Анализ полезности и спроса

В книге III Маршалл чрезвычайно аккуратно оговаривает область применения экономической теории спроса, отмежевываясь от гедо­низма Бентама - Джевонса. Здесь чувствуется отклик на критику мар-жиналистской теории со стороны психологов за то, что она придер­живается устаревшей гедонистической концепции человека, движи­мого лишь стремлением получать наслаждения от удовлетворения своих потребностей. Маршалл соглашается с тем, что потребности (и чем дальше, тем больше) вытекают из деятельности, а не наобо­рот, и поэтому экономическая наука, изучающая только потребнос­ти, не может дать законченной теории потребления9.

Основные достижения Маршалла в области теории спроса связа­ны с концепциями кривой спроса, эластичности спроса и потреби­тельского излишка.

Анализ полезности и спроса - student2.ru 9 Маршалл А. Указ. соч. Т. 1. С. 151-153.

Кривая спроса

Понятие о кривой спроса как эмпирически наблюдаемом фено­мене ввел в экономическую теорию О, Курно. Но до Маршалла кри-и \;\ спроса существовала отдельно от теории предельной полезнос-ш, и в частности от первого закона Госсена. Экономисты интуи-i ипно ощущали связь между убывающей кривой спроса и уменьша­ющейся предельной полезностью. Джевонс пытался «протащить» ее через свою концепцию «торгующих сторон» (trading bodies), но по-прпел неудачу, поскольку представить себе предельную полезность пи группы лиц очень затруднительно. Именно Маршаллу впервые \ ылось связать закон спроса и уменьшающуюся предельную полез­ность или, как выразился он сам, «перевести этот закон... на язык in и»10. Для этого потребовалось ввести допущение о фиксирован­ной предельной полезности денег для покупателя, т.е. о «равенстве покупательной силы денег и равном количестве денег в его распо­ряжении»11. Действительно, Маршалл утверждал, что соизмерять полезности благ можно только косвенным путем — с помощью цен, • <чорые человек готов заплатить зато или иное благо. Но для того, ■I п>бы эти цены соответствовали предельным полезностям благ, не-пкчодимо, чтобы ценность денежной единицы для человека всегда '■ила одинаковой, хотя очевидно, что предельная полезность денег 1.ШИСИТ от величины дохода. Поэтому, если мы хотим рассматри-II111. кривую спроса как следствие убывающей предельной полезно-i i и, следует исключить ситуации, когда цена на товар резко колеб-|ц-1 ся, а расходы на него занимают заметное место в бюджете потре-i и) 1 еля. В этом случае изменение цены сделает потребителя сущест-("• иио богаче или беднее и на его спрос окажет дополнительное вли-ниие эффект дохода. Маршаллианская же кривая спроса отражает ишько эффект замещения12.

Маршалл определяет и ситуацию увеличения спроса, которая ге-•'метрически изображается сдвигом кривой спроса вверх или, что

Анализ полезности и спроса - student2.ru IU Там же. С. 157.

11 Там же. С. 158.

"Это позволило в дальнейшем разделить эффект дохода и эффект заме­ни иия (термины были введены впоследствии Дж. Хиксом и Р. Алленом). Это (ч,| но сделано Е. Слуцким спустя 25 лет после опубликования «Принципов...». М.фшалл упоминал лишь о фиксированной предельной полезности денег, ■по эквивалентно отсутствию эффекта дохода. Правда, осталось до конца in попятно, какой именно доход Маршалл предлагал зафиксировать: реаль-11i.iit или номинальный. См. об этом, в частности: Фридмен М. Маршалли-i некая кривая спроса//Теория потребительского поведения и спроса/Под. 1- i 8.M. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1993, С 250-303.

то же самое, вправо и, может быть, некоторым изменением ее кр\ визны13.

Далее Маршалл переходит от индивидуальной кривой спроса рыночной, которую можно вывести для крупных рынков, где «сг цифические особенности потребностей отдельных лиц уравновеш$ вают друг друга в сравнительно закономерной динамике общего cnf са» . Применительно к таким рынкам он формулирует «общий за­кон спроса: чем больше количество товара, которое имеется в виду продать, тем ниже должна быть назначаемая на него цена, чтобы ом мог найти себе покупателей, или, другими словами, количество то вара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при повышении цены15.

Эластичность спроса

Хотя идея эластичности спроса не является в чистом виде изоГ> ретением Маршалла (более ранние варианты ее содержатся у Курно, а также в работе Ф. Дженкина 1870 г.), систематическое описание это го понятия и его превращение в категорию экономического анализ всецело представляет собой заслугу автора «Принципов...». Маршалл также сделал эластичность универсальной категорией, впервые пр| менив это понятие не только к спросу на товары, но и к спросу факторы производства, а также к предложению. Количественн! выражением эластичности спроса является отношение процентноГ изменения величины спроса к процентному изменению цены. По мере изменения цены товара эластичность спроса на него также из меняется. Общее правило для товаров широкого потребления состо­ит в том, что «эластичность спроса велика при высоких ценах, велик.1 или по крайней мере значительна при средних ценах, но по мере сни­жения цен сокращается иэластичность спроса, причем она посте­пенно вовсе исчезает, если падение цен столь сильно, что достигает­ся уровень насыщенности спроса»'6. Однако дополнительные слож-j ности вносят различия в эластичности спроса на одно и то же благо] со стороны разных имущественных классов: богатых, среднего клас­са и бедных, — которым Маршалл уделяет большое внимание. В ка-]честве примера он берет спрос на зеленый горошек. Спрос богатых на это продукт, как правило, неэластичен. Эластичность спроса сред него класса вначале высока, но сокращается по мере снижения цены

Анализ полезности и спроса - student2.ru Там же. С. 161.

14 Там же. С. 162.

15 Там же. С. 163.

16 Там же. С. 168.


Анализ полезности и спроса - student2.ru

[гсчезает при насыщении спроса. Что же касается бедных, то их спрос ается эластичным и при очень низких ценах.

Рис.1. Кривые спроса богатых, среднего класса и бедных на зеленый горошек

Для построения кривой общего спроса на данный товар спрос отдельных классов надо суммировать. Так как средние и бедные слои "|>щества более многочисленны, чем богатые, то совокупный спрос ii.i товары широкого потребления обычно бывает эластичным.

Маршалл сформулировал некоторые закономерности, которым подчиняется эластичность спроса. Более эластичным является спрос ii.i товары, обладающие следующими свойствами:

1) они не являются жизненно необходимыми;

2) доля расходов на них в потребительском бюджете велика;

3) изменение цен на них длительно;

4) они имеют большое количество товаров-заменителей;

5) они имеют большое количество способов употребления (при
повышении цены от некоторых из них можно отказаться).

Потребительский излишек

Пожалуй, наиболее ориентированной на практическое приме­нение категорией в экономической теории Маршалла является по-i |м-'Гштельский излишек. По словам Дж. Хикса, теория потребитель-• кого излишка была признана самой значительной новинкой в Принципах экономической науки» в год их опубликования17, i 'пять-таки соответствующая идея впервые была высказана до Мар-

17 Хикс Дж. Р. Реабилитация потребительского излишка // Теория no­il 'Обительского поведения и спроса/ Под. ред. В.М. Гальперина. СПб.: Эко­номическая школа, 1993. С 176.

шалла Жюлем Дюпюи18. Но имя и широкое употребление понятие потребительского излишка получило от Маршалла. Потребитель­ским излишком (в русском переводе он называется потребительским избытком) Маршалл называет «разницу между ценой, которую по­купатель готов был бы уплатить, лишь бы не обойтись без данной веши, и той ценой, которую он фактически за нее платит». Эта раз­ница представляет собой «экономическое мерило его добавочного удовлетворения»19. В качестве примера Маршалл приводит случай с покупателем чая, для которого функция спроса описывается следу­ющим образом:

Цена (в шиллингах) Величина
  спроса (в фунтах)

Это означает, что полезность первого фунта оценивается в 20 шил­лингов, второго — в 14, третьего — в 10 и т.д.

Предположим, что рыночная цена чая - 2 шиллинга за фунт и наш покупатель приобретает 7 фунтов любимого напитка, истратив 14 шиллингов. Тогда общая полезность или «подлинная ценность», которую он при этом получает, измеряется суммой 20 + 14 +...+ 2 = = 59 шиллингов, а потребительский излишек равен 59— 14 = 45 шил­лингам. Его можно трактовать как дополнительное удовольствие, ко­торое потребитель получает, покупая за свои 14 шиллингов именно чай, а не какой-нибудь другой товар, ценность которого не превы­шала бы заплаченные за него 14 шиллингов. Соответственно, общую полезность, которую покупатель получает, приобретая некоторое ко­личество единиц блага, можно описать суммой его стоимости (цена или предельная полезность, умноженная на приобретенное количе­ство) и потребительского излишка.

Если предположить, что вкусы людей приблизительно равны, а денежная единица представляет для них одинаковую ценность, то

Анализ полезности и спроса - student2.ru ls См.: Дюпюи Ж. О мере полезности гражданских сооружении // Тео­рия потребительского поведения и спроса/Под. ред. В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1993. С. 28—66.

19 Там же. С. 191.

понятие потребительского излишка можно распространить на со­вокупное потребление данного товара, что позволило Маршаллу за­ложить основы современной экономической теории благосостоя-ния20.

Потребительский излишек получают, естественно, и потреби­тели общественных благ, предоставляемых бесплатно. Если при расчете общественного благосостояния ограничиться только сто­имостью платных благ и услуг, мы получим сильно заниженную оценку21.

Наши рекомендации