Спрос на ресурсы и факторы
Его определяющие, в теории предельной
Производительности
Спрос на ресурсы, в отличие от спроса на потребительские товары, связан с производством, осуществляемым конкретным предприятием (фирмой). В связи с тем, что целью предприятия является максимизация прибыли, ею определяется и объем спроса на ресурсы. Это означает, что предприятие стремится приобрести такой объем ресурсов, использование которого обеспечит максимизацию прибыли.
Для понимания процесса формирования спроса на ресурсы необходимо учесть два момента:
1) спрос на ресурсы зависит от спроса на экономические блага, произведенные из этих факторов, т. е. спрос на ресурсы производный от спроса на продукты;
2) цены на ресурсы зависят от типа рыночных структур, где реализуются факторы и экономические блага, произведенные из этих ресурсов.
Начнем рассмотрение формирования спроса на факторы с наиболее простой ситуации, когда предприятие покупает ресурс на рынке совершенной конкуренции и продает свой продукт на совершенно конкурентном рынке.
В условиях совершенной конкуренции предприятие производит и продает столько продукции по цене, сложившейся на рынке, сколько считает необходимым. Влияния на цену своего продукта предприятие не имеет, поскольку удельный вес отдельного предприятия в общем объеме продукта очень незначителен. Если доля предприятия в произ-водстве незначительна, то, естественно, и его удельный вес в закупке ресурсов невелик. Соответственно, отдельное пред-приятие не оказывает влияния на цену ресурса.
Объем спроса на ресурсы зависит от двух факторов:
-производительности ресурса; - рыночной цены товара, произведенного из этого ресурса.
Глава 13
Понятно, что ресурс более производительный будет пользоваться большим спросом, чем менее производительный.
Для иллюстрации влияния производительности ресурСа и цены продукта, изготовленного из него на спрос на ресурс воспользуемся табл. 13.1. Данные таблицы условны. Они показывают, что закон убывающей производительности ресурса начинает действовать при увеличении ресурса уже на первую единицу. Такое условие принимается для упрощения.
Таблица 13.1. Определение спроса на ресурс в условиях совершенно конкурентных рынков ресурсов и продуктов
Объем переменного ресурса "труд", чел.(L) | Объем продукта, произведенного из ресурса, шт. (О) | Предельный продукт труда, шт. (МР1) | Цена единицы продукта, грн (Р1) | Валовая выручка от реализации продукта, грн (TR) | Предельная выручка от реализации продукта, грн (MRPL) |
5 = 2х4 | 6 = 3х4 | ||||
— | — | ||||
доходы их источники и распределение
Поведение предприятия на рынке ресурсов определяется правилом использования ресурсов, которое математически представлено равенством:
MRP = MRC, где MRC — предельные затраты на ресурсы- Применительно к ресурсу "труд" это правило будет иметь следующий вид:
MRPL = MRCL.
Для физического капитала, соответственно: MRPK = MRCK, а для природного (земельного) ресурса: MRPА = MRCA.
Объясним, почему именно это равенство определяет целесообразность использования дополнительных единиц переменного ресурса.
Для упрощения примем условие, что единственным переменным ресурсом1 для предприятия является труд. Такое условие приемлемо, поскольку, во-первых, труд — самый распространенный ресурс, находящийся в собственности домашних хозяйств; во-вторых, спрос на другие ресурсы выводится аналогично спросу на труд.
В общем поведение предприятия на рынке ресурсов будет следующим: стремясь максимизировать прибыль, оно будет стараться увеличивать дополнительные единицы факторов до тех пор, пока добавочная единица ресурса будет приносить прирост общего дохода (MRP).
Тогда правило прибыльного использования ресурсов для предприятия можно сформулировать следующим образом: для предприятия прибыльное использование дополнителъныхединиц переменного фактора длится до тех пор, покаMRP ресурса не уравновесится с MRC.
Естественно, каждая дополнительная единица ресурса требует от предпринимателя добавочных затрат. Величина, на которую возрастают затраты предприятия с каждой до-Закон убывающей предельной производительности действует при условии, что один ресурс переменный, а все другие — неиз-менные.
Глава 13
полнительной единицей привлеченного фактора, называется предельными затратами на ресурсы (MRC).
Применительно к ресурсу "труд" это правило означает:
1) если для последнего наемного работника MRPL > MRCL
то предприятие будет увеличивать использование наемных
работников;
2) если для последнего наемного работника MRPL < MRCL
предприятие будет увольнять наемных работников;
3) максимальный объем прибыли предприятие получит
при условии: MRPL = MRCL
Кривая MRP — это кривая спроса на ресурс, поскольку каждая точка этой кривой показывает зависимость объема ресурса, привлеченного предприятием, от цены данного ресурса (рис. 13.2).
Рис. 13.2. Спрос предприятия на ресурсы в условиях совершенной конкуренции
Для совершенно конкурентного рынка предельная вЫ" ручка (доход) от предельного продукта (MRP) равняется
доходы их источники и распределение
Объем переменного ресурса "труд", чел.(L) | Объем продукта, произведенного из ресурса, шт. (Q) | Предельный продукт труда, шт. (MPl) | Цена единицы продукта, грн (рх) | Валовая выручка от реализации продукта, грн (TRх) | Предельная выручка от реализации продукта, грн (MRPL) | ||
2 | 5 = 2х4 | ||||||
— | 3,8 | — | |||||
3,6 | |||||||
3,4 | 30,6 | 12,6 | |||||
3,2 | 38,4 | 7,8 | |||||
3,0 | 3,6 | ||||||
2,8 |
Глава 13
Для несовершенно конкурентного рынка: MRP = VMP Кривая MRP здесь менее эластична по цене, нежели при совершенной конкуренции (рис. 13.3).
Как видно из рис. 13.3, кривая спроса на труд в условиях несовершенной конкуренции более крутая, чем в условиях совершенной конкуренции. Это означает, что предприятие в условиях несовершенной конкуренции менее чувствительно к понижению ставки заработной платы (цены единицы труда) при определении численности наемных работников.
При прочих неизменных условиях предприятие в условиях несовершенной конкуренции будет производить меньше продукта, нежели в условиях совершенной. Объясняется такое поведение предприятия тем, что ограничения объемов выпуска компенсируются ему ростом цен. Конечно же, ДлЯ производства меньшего объема выпуска предприятию пона-
доходы их источники и распределение
добится и меньше ресурсов, т. е. для несовершенной конку-ренции VMP>MRP.
Мы рассмотрели спрос отдельного предприятия на пере-менный ресурс в условиях несовершенной конкуренции. Рыночный спрос на ресурс определяется как сумма индивидуальных спросов предприятий, использующих этот фактор.
Мы рассмотрели определение объема спроса на ресурс в зависимости от цены. Настал черед рассмотреть влияние не-ценовых факторов на изменения в спросе на ресурс.
К ним относятся:
1) изменения в спросе на продукт, произведенный из этого ресурса, приводящие к сдвигам в спросе на ресурс в том же направлении, в котором произопіли изменения на продукт, т. е. увеличение спроса на продукт приводит к возрастанию спроса на ресурс;
2) изменения производительности ресурса обусловливают однонаправленные сдвиги в спросе на этот ресурс, т.е. возрастание производительности ресурса при прочих неизменных обстоятельствах увеличивает спрос на этот ресурс, и наоборот;
3) изменения цен на другие ресурсы влияют на спрос на ресурс в зависимости от степени их взаимовлияния (взаимозаменяемости или взаимодополняемости).
Для ресурсов-заменителей необходимо учитывать влияние эффектов замещения и объема выпуска, действующих Разнонаправлено.
Для ресурсов-взаимодополнителей изменение цены на ресурс-заменитель обусловливает сдвиг спроса на сопряженный ресурс в том же направлении, например, возрастание цены труда (при прочих неизменных условиях) приведет к увеличению спроса на капитал.
Неценовые факторы, рассмотренные нами, обусловлива-ют смещение кривой спроса на ресурс вправо (возрастание) и влево (уменьшение).
До сих пор мы рассматривали ситуацию, при которой предприятие предъявляет спрос на один переменный ре-сурс. Все другие ресурсы при этом остаются неизменными. такая ситуация является реалистичной для краткосрочно-
Глава 13
го периода. В долгосрочном периоде переменными являются все ресурсы, поэтому для предприятия важно обеспечить оптимальное соединение факторов. Решение этой проблемы требует нахождения комбинации ресурсов, при которой при заданном объеме производства минимизируются затраты и максимизируюется прибыль.