Бюджетная система региона
Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней: первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; третий уровень - местные бюджеты.
Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта РФ в соответствии с бюджетной классификацией.
Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Бюджетная классификация РФ включает: классификацию доходов бюджетов; классификацию расходов бюджетов; классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов; классификацию операций публично-правовых образований (Статьи 18-26 БК РФ [38]).
Принципы, на которых основана бюджетная система Российской Федерации, включают:
единство бюджетной системы Российской Федерации;
разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ;
самостоятельность бюджетов;
равенство бюджетных прав субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
полноту отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
сбалансированность бюджетов;
результативность и эффективность использования бюджетных средств;
общее (совокупное) покрытия расходов бюджетов;
прозрачность (открытость);
достоверность бюджета;
адресность и целевой характер бюджетных средств;
подведомственность расходов бюджетов;
единство кассы (Статьи 28-38 БК РФ [38]).
Бюджетный процесс
Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
Бюджетный процесс в соответствии со 48 статьей закона Приморского края (з. ПК) [39] включает в себя следующие этапы:
· первый этап - прогнозирование социально-экономического развития и определение основных направлений бюджетно-финансовой политики и разработка среднесрочного финансового плана на очередной финансовый год и плановый период (май - июль текущего года);
· второй этап - формирование проекта краевого бюджета на очередной финансовый год, документов и материалов, представляемых одновременно с проектом краевого бюджета в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и настоящего Закона (июль - август текущего года) и внесение в Законодательное Собрание проекта закона Приморского края о краевом бюджете на очередной финансовый год;
· третий этап - рассмотрение и утверждение проекта закона Приморского края о краевом бюджете на очередной финансовый год (сентябрь - декабрь текущего года);
· четвертый этап - исполнение краевого бюджета (январь - декабрь очередного финансового года);
· пятый этап - завершение операций по исполнению краевого бюджета, составление и представление отчета об исполнении краевого бюджета за отчетный финансовый год для проведения внешней проверки контрольно-счетной палатой Законодательного Собрания, проведение внешней проверки отчета об исполнении краевого бюджета за отчетный финансовый год контрольно-счетной палатой Законодательного Собрания (январь - 15 апреля года, следующего за отчетным);
· шестой этап - подготовка и представление контрольно-счетной палатой Законодательного Собрания заключения на отчет об исполнении краевого бюджета за отчетный финансовый год (16 апреля - 1 июня года, следующего за отчетным);
· седьмой этап - представление проекта закона Приморского края об исполнении краевого бюджета за отчетный финансовый год на рассмотрение и утверждение Законодательного Собрания (не позднее 1 июня года, следующего за отчетным);
· восьмой этап - рассмотрение и утверждение проекта закона Приморского края об исполнении краевого бюджета за отчетный финансовый год Законодательным Собранием (1 июня - октябрь года, следующего за отчетным).
Органы государственной власти Приморского края осуществляют взаимодействие с федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления на всех этапах бюджетного процесса в целях обеспечения единства экономической и бюджетной политики, проводимой в Приморском крае. В реализации бюджетного процесса участвует администрация края и бюджетные организации, которые в совокупности называются участниками бюджетного процесса.
Участниками бюджетного процесса являются: Губернатор края; законодательное собрание; Администрация края; органы исполнительной власти Приморского края, формируемые Администрацией края; финансовый орган Приморского края; территориальные органы федерального казначейства; органы государственного финансового контроля; органы управления территориальным фондом обязательного медицинского страхования Приморского края; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; главные администраторы доходов бюджета; главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета; получатели бюджетных средств.
Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные предприятия, другие получатели средств краевого бюджета, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами краевого бюджета.
Действия каждого участника бюджетного процесса определяется его полномочиями – статьи 50-56 з. ПК [39].
Доходы бюджетов
Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством РФ, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах. Доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, иных обязательных поступлений являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и зачисляются на соответствующие счета.
Виды доходов бюджетов: налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах: федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пеней и штрафов по ним.
Налоговые доходы, подлежащие зачислению в федеральный, краевой и муниципальный бюджет, включают налоги и сборы, которые в соответствии со статьями 50, 56 БК РФ [28] представлены в табл. 3.1.
Таблица 3.1
Федеральные, краевые и муниципальные налоги и сборы
Код по классификатору | Налоги и сборы | Норматив в % | ||
Федеральные | Региональные | Местные | ||
Налог на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления: в федеральный бюджет в бюджеты субъектов РФ | ||||
Налог на прибыль организаций в части доходов иностранных организации | ||||
Налог на прибыль организаций при выполнении соглашения о разделе продукции | ||||
Налог на добавленную стоимость | ||||
Акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья | ||||
Акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого | ||||
Акцизов на спиртосодержащую продукцию | ||||
Акцизов на пиво | ||||
Акцизов на алкогольную продукцию | ||||
Акцизов на табачную продукцию | ||||
Акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей | ||||
Акцизов на автомобили и мотоциклы | ||||
Акцизов по подакцизным товаром и продукции, ввозимым на территорию РФ | ||||
Налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключ. газа горюч. прир.) | ||||
Налога на добычуобщераспространенных полезных ископаемых | ||||
Налога на добычу полезных ископаемых(за исключ. в виде углеводородного сырья газа, алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) | ||||
Налога на добычу полезных ископаемыхв виде природных алмазов | ||||
Налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ, за пределами территор. РФ | ||||
Регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) | ||||
Регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) | ||||
Регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) | ||||
Регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе РФ при выполнении соглашений о разделе продукции | ||||
Сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) | 80[2] | |||
Сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) | 80[3] | |||
Водного налога | ||||
Единого социального налога по ставке, установленной Налоговым кодексом РФ, в части зачисляемой в федеральный бюджет | ||||
Государственной пошлины (за исключ. гос. пошлины в бюджеты субъектов РФ) | ||||
Налога на имущество организаций | ||||
Налога на игорный бизнес | ||||
Транспортного налога | ||||
Сбора за пользование объектами животного мира | ||||
Налога, взимаемого в связи упрощеннойсистемы налогообложения | ||||
Налога, взимаемого в виде стоимости патентав связи упрощенной системы налогообложения | ||||
Единого сельскохозяйственного налога в бюджеты поселений в бюджеты муниципальных районов в бюджеты городских округов | ||||
Единого сельскохозяйственного налога, взимаемого на межселенных территориях в бюджеты муниципальных районов | ||||
Государственной пошлины: а) за совершение нотариальных действий; б) за государственную регистрацию; в) за государственную регистрацию региональных отделений политических партий; д) за действия уполномоченных органов; е) за выдачу уполномоченным органом исполнительной власти | ||||
Налога на доходы физических лиц[4] в бюджеты поселений в бюджеты муниципальных районов в бюджеты городских округов | ||||
Налога на доходы физических лиц, взимаемого на межселенных территориях в бюджеты муниципальных районов | ||||
Земельного налога (в бюджеты поселений, муниципальных районов, городских округов) | ||||
Налога на имущество физических лиц(в бюджеты поселений, муниципальных районов, городских округов) |
К безвозмездным поступлениям относятся:
дотации, субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ;
субвенции из федерального бюджета и из бюджетов субъектов РФ;
иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ;
безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвование.
К неналоговым доходам относятся:
доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (по нормативу 100%);
доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (100%);
часть прибыли унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, в размере, определяемом в порядке, установленном законом Приморского края;
плата за негативное воздействие на окружающую среду (40%);
плата за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а также платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, (100%);
сборы за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами исполнительной власти, (100%);
доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков, (20%);
доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, (20%);
плата за пользование водными объектами, находящимися в краевой собственности, (100%);
разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (бонусы), по участкам недр, содержащих месторождения природных алмазов, (100%);
иные неналоговые доходы.
Расходы бюджетов
Расходы бюджетов формируются в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.
Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы.
Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.
Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
Группировка расходов бюджетов на текущие и капитальные устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов РФ.
Код классификации расходов бюджетов состоит:
кода главного распорядителя бюджетных средств;
кода раздела, подраздела, целевой статьи и видов расходов;
кода классификации операций сектора государственного управления, относящегося к расходам бюджетов. (Статья 21 БК РФ [28]).
Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ разделами являются:
Общегосударственные вопросы;
Национальная оборона;
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность;
Национальная экономика;
Жилищно-коммунальное хозяйство;
Охрана окружающей среды;
Здравоохранение, физическая культура и спорт;
Социальная политика;
Межбюджетные трансферты.