Экономическое моделирование
Основной метод исследования, используемый экономической теорией – моделирование экономических явлений и процессов.
Экономическая модель –это упрощенное изображение экономической действительности, позволяющее выделить наиболее главное в сжатой компактной форме.
Экономические модели должны отвечать ряду требований:
· содержательность;
· реалистичность принятых посылок и допущений;
· возможность построения прогнозов;
· возможность информационного обеспечения;
· возможность проверки и др.
Среди экономистов нет общего мнения, какие требования отнести к приоритетным. Одни считают, что главное в модели – возможность построения на ее основе достоверных прогнозов, другие выделяют реалистичность принятых допущений и способность посредством модели объяснять поведение экономических агентов. Однако большинство связывает предъявляемые к модели требования с той конкретной целью, для которой она предназначена.
Если мы хотим проанализировать влияние одних экономических параметров на другие, то важнейшим является предсказательная способность модели. Если же нам важно объяснить поведение отдельных экономических субъектов, то на первый план выдвигаются реалистичность допущений и объясняющая способность теории.
Основные этапы создания модели
Создание любой теоретической модели, в том числе и экономической, проходит несколько этапов и, как правило, начинается с введением в модель определенных данных для анализа, которые называются переменными.
Итак, первый этап создания модели – отбор переменных, вводимых в модель. Переменные, используемые в теории – это конкретные величины, имеющие различное значение. Их количество должно быть ограниченным, чтобы упростить анализ. Но вместе с тем, они должны отражать самые основные явления. Дело в том, что в экономике все настолько взаимосвязано, что можно без конца вводить все новые и новые переменные.
Различаютэндогенные и экзогенные переменные:
· те переменные, которые непосредственно входят в модель, являются объектом изучения – называются эндогенными;
· а те, которые воздействуют на исследуемые величины, но не являются объектом изучения, не входят непосредственно в создаваемую теоретическую модель, называются экзогенными. Для удобства их часто принимают за постоянные величины.
Далее идет второй этап – определение допущений, которые необходимо сделать, чтобы не усложнять модель.
Третий этап – выдвижение одного или нескольких предположений, гипотез, объясняющих взаимосвязь параметров.
И, наконец, четвертый этап – выработка выводов, вытекающих из данной теории.
Основные типы экономических моделей
В экономической теории используются, главным образом,модели двух типов: оптимизационные и равновесные.
Оптимизационные модели используются при анализе поведения отдельных экономических агентов (потребителей, производителей и т.д.) для нахождения оптимальных величин. В этих моделях используются предельные показатели: предельная полезность, предельный продукт, предельный доход, предельные издержки и т.п. Данный анализ принято называть маржинальным (от англ. margin).
Равновесные модели (модели рыночного равновесия) используются при исследовании взаимоотношений между экономическими агентами. При анализе предполагается, что система находится в равновесии, если взаимодействующие силы сбалансированы и отсутствует внутренний импульс к нарушению равновесия.
IV. Графический анализ
- Изобразите графически и объясните связи, которые могут возникнуть между:
а) температурой воздуха и простудными заболеваниями;
б) простудными заболеваниями и спросом на аспирин;
в) количеством осадков в месяц и числом проданных зонтов;
г) размером оплаты за обучение и числом студентов в вузе;
д) известностью и популярностью исполнителя и ценами на его выступление.
В каком из случаев наблюдается прямая, а в каком обратная зависимость между изучаемыми явлениями?
V. Задачи и ситуации
1. Вспомните нашу историю, и основные экономические реформы от Петра I до новейшего времени, и определите экономические доктрины, под влиянием которых эти реформы осуществлялись.
2. Может ли быть один и тот же ресурс или товар быть редким в один период времени и/или в одном месте и неограниченным в другой период времени и/или в другом месте? Приведите несколько примеров, которые бы подтверждали ваши теоретические рассуждения.
3. Прокомментируйте смысл известной экономической выдержки из «Евгения Онегина» А.С.Пушкина:
И был великий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет…
Какая экономическая школа отражена здесь? Что такое простой продукт в данном понимании?
4. Есть различные классификации потребностей. Рассмотрите классификацию А. Маслоу и для каждой его ступени подберите несколько конкретных потребностей.
5. Определите утверждения, относящие к микро- и макроэкономике:
а) правительство осуществляет политику либерализации цен;
б) отсутствие дождей в течение продолжительного времени вызвало в центральных районах России падение урожайности зерновых;
в) минимальный уровень заработной платы в России составляет около 3000 рублей;
г) ликвидация бюджетного дефицита является одним из средств снижения уровня инфляции;
д) снижение налоговых ставок призвано способствовать оживлению деловой активности в стране;
е) размер стипендии студента зависит от среднедушевого дохода его семьи или личного дохода студента;
ж) введение конвертируемости национальной денежной единицы является элементом либерализации внешнеэкономической деятельности, открытия экономики.
6. Дайте комментарий и определите, какое заключение является позитивным, а какое – нормативным:
а) В последнее время в стране наблюдается высокая инфляция.
б) Необходимо разработать комплекс мер по снижению темпов инфляции.
в) Эффективная рекламная компания может увеличить объем продаж.
г) Уровень безработицы в России в начале 2000-х годов составлял менее 11%.
д) Введение налогов на экспорт является одной из мер пополнения госбюджета.
е) Увеличение цен на закупаемые фирмами сырье и материалы может послужить причиной общего роста цен.
ж) Сегодняшнее состояние экономики требует решительного государственного вмешательства в сферу производства и обмена.
з) Структурная перестройка экономики России, помимо других целей, направлена на повышение уровня потребления людей.
и) Осуществление структурной перестройки экономики неизбежно ведет к разрушению эгалитаризма, господствующего в мышлении многих людей, резкому росту безработицы, что потенциально влечет за собой социальную дестабилизацию, и поэтому структурная перестройка должна осуществляться постепенно.
7. В экономическом анализе часто используется предположение «при прочих равных условиях», однако, в нем заключается опасность. Объясните, какая.
8. Исходя из здравого смысла и Вашего повседневного опыта, определите, какие функциональные связи существуют между:
а) ценой товара и величиной спроса на него;
б) Вашим денежным доходом и Вашими сбережениями;
в) Вашим денежным доходом и расходами на текущее потребление;
г) процентом за предоставление ссуд и спросом на кредит.
Какие из этих зависимостей прямо и какие обратно пропорциональны? Учитывался ли при Ваших ответах принцип «при прочих равных условиях»?
VI. Контрольные вопросы
1. Что означает термин «Экономика».
2. Охарактеризуйте основные этапы в развитии экономической науки.
3. Когда начались присуждения Нобелевской премии в области экономических исследований, и какие ее лауреаты вам известны?
4. Дайте несколько классификаций потребностей?
5. Какие выводы можно сделать, рассмотрев классификацию потребностей А. Маслоу – американского психолога и основателя гуманистической психологии (1908-1970гг.)?
6. Дайте современную классификацию ресурсов.
7. Что такое ограниченность ресурсов?
8. Возможно ли в стране с бедным потенциалом экономических ресурсов более полное насыщение потребностей, чем в стране с богатыми экономическими ресурсами?
9. Какие основные проблемы стоят перед экономической теорией?
10. Как можно определить предмет экономической теории?
11. В чем различие между микро- и макроэкономикой?
12. Что такое субъекты экономической деятельности?
13. В чем сходство и различие позитивного и нормативного подходов в экономике?
14. Какие методы использует экономическая наука в анализе?
15. Что такое модели и почему столь большое значение придается им в экономической теории?
16. В чем достоинства и ограниченность анализа, построенного на основе формальной и диалектической логики.
VII. Рекомендуемая литература
1. Долан Э. Микроэкономика. – СПб., 1994. Гл. 3.
2. Емцов Р.Г. Микроэкономика. – М., 1997. Гл. 4.
3. Зайдель Х, Теммен Р. Основы учения об экономике. – М., 1994. Гл. 4.4.
4. Ивашковский С.Н. Микроэкономика. – М., 1998. Гл. 4,5.
5. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М., 1994.
6. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х тт. – М., 1992.
7. Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. Микроэкономика. Промежуточный курс. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005.
Тема 2
Выбор и ограничения в экономике
I. Основные вопросы темы