Глава I. Тенденции развития региональной экономики в период реформ
Кретинин В.А.
«РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ:
МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»
Учебно-методическое пособие
Владимир 2009
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Владимирский филиал)
В.А. КРЕТИНИН
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ:
МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ВЛАДИМИР 2009
УДК. 332.1
ББК 65.50.22я7
К79
Автор Валерий Алексеевич Кретинин, доктор экономических наук,профессор, заслуженный экономист Российской Федерации
Кретинин В.А.
Региональная экономика и управление: механизмы государственного регулирования. Учебно-методическое пособие — Владимир, Собор, 2009. - 212 с.
ISBN 978-5-904418-07-6
Учебно-методическое пособие подготовлено с целью овладения обучающимися рабочими программами по дисциплинам «Региональная экономика и управление», «Инновационное развитие территории» и «Стратегическое управление региональным развитием».
Материалы предназначены для подготовки к лекциям, практическим занятиям, зачетам и экзаменам, самостоятельного выполнения контрольных работ и межсессионных занятий.
© В.А. Кретинин, 2009
© Владимирское книжное
издательство «Собор», 2009
Содержание
Введение…………………………………………………………………......... | |
Глава I. Тенденции развития региональной экономики в период реформ ... | |
1.1. Региональная хозяйственная система как объект государственного регулирования .................................................................................................... | |
1.2. Современные особенности трансформации региональных хозяйственных систем ....................................................................................... | |
1.3. Зарубежный опыт управления социально-экономическим развитием регионов .............................................................................................................. | |
1.4. Рабочая программа и контрольные вопросы по дисциплине «Региональная экономика и управление» ....................................................... | |
Глава II. Эффективные направления повышения устойчивости функционирования регионального хозяйства ................................................. | |
2.1. Экономическая устойчивость хозяйственной системы региона: природа, содержание и важнейшие факторы формирования ....................... | |
2.2. Влияние предпринимательской активности на устойчивость функционирования экономики региона .......................................................... | |
2.3. Развитие региона в условиях усиливающейся глобализации ................ | |
2.4. Контрольные вопросы для подготовки и рекомендуемая литература ... | |
Глава III. Инновационное развитие территории ............................................ | |
3.1. Институциональные основы инновационной деятельности в Российской Федерации и её регионах ............................................................. | |
3.2. Динамика инновационных процессов в регионе (на примере Владимирской области) .................................................................................... | |
3.3. Механизм формирования и реализации региональной инновационной политики ............................................................................................................ | |
3.4. Развитие кадрового потенциала инновационной экономики ................ | |
3.5. Рабочая программа и рекомендуемая литература по дисциплине «Инновационное развитие территории» ......................................................... | |
Глава IV. Прогнозирование, стратегическое планирование и программирование социально-экономического развития в регионе ........... | |
4.1. Прогнозирование и программирование социально-экономического развития в регионе ........................................................................................... | |
4.2. Программно-целевые методы в управлении региональным развитием .......................................................................................................... | |
4.3. Стратегическое управление и территориальное планирование регионального развития .................................................................................. | |
4.4. Контрольные вопросы и список рекомендуемой литературы по теме «Прогнозирование, программирование и стратегическое планирование регионального развития ................................................................................... | |
Приложения |
Введение
Важной особенностью настоящего времени является регионализация - перенос центра тяжести реформ на региональный уровень. Это объясняется многими причинами, в том числе:
- признанием природно-климатических, социально-экономических, национально-этнических и других различий между регионами в качестве предпосылок для развития разных моделей территориального регулирования экономики, а также допущение специфических режимов территориальной организации хозяйственной деятельности в регионах с законодательно установленным особым статусом, таких как свободные экономические зоны, закрытые административно-территориальные образования, зоны экологического бедствия, территории проживания малочисленных народов, анклавы и т.д.;
- потребностью учета специфики территорий в осуществлении общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой, социальной и внешнеэкономической политики;
- особенностью ресурсных возможностей и материально-финансовых источников развития;
- большей эффективностью ряда направлений экономических реформ на региональном уровне, особенно в условиях упразднения отраслевых структур управления на Федеральном уровне;
- потребностью разработки и реализации специальных государственных программ в регионах, отличающихся особыми условиями развития (региональные блоки общероссийских программ) и другими.
Это, конечно, происходит не в противовес интеграции экономики всей России, формированию эффективного механизма вертикальных и горизонтальных межхозяйственных связей.
В субъекты федерации за последние годы переместилась весомая доля государственных полномочий, и темпы экономических реформ все в большей степени начинают определяться действиями не федеральных, а региональных властей.
Оценивая в целом процесс регионализации, как здоровый и необходимый, следует осознавать, что он должен развиваться в определенных пределах, не нарушающих целостность хозяйственного комплекса государства.
Обострение региональных особенностей Российской Федерации обусловливается многими факторами, имеющими объективный и долговременный характер, а также проявившимися в процессе переходного периода.
К первым, прежде всего, относятся огромные размеры страны, сложные природные условия, отдаленность основной части ресурсов от главных хозяйственных центров, неравномерность расселения и экономического развития российских регионов, сложная и нерациональная структура управления территориями, построенная по принципу: «центр - периферия».
К другого рода особенностям относятся как доставшееся нам по наследству, так и приобретенные в последние годы. Это суперконцентрация экономики с ее гигантскими предприятиями, крупнейшими центрами, распад хозяйственных связей между республиками бывшего Союза и как следствие значительное снижение уровня производства. При этом в наихудшем положении оказываются промышленные регионы с концентрацией высокоспециализированных производств и предприятий военно-промышленного комплекса. В последнее время имеет место тенденция переориентации экономических связей на российских поставщиков и потребителей.
В целом положительный процесс вхождения России в систему международного разделения труда сделал социально-экономическое разделение регионов еще более глубоким. Сырьевые регионы с высоким экспортным потенциалом попали в привилегированное положение. Обстановка в регионах, где сконцентрированы промышленные предприятия, чья продукция не в состоянии выдержать конкуренцию с импортной резко осложнилась.
Различия по площади территорий субъектов Российской Федерации (областей, республик и автономных округов) достигает 2803 раза, по численности населения - 249, валового регионального продукта (ВРП) на душу населения — 105,4, объёму инвестиций в основной капитал на душу населения — более 1700 раз, уровню смертности трудоспособного населения — 7,1 раза, уровню бедности населения — 6,6 раза.[1]
В результате разрыв в благосостоянии жителей разных регионов достигает чуть ли не 20-кратного размера; среднемесячные доходы населения отличаются в 14 раз, средняя оплата труда с учетом социальных выплат - в 11,5 раза, а отношение прожиточного минимума к заработной плате - в 5 раз и т.д.
Государственная региональная политика крайне недостаточно отражает особенности процессов воспроизводства, специфические условия выхода из кризиса и посткризисного развития субъектов Федерации, а, следовательно, и не содержит четких ориентиров совершенствования управления развитием регионов.
Разнообразие регионов требует безусловного учета их специфики в выработке и проведении в жизнь стратегии устойчивого развития. В этих условиях многократно возрастает значение региональных исполнительных и представительных органов власти, способных эффективно использовать все формы и методы государственного воздействия для обеспечения положительной динамики в социально-экономической сфере, решения стратегических задач по превращению региона в устойчивую саморазвивающуюся систему.
К сожалению, существующими учебными программами данные вопросы рассматриваются недостаточно комплексно.
Представляется целесообразным при изучении специальных дисциплин «Региональная экономика и управление»; «Инновационное развитие территории»; «Программирование и стратегическое управление региональным развитием» дать обучающимся системное представление о важнейших компонентах и механизмах повышения экономической устойчивости функционирования региона, раскрыть социальные аспекты рассматриваемой проблематики.
Глава I. Тенденции развития региональной экономики в период реформ.
Переход Российской Федерации к рыночной экономике, глубокая трансформация всего хозяйственного комплекса, разрыв устоявшихся экономических связей отбросили народное хозяйство страны далеко назад.
Длительный системный кризис затронул не только государственные основы и общественные устои, но и экономическую систему. По ключевым макроэкономическим и социальным показателям Россия попала в полосу значительной отрицательной динамики. Перейти к динамичному и устойчивому экономическому росту, вернуть Россию в число промышленно развитых стран возможно лишь на основе системного понимания всего комплекса накопившихся проблем, целенаправленных действий государства и бизнеса по преобразованию экономических и социальных подсистем.
К сожалению, в настоящее время многие вопросы вместо системного изучения просто декларируются, не подкрепляя сказанное реальными практическими действиями. Часто умалчивается, что некоторые позитивные изменения достигнуты на старой производственной базе, при значительном сокращении темпов обновления производственного аппарата, что не может гарантировать необратимость происходящих процессов. Инвестиционный голод в экономике и, прежде всего в научной и производственных сферах вызвал катастрофическое сокращение научно-технической и инновационной деятельности, прогрессирующее старение производственного аппарата. Это в итоге ведет к резкому падению конкурентоспособности товаров и экономики России в целом, крайне медленному повышению жизненного уровня основной массы населения страны.
Не случайно в первом разделе настоящего исследования детально анализируются уровень теоретических знаний и практический опыт, накопленные по управлению устойчивым экономическим развитием, обосновываются наиболее значимые факторы и условия достижения экономической устойчивости для научного формирования эффективного механизма вывода региональных хозяйственных систем на параметры устойчивого развития.