Эффективность внешнеэкономических операций будет возрастать, когда цены экспорта повышаются, а цены импорта понижаются
Страна окажется в неблагоприятной ситуации, если динамика цен по этим группам будет противоположная.
Зависимость положения страны от ценовых колебаний мирового рынка отражает такое понятие, как условия торговли, определяемые соотношением экспортных и импортных цен.
Показатель условий торговли рассчитывается как в целом для страны, так и по отдельным внешнеторговым фирмам. Он может быть агрегатным, т. е. охватывать суммарные величины по экспорту и импорту, или отражать подобное соотношение по отдельным товарам.
Рост показателя условий торговли означает повышение доходов страны от ее внешнеторговых операций. Для удобства определения эффективности внешнеторговых операций показатель условий торговли (ТоТ) выражают в процентных величинах, т. е. умножают на 100. Тогда, если ТоТ > 100, условия торговли для страны складываются благоприятно. При ТоТ < 100, страна будет терять свои доходы на мировом рынке.
Внешнеторговая политика государства представляет собой целенаправленное воздействие государства на развитие внешнеэкономических отношений со странами остального мира.
В современном мире можно выделить две основные тенденции внешнеторговой политики: протекционистская и либеральная (свободная торговля):
Протекционистская— связана с защитой отечественного рынка от иностранной конкуренции;
Национальное производство должно было находиться под патронажем (протекцией) государства. Отсюда и ее название — протекционизм.
Какие меры можно применить, сдерживая импорт и поощряя экспорт?
К типичным мерам сдерживания импорта относятся:
· тарифные пошлины на импортные товары (на единицу товара или на их декларируемую сумму);
· нетарифные ограничения (квоты, требования лицензий и др.);
· установление государственной монополии на право торговли отдельными товарами.
Современные формы поощрения экспорта заключается в:
· прямой дотации (экспортной премии);
· льготном кредите, льготных налогах на экспортное производство;
· государственном страховании экспортной продукции;
· государственных гарантиях для вывоза товаров в страны с неустойчивыми политическими режимами;
· изучении конъюнктуры мирового рынка, правовом обеспечении защиты интересов за рубежом;
· прямом участии в инвестициях наукоемкого производства, облегчающем бизнесу финансирование объемных проектов;
· снижении курса национальной валюты в угоду интересам экспортных отраслей. Экспортер обменивает свою валютную выручку у себя в стране. При обесценении национальной валюты его доход, выраженный в национальных деньгах, возрастает.
Таким образом, к достоинствам можно отнести:
1) поддержка отечественных предприятий, конкурирующих с импортом, предотвращение угрозы их возможного банкротства;
2) сохранение рабочих мест на предприятиях, конкурирующих с импортными;
3) улучшение платежного баланса и укрепление курса национальной валюты.
Но в тоже время меры, ограничивающие импорт, автоматически сократят экспорт другой страны. Как только одна страна примет меры, ограничивающие импорт, страна-импортер примет, в свою очередь, ответные меры и введет такие же ограничения на импорт, ухудшая позиции зачинщика торговой войны. В результате в обеих странах упадут не только объемы импорта, но и их экспортные возможности. Поэтому, недостатки протекционизма очевидны. К ним можно отнести:
1) консервация отсталых производств, не способных конкурировать с иностранными фирмами;
2) поддержание высоких цен на импортные товары и услуги, что не выгодно для отечественного потребителя;
3) поддержание высоких цен на импортные комплектующие и сырье, используемые отечественными производителями.
Страны, придерживающиеся модели открытой экономики, не закрывают двери перед иностранной конкуренцией, не применяют жестких мер, ограничивающих импорт. Но своих экспортеров они могут стимулировать.
Тем не менее, в реальной жизни ни одна страна, разделяющая идеи открытой экономики, не забывает простых рецептов протекционизма, призывающего защищать национальное производство, однако применяет их достаточно гибко. Протекционистские меры считаются уместными, когда в стране происходит становление современных рыночных структур. Импорт не должен убивать еще не окрепшее производство. Но на последующей стадии развития, когда рыночные структуры уже образовались и встали на ноги, они должны подстраиваться под режим международной конкуренции, и ограждать их от нее нецелесообразно.
Внешнеторговая политика предполагает использование определенного набора инструментов внешнеторгового регулирования.
К инструментам внешнеторгового регулирования принято относить:
экономические инструменты:
а) импортные тарифы (пошлины),
б) импортные квоты,
в) экспортные субсидии;
Отличительная черта тарифов, квот и субсидий — это возникновение разницы между мировыми и внутренними ценами. Прямой эффект от тарифа (т.е. налога на импорт) состоит в удорожании импортных товаров по сравнению с их стоимостью за границей. Наиболее распространенной формой импортных тарифов является таможенные пошлины.
Таможенная пошлина — простейшая форма торговой политики — налог, которым облагается импортируемый товар. Специфические таможенные пошлины представляют собой фиксированную сумму, отчисляемую за единицу импортируемого товара (например, 100 рублей за баррель нефти).
Адвалорная пошлина — это налог, который взимается в виде части стоимости импортируемого товара (например, в США 25%-ный тариф на импортируемые грузовые автомобили). В результате взимания пошлины происходит возрастание издержек ввоза товара в страну.
Помимо таможенных пошлин в международной торговле используются импортные квоты.
Импортная квота — это прямое ограничение количества какого-либо товара, которое может быть импортировано. Такое ограничение обычно подкрепляется выдачей лицензий какой-либо группе людей или некоторому количеству фирм. Импортная квота всегда поднимает внутреннюю цену на импортируемый товар.
Разница между квотой и тарифом состоит в том, что при введении квоты правительство не получает дохода. Когда для организации импорта вместо пошлины используется квота, которая могла бы стать доходом государства, достается тому, кто получает импортные лицензии. Держатели лицензий могут закупить импортные товары и перепродать их по более высокой цене на внутреннем рынке. Прибыли, получаемые держателями импортных лицензий, называется квотной рентой.
Одной из разновидностей импортной квоты являются добровольные ограничения экспорта. Добровольные ограничения экспорта — это квота, введенная не страной импортером, а страной-экспортером. Наиболее яркий пример — ограничения на экспорт автомобилей в США, введенное Японией в 1981 г. Добровольные ограничения экспорта обычно устанавливает страна - экспортер в ответ на просьбу страны — импортера с целью избежать других торговых санкций со стороны страны — импортера. Для страны — импортера добровольные ограничения экспорта проводят к потерям, поскольку ренту от их введения присваивают иностранцы.
Экспортные же субсидии —это доплата местным производителям за выпуск экспортных товаров. В результате чего повышается цена этих продуктов внутри страны и возникает для их производства.
Наряду с экономическими инструментами могут быть использованы и административные инструменты.Например, можно повернуть нормальные процедуры проверки безопасности, санитарного состояния и таможенные очистки таким образом, что они становятся препятствием для торговли.
Изменение цен из-за тарифов, квот и субсидий влияет как на относительное предложение, так и на относительный спрос. В результате этого изменяются условия торговли как для страны, активно использующей эти инструменты внешнеторгового регулирования, так и для других стран. Изменения условий торговли приводит к изменениям потоков экспорта и импорта товаров, изменяются платежный баланс и курс национальной валюты.