДКП.
3.с точки зрения монетаристов, которые принадлежат к неоклассической теории спроса на I, инвестиционный спрос эластичен, в то время как спрос на деньги малоэластичен. В этом случае: mДКП < mG,
4.благодаря тому, что трансмиссионный механизм включает в себя и прямое воздействие на AD (сдвиг IS) угроза инвестиционной или ликвидной ловушек не существует.
Монетаристы считают, что фискальная политика государства чаще неэффективна. Это связано с тем. что увеличение государственных расходов сопровождается выпуском и размещением новых, более доходных государственных облигаций, которые конкурируют на рынке ценных бумаг, вызывая падение курса акций и рыночной стоимости облигаций корпораций, а следовательно, уменьшение капитала фирм. Кроме того, в портфелях экономических субъектов увеличивается доля ценных бумаг, что вызывает уменьшение потребления и инвестиций частного сектора. Это. в свою очередь, приведет к сокращению темпов роста ВНП (НД). Если рост правительственных расходов сопровождается эмиссией денег, то в коротком промежутке времени это может привести к росту доходов (сначала номинальных, затем реальных), но в длительном периоде произойдет рост цен и процентных ставок, что вызовет сокращение ВНП и НД. Следовательно, фискальная политика оказывает временное и незначительное воздействие на уровень национального производства. Наоборот, денежно-кредитная политика, по мнению монетаристов, эффективна как в краткосрочный, так и в долгосрочный период и даже в период спада. Это связано с тем, что изменение предложения денег прямо и непосредственно влияет на реальный сектор, так как изменяется потребление. Люди чувствуют себя богаче и покупают дорогостоящие товары, недвижимость и т.п. Причем увеличивается потребление в кредит, так как он становится доступнее и дешевле. Предприятия, используя кредитные ресурсы, увеличивают инвестиции в производстве. Таким образом, происходит рост совокупного спроса и. как следствие, увеличение производства продукции. Денежно-кредитная политика в долгосрочный период также вызывает изменение совокупных расходов и объема производства, но может привести к избыточному спросу и росту общего уровня цен. В этом случае объем ВНП возвращается к потенциальному и не возрастает. Чтобы оказывать постоянное положительное воздействие на экономику, монетаристы предложили так называемое «денежное правило», согласно которому темп изменения денежной массы определяется темпом изменения национального дохода (ВНП) и темпом роста инфляции.
Вопрос 22. 22. Макроэкономические результаты совместного использования фискальной и денежно-кредитной политики в краткосрочном периоде. Условия, определяющие целесообразность проведения комбинированной политики.
Эффективность как фискальной, так и денежно-кредитной политики снижается в результате противодействия ценового механизма. Для преодоления этого противодействия используют комбинированную политику, основанную на совместном применении фискальных и денежных инструментов регулирования национального хозяйства. В результате комбинирования фискальной и кредито-денежной политики удается уменьшить эффект вытеснения, но платой за это является больший рост уровня цен.
Необходимость комбинировать фискальную и денежно-кредитную политику связана, прежде всего, с тем, что экспансионистская фискальная политика ведет к росту ставки процента и соответствующему вытеснению инвестиций. Чтобы нейтрализовать этот негативный эффект государство может увеличить предложение денег.
Государство увеличивает расходы. Это сдвигает линию IS вправо. Если бы дело ограничилось этим, национальный доход установился бы на уровне Y2 при ставке процента \г и уровне цен Р2.Однако государство, желая ослабить эффект вытеснения, увеличило предложение денег. В результате процентная ставка осталась прежней (i|), а спрос возрос до величины Y3. Но при стабильном уровне цен (Р]) спрос превысил предложение, и на рынке благ образовался дефицит в размере Y3-Y1. Приспособление предложения к спросу начинается за счет роста цен до уровня Р3. Рост цен вызывает сдвиг линии LM2 влево, в положение LM3. В результате ставка процента устанавливается на уровне а национальный доход на уровне Y4. Y4,конечно, меньше Y3,но больше Y2. Таким образом, комбинированная политика, частично нейтрализовала эффект вытеснения.
Вопрос 23. Макроэкономическая интерпретация результатов комбинированной политики с помощью кейнсианской модели ОМР. Применение правила эффективной рыночной классификации при распределении полномочий в закрытой экономике.
Необходимость комбинировать фискальную и денежно-кредитную политику связана, прежде всего, с тем, что экспансионистская фискальная политика ведет к росту ставки процента и соответствующему вытеснению инвестиций. Чтобы нейтрализовать этот негативный эффект государство может увеличить предложение денег.
Государство увеличивает расходы. Это сдвигает линию IS вправо. Если бы дело ограничилось этим, национальный доход установился бы на уровне Y2 при ставке процента \г и уровне цен Р2.Однако государство, желая ослабить эффект вытеснения, увеличило предложение денег. В результате процентная ставка осталась прежней (i|), а спрос возрос до величины Y3. Но при стабильном уровне цен (Р]) спрос превысил предложение, и на рынке благ образовался дефицит в размере Y3-Y1. Приспособление предложения к спросу начинается за счет роста цен до уровня Р3. Рост цен вызывает сдвиг линии LM2 влево, в положение LM3. В результате ставка процента устанавливается на уровне а национальный доход на уровне Y4. Y4,конечно, меньше Y3,но больше Y2. Таким образом, комбинированная политика, частично нейтрализовала эффект вытеснения.
Концепция эффективной рыночной классификации. Суть концепции состоит в следующем. Политика государственного регулирования преследует различные цели. Для достижения определенной макроэкономической цели имеется наиболее эффективный инструмент. Цели необходимо правильно привязать к инструментам, и каждый инструмент поставить под контроль соответствующего государственного органа. Тогда эти государственные органы могут принимать решения децентрализованно. Децентрализованные решения возможны, ибо каждый орган держит в руках наиболее эффективный инструмент достижения конкретной цели, а значит, другие государственные службы не могут помешать ему действовать.
Наиболее отчетливой макроэкономической дилеммой рыночной экономики является дилемма: инфляция — безработица. Считается, что на инфляцию оказывает большое влияние денежно-кредитная политика, а на занятость (уровень дохода) - фискальная политика. Правило эффективной рыночной классификации состоит в том, что, когда целевой показатель отклоняется от заданного значения, соответствующий государственный орган начинает использование имеющегося в его распоряжении инструмента в направлении, которое должно вернуть целевой показатель к нормативному значению. Например, если инфляция превышает нормативное значение, органы, отвечающие за денежно-кредитную политику, снижают предложение денег и наоборот. Если же безработица вырастет больше, чем нужно, органы, осуществляющие фискальную политику, увеличивают государственные расходы.
В реальности чаще бывает так, что целей оказывается больше чем инструментов их достижения. Тогда не избежать социальных потерь, т.к. достижение одной цели исключает достижение другой. В этом случае политика строится по принципу минимизации потерь.