Макроэкономическая модель развития Канады и Великобритании

Эпоха 1990-х годов стала периодом глубоких перемен и для канадской экономики. Одним из факторов бурного экономического развития Канады в это время стало, помимо реформ естественно, подписание между Канадой и США нового соглашения о свободной торговле и, соответственно, Канаде приходится принимать условия ведения бизнеса в США и создавать аналогичные у себя «дома».

В связи с этим в начале 1990-х годов в Канаде начинается реальный демонтаж прежнего механизма государственного регулирования экономики. Среди основных направлений экономической реформы в Канаде следует отметить:

Приватизация, в ходе которой федеральное правительство передало в руки частного бизнеса крупные предприятия обрабатывающей и нефтегазовой промышленности, воздушный и железнодорожный транспорт, связь. В массовом порядке прошла приватизация портов, припортовых сооружений и аэропортов. Правительства провинций распродали телекоммуникационные компании и предприятия электроэнергетики, частные компании все активнее проникали в сферу социальных услуг. Программы по дерегулированию фактически ликвидировали субсидии на транспорте и в сельском хозяйстве.

Последствием приватизации и дерегулирования стало значительное снижение государственных расходов, что отразилось и на сокращении объема государственных инвестиций, начиная с 1993 г. Кредитно-денежная политика федерального правительства в 1990-е годы сменила свой приоритет с антициклического регулирования на сдерживание инфляции и оздоровление государственных финансов (ликвидация дефицита государственного бюджета и сокращение государственного долга).

Интеграция. В 1994 г. к соглашению о свободной торговле между США и Канадой присоединяется Мексика, образуя НАФТА. НАФТА поставила новые условия перед экономическим развитием Канады: во-первых, снятием барьеров для конкуренции иностранных производителей из США и Мексики на канадском рынке; во-вторых, открытием для канадских производителей широких возможностей выхода на рынки США и Мексики. Именно НАФТА, а точнее внешняя торговля Канады в рамках НАФТА, стала движущей силой подъема канадской экономики.

3. Реформа структуры государственных финансов, а именно ликвидация дефицита госбюджета посредством значительного сокращения государственных расходов и сохранения стабильных ставок налогов. Уже в 1995 г. бюджетный дефицит впервые за 20 лет сокращается, а в 1998 г. полностью ликвидируется (при том, что в 1993 г. отношение дефицита госбюджета к ВВП достигало 6%, что составляло самый высокий показатель в Большой семерке). Канаде первой из Большой семерки удалось преодолеть дефицит федерального бюджета.

Итогом реформ, проводимых в канадской экономике с середины 1980-х годов стало ее общее оздоровление и значительное улучшение в сфере государственных финансов. К основным достижениям реформы следует отнести:

1) разгосударствление экономики;

2) дерегулирование, ликвидация прямых субсидий в сельском хозяйстве и на транспорте;

3) сбалансированный федеральный бюджет и ликвидация бюджетного дефицита в большинстве провинций;

4) сокращение государственного аппарата: численность государственных служащих уменьшилась на 40 тыс. чел.;

Создание новых прогрессивных секторов экономики и рост числа занятых в частном бизнесе.

В настоящее время продолжается проведение экономических реформ в Канаде. Основной упор сделан на сокращение объема государственного долга.

Также среди приоритетов современной экономической реформы в Канаде следует назвать сферу налогообложения. Несмотря на невысокий общий уровень налогообложения в экономике (налоги составляют в Канаде 36% величины ВВП, в то время как в среднем по странам ОЭСР эта величина равняется 38%), налоговый климат страны менее благоприятен, чем в большинстве развитых стран и, прежде всего, в США.

Особенно ощутима разница в индивидуальном подоходном налогообложении и в косвенных налогах на предметы потребления. Так, прямые налоги на среднюю заработную плату составляют в Канаде 46%, а в США – менее 30%. С 1991 г. в Канаде действует федеральный косвенный налог на товары и услуги. Высокие налоги на доходы физических лиц становятся серьезным препятствием для дальнейшего притока в Канаду высокооплачиваемых специалистов, а сами канадцы предпочитают искать налоговые убежища в США или других странах. В настоящее время индивидуальный подоходный налог снижен только в одной провинции Онтарио.

Уровень налогообложения компаний в Канаде (от 4% для предприятий обрабатывающей промышленности до 12,5% в сфере услуг) также превышает налоговые ставки в США. В результате многие частные предприниматели предпочитают вести свой бизнес в США, что отрицательно сказывается на потенциале канадской экономики.

***

Главной отличительной чертой экономики Великобритании является то, что страна развивается не на основе принципов социального рыночного хозяйства, как Германия или Франция, а использует неолиберальную, англосаксонскую модель развития. Поэтому модель британской экономики наиболее близка к США и очень отличается от континентальных европейских стран.

Основы современной неолиберальной модели развития английской экономики были заложены в 1979 г., когда в стране была осуществлена политика «тэтчеризма», названная так по имени премьер-министра Маргарет Тэтчер, лидера британских консерваторов. Тэтчеризм предполагал неконсервативные реформы в экономике, направленные на снижение активной роли государства в экономике.

Экономическая политика правительства Великобритании в период нахождения у власти консерваторов включала в себя программы, основанные на поддержке рыночного механизма и предпринимательства, эффективности и гибкости экономической системы:

– политика приватизации. С 1979 по 1994 г. программа приватизации принесла в государственный бюджет около 55,5 млрд ф.ст. Были проданы такие гиганты английской экономики, как Бритиш Телеком, Бритиш Соал и многие др.;

– дерегулирование. Издержки и административные расходы государства на регулирование экономики были существенно при этом уменьшены;

– налоговые реформы. Налоговое бремя на физических и юридических лиц было значительно снижено. Базовая ставка индивидуального подоходного налога стала равняться 25%, а налог на прибыль корпораций стал взиматься по ставкам 25 и 33%.

Снижены расходы правительства с 47,5% ВВП в 1982 г. до 41,6% ВВП в 1996 г., при этом государственный сектор производит в настоящее время около 8% ВВП. Для снижения расходов были проведены реформы в социальной сфере, по сути дела, приведшие к отказу от принципов прежней системы, напоминавшей социальное рыночное хозяйство континентальных европейских стран. Однако при этом стимул к трудовой деятельности у населения был значительно повышен, а с иждивенческими настроениями в обществе было практически покончено.

Наши рекомендации