Эффективность внешнеэкономических операций будет возрастать, когда цены экспорта повышаются, а цены импорта понижаются

Страна окажется в неблагоприятной ситуации, если динамика цен по этим группам будет противоположная.

Зависимость положения страны от ценовых колебаний мирового рынка отражает такое понятие, как условия торговли, определяемые соотношением экспортных и импортных цен.

Показатель условий торговли рассчитывается как в целом для страны, так и по отдельным внешнеторговым фирмам. Он может быть агрегатным, т. е. охватывать суммарные величины по экспорту и им­порту, или отражать подобное соотношение по отдельным товарам.

Рост показателя условий торговли означает повышение доходов страны от ее внешнеторговых операций. Для удобства определения эффективности внешнеторговых операций показатель условий тор­говли (ТоТ) выражают в процентных величинах, т. е. умножают на 100. То­гда, если ТоТ > 100, условия торговли для страны складываются благоприятно. При ТоТ < 100, страна будет терять свои доходы на мировом рынке.

Внешнеторговая политика государства пред­ставляет собой целенаправленное воздействие государства на развитие внешнеэкономических отношений со странами остального мира.

В современном мире можно выделить две ос­новные тенденции внешнеторговой политики: протекционистская и либеральная (свободная торговля):

Протекционистская— связана с защитой оте­чественного рынка от иностранной конкуренции;

Национальное производство должно было находиться под патронажем (протекцией) государства. Отсюда и ее название — протекционизм.

Какие меры можно применить, сдерживая импорт и поощряя экспорт?

К типичным мерам сдерживания импорта относятся:

· тарифные пошлины на импортные товары (на единицу товара или на их декларируемую сумму);

· нетарифные ограничения (квоты, требования лицензий и др.);

· установление государственной монополии на право торговли отдельными товарами.

Современные формы поощрения экспорта заключается в:

· прямой дотации (экспортной премии);

· льготном кредите, льготных налогах на экспортное произ­водство;

· государственном страховании экспортной продукции;

· государственных гарантиях для вывоза товаров в страны с неус­тойчивыми политическими режимами;

· изучении конъюнктуры мирового рынка, правовом обеспече­нии защиты интересов за рубежом;

· прямом участии в инвестициях наукоемкого производства, об­легчающем бизнесу финансирование объемных проектов;

· снижении курса национальной валюты в угоду интересам экс­портных отраслей. Экспортер обменивает свою валютную выручку у себя в стране. При обесценении национальной валюты его доход, выраженный в национальных деньгах, возрастает.

Таким образом, к достоинствам можно отнести:

1) поддержка отечественных предприятий, конкурирующих с импортом, предотвращение угрозы их возмож­ного банкротства;

2) сохранение рабочих мест на предприятиях, конкурирующих с импортными;

3) улучшение платежного баланса и укреп­ление курса национальной валюты.

Но в тоже время меры, ограничивающие импорт, автоматически сократят экспорт другой страны. Как только одна страна примет меры, ограничиваю­щие импорт, страна-импортер примет, в свою очередь, ответные меры и введет такие же ограничения на импорт, ухудшая позиции зачинщика торговой войны. В результате в обеих странах упадут не только объемы импорта, но и их экспортные возможности. Поэтому, недостатки протекционизма очевидны. К ним можно отнести:

1) консервация отсталых производств, не способных конкурировать с иностранными фирмами;

2) поддержание высоких цен на импортные товары и услуги, что не выгодно для отечественного потребителя;

3) поддержание высоких цен на импортные комплектующие и сырье, используемые отечественными производителями.

Страны, придерживающиеся модели открытой экономики, не за­крывают двери перед иностранной конкуренцией, не применяют жестких мер, ограничивающих импорт. Но своих экспортеров они мо­гут стимулировать.

Тем не менее, в реальной жизни ни одна страна, разделяющая идеи открытой экономики, не забыва­ет простых рецептов протекционизма, призывающего защищать на­циональное производство, однако применяет их достаточно гибко. Протекционистские меры считаются уместными, когда в стране про­исходит становление современных рыночных структур. Импорт не должен убивать еще не окрепшее производство. Но на последующей стадии развития, когда рыночные структуры уже образовались и встали на ноги, они должны подстраиваться под режим междуна­родной конкуренции, и ограждать их от нее нецелесообразно.

Внешнеторговая политика предполагает ис­пользование определенного набора инструмен­тов внешнеторгового регулирования.

К инструментам внешнеторгового регулиро­вания принято относить:

экономические инструменты:

а) импортные тарифы (пошлины),

б) импортные квоты,

в) экспортные субсидии;

Отличительная черта тарифов, квот и субсидий — это возникновение разницы между ми­ровыми и внутренними ценами. Прямой эффект от тарифа (т.е. налога на импорт) состоит в удо­рожании импортных товаров по сравнению с их стоимостью за границей. Наиболее распространенной формой импорт­ных тарифов является таможенные пошлины.

Та­моженная пошлина — простейшая форма тор­говой политики — налог, которым облагается им­портируемый товар. Специфические таможенные пошлины представляют собой фиксированную сумму, отчисляемую за единицу импортируемо­го товара (например, 100 рублей за баррель неф­ти).

Адвалорная пошлина — это налог, который взимается в виде части стоимости импортируе­мого товара (например, в США 25%-ный тариф на импортируемые грузовые автомобили). В ре­зультате взимания пошлины происходит возрас­тание издержек ввоза товара в страну.

Помимо таможенных пошлин в международ­ной торговле используются импортные квоты.

Импортная квота — это прямое ограниче­ние количества какого-либо товара, которое может быть импортировано. Такое ограничение обычно подкрепляется выдачей лицензий какой-либо группе людей или некоторому количеству фирм. Импортная квота всегда поднимает внут­реннюю цену на импортируемый товар.

Разница между квотой и тарифом состоит в том, что при введении квоты правительство не получает дохода. Когда для организации им­порта вместо пошлины используется квота, ко­торая могла бы стать доходом государства, достается тому, кто получает импортные лицен­зии. Держатели лицензий могут закупить импор­тные товары и перепродать их по более высо­кой цене на внутреннем рынке. Прибыли, по­лучаемые держателями импортных лицензий, называется квотной рентой.

Одной из разновидностей импортной квоты являются добровольные ограничения экспорта. Добровольные ограничения экспорта — это квота, введенная не страной импортером, а страной-экспортером. Наиболее яркий при­мер — ограничения на экспорт автомобилей в США, введенное Японией в 1981 г. Доброволь­ные ограничения экспорта обычно устанавли­вает страна - экспортер в ответ на просьбу страны — импортера с целью избежать других торговых санкций со стороны страны — импор­тера. Для страны — импортера добровольные ограничения экспорта проводят к потерям, по­скольку ренту от их введения присваивают ино­странцы.

Экспортные же субсидии —это доплата местным производителям за выпуск экспортных товаров. В результате чего повышается цена этих продуктов внутри страны и возникает для их производства.

Наряду с экономическими инструментами мо­гут быть использованы и административные инструменты.Например, можно повернуть нор­мальные процедуры проверки безопасности, са­нитарного состояния и таможенные очистки та­ким образом, что они становятся препятствием для торговли.

Изменение цен из-за тарифов, квот и субси­дий влияет как на относительное предложение, так и на относительный спрос. В результате это­го изменяются условия торговли как для стра­ны, активно использующей эти инструменты внешнеторгового регулирования, так и для дру­гих стран. Изменения условий торговли приво­дит к изменениям потоков экспорта и импорта товаров, изменяются платежный баланс и курс национальной валюты.

Наши рекомендации