Экономическое моделирование

В практике управления часто приходится решать задачи, связанные с изменением условий функционирования объекта. Подчас изменения системы управления в ходе различных экспериментов достигаются методами проб и ошибок, которые порой оборачиваются немалыми просчетами для потребителей. Нередко судьбу эксперимента определяют внешние условия функционирования объекта управления, не регулируемые им. Существенная часть внутренних факторов и внешних условий постоянно находится в развитии во времени и пространстве. В результате все сложнее становится без специальных методов, опираясь лишь на простые расчеты и тем более на интуицию, прогнозировать поведение объекта управления при переходе на рыночные механизмы хозяйствования, разрабатывать альтернативные решения.

Разрешение возникающих в связи с этим проблем в значительной мере облегчается благодаря экономическому моделированию. Процессы, поддающиеся количественному измерению, можно описать в виде экономических моделей, введя условные обозначения для составляющих их факторов и результатов. Рассчитав такие модели, легко использовать их для научно обоснованного управления объектом анализа, прогнозирования, распределения ресурсов и маневра ими, для контроля за эффективностью работы и реализации иных функций управления.

Административные и экономические методы управления имеют наряду с характерными отличиями и много общего. В практике управления они дополняют друг друга. Важно подчеркнуть, что административные решения — это не просто некие директивы, а решения, обоснованные с точки зрения их экономической целесообразности.

Эффективное повседневное применение в управлении предприятием экономических методов предполагает наличие объективных предпосылок и умений пользоваться такими инструментами рыночной экономики, как цены и налоги, кредиты и банковские ставки, котировки ценных бумаг.

Контрольные вопросы

1. Что такое методы управления?

  1. Как классифицируются методы управления?
  2. Чем характерны административные и экономические методы?
  3. В чем различия и каковы возможности применения административных и экономических методов управления?
Планирование и прогнозирование развития экономики регионов Субъекты и методология разработки комплексного стратегического планирования развития регионов и вопросы его совершенствования. Объективная обусловленность планирования и прогнозирования регионального развития, их административно-правовые и социально-экономические предпосылки. Основные методические подходы к разработке регионального плана прогноза социально-экономического развития. Содержание планов прогнозов регионального развития, разделы и показатели.

Тема 5. Особенности стратегии, прогнозирования и планирования в управлении государством

Цель: Раскрыть сущность стратегии, прогнозирования и планирования

5.1 Научно-методологические основы экономического прогнозирования. Сущность, принципы и методы прогнозирования

5.2 Сущность, научные основы и характерные черты стратегического и индикативного планирования развития экономики.

5.1 Научно-методологические основы экономического прогнозирования. Сущность, принципы и методы прогнозирования

Прогнозирование как метод познания объективных и причинно-следственных связей процессов в комплексе „природа-человек-общество", всегда обеспечивало научную базу сознательного принятия альтерна­тивных и эффективных решений в области будущего состояния этих процессов. В условиях дальнейшего углубления отраслевого и территориального разделения труда, ускорения научно-техни­ческого прогресса, усложнения производственных и управлен­ческих отношений, укрепления международной экономической интеграции среди обществоведческих прогнозов первостепен­ную роль играют прогнозы социально-экономические .

Социально-экономические прогнозы классифицируются по своим объектам, временному интервалу, функциональным при­знакам, способам и т. д., хотя такая классификация в какой-то мере носит условный характер. В качестве объектов служат макроэкономические показатели и структурные закономерно­сти, перспективы развития отраслей (межотраслевых комплек­сов) и регионов, первичных звеньев народного хозяйства. В состав макроэкономических прогнозов входят и демографиче­ские прогнозы, а также исследования по прогнозированию из­менения спроса и других обобщающих показателей социального характера.

По продолжительности выбранного периода различа­ются оперативные (месячные, квартальные), краткосрочные (до одного года), среднесрочные (3-5 лет) и долгосрочные (10-15 лет) прогнозы.

Попытка предвидеть процессы более отдаленных перспектив уже „граничит" с гипотезой. Присутствуют элементы условности и при делении прогнозов по функциональным при­знакам (поисковые и нормативные), поскольку в обоих случаях должна быть охарактеризована возможность достижения по­ставленной конечной цели.

В ходе выполнения прогнозных работ сложилась определен­ная система их методов. По вопросу о сущности и классифика­ции этих методов в литературе существует довольно большой разброс мнений, не подвергнутых еще научному анализу. Даже в учебнике по основам социально-экономического прогнозиро­вания научное определение его методов представлено, мягко говоря, весьма неудачно. Представляется, что рассматри­ваемые методы никак не могут быть восприняты „как совокуп­ность приемов и способов мышления, позволяющих ... вывести суждения определенной достоверности относительно его (субъ­екта) будущего развития".

Во-первых, приемы и способы мыш­ления представляют собой объект вполне самостоятельной общественной науки и, во-вторых, задача прогнозирования за­ключается вовсе не в том, чтобы „вывести суждения", а в том, чтобы обеспечить научное „обслуживание" решений по государ­ственному (макроэкономическому) регулированию социально-хозяйственных систем.

В качестве основных методов прогнозирования следует на­звать методы „Дельфи", индивидуальных и коллективных экспер­тных оценок, „мозговой атаки", анализа, экстраполяции, экономико-математического моделирования, итерации и др. Ра­зумеется, применение каждого из этих методов предполагает наличие конкретных методов расчета тех или иных показателей и требует соответствующей его организации.

Рассмотрение принципов и методов прогнозирования в их теоретическом и организационном единстве представляет собой его методологию, которая, с другой стороны, должна хорошо „вписываться" в методологию планирования социально-хозяйст­венных систем. В противном случае процесс использования результатов прогнозирования в планировании (т. е. системы Прогнозирование-планирование-финансирование") может быть значительно затруднен.

Прогнозы предшествуют планам и предполагают научное предвидение основанное на знании закономерностей развитие экономики и общества.

Прогнозирование по длительности периода делится на:

· Краткосрочное (до 3-х лет)

· Среднесрочное (от 3 до 10 лет)

· Долгосрочное (от 10 и выше)

Содержание прогнозов с разными временными горизонтами определяются природой прогнозированных вопросов.

Природа краткосрочного прогноза соответствует прогноз процесса выполнение годового и плана текущего хозяйствующих процессов связанные с движением фин потоков изменением цен, структуры платежеспособного спроса, влиянием производства на развитие всей экономики.

Государственное регулирование на практике осуществляется с помощью различных методов.

Метод в самом общем значении - это способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность по реализации выбранных целевых установок. Исторический опыт свидетельствует, что спектр применяемых форм, инструментов и методов государственного регулирования экономики постоянно расширяется. В экономической практике наиболее распространенными видами такой упорядоченной деятельности являются прогнозирование и планирование.

а) Прогнозирование социально-экономической динамики развития национальной экономики

Национальное прогнозирование представляет собой процесс формирования системы научно-обоснованных представлений о направлениях развития национальной экономики. Его содержание связано с определением спектра возможных вариантов развития национальной экономики для принятия оптимального решения.

Прогноз развития национальной экономики представляет собой комплекс аргументированных предположений, выраженных в качественной и количественной формах и дающих представление о будущих параметрах развития национальной экономики. В основе разработки этих прогнозов лежат научные методы познания социально-экономических явлений и использование всей совокупности методов, средств и способов экономической прогностики.

Целью национальных прогнозов является:

- создание научных предпосылок, включающих научный анализ тенденций развития экономики;

- вариантное предвидение предстоящего развития общественного воспроизводства, учитывающего как сложившиеся тенденции, так и намеченные цели;

- оценка возможных последствий принимаемых решений;

- обоснование направлений социально-экономического и научно-
технического развития страны для принятия управленческих решений.

В зависимости от характера исследуемых объектов выделяются следующие виды прогнозов:

1.Экономические прогнозы, которые исследуют перспективы развития
отдельных элементов производительных сил и производственных
отношений, как-то: объем и динамика ВВП, уровень инфляции,
производительность труда, воспроизводство трудовых ресурсов и основных
фондов, объем, состав и эффективность инвестиций, темпы экономического
роста и т.д.

2.Прогнозы природных ресурсов, характеризующие вовлечение их в
хозяйственный оборот и охватывающие все виды ресурсов общественного
воспроизводства и природную среду: топливо и минеральные ресурсы,
ресурсы космоса и Мирового океана, некоторые виды энергии,
растительный и животный мир, охрану окружающей среды.

3.Научно-технические прогнозы, которые рассматривают достижения
НТП, оказывающие влияние на размещение производства, природные
факторы. Это: прогнозы а) развития науки и техники; б) фундаментальных
и прикладных исследований; в) развития и использования достижений
НТП; г) определения последствий НТП.

4. Демографические прогнозы, охватывающие движение
народонаселения и воспроизводство трудовых ресурсов, уровень занятости,
его квалификационный и профессиональный состав.

5. Прогнозы социального развития, которые включают потребление
населением продуктов питания и непродовольственных товаров,
розничный товарооборот, развитие отраслей непроизводственной сферы:
общее и профессиональное образование, культуру и искусство,
здравоохранение, коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание и др.

Национальное прогнозирование охватывает все аспекты и уровни национальной экономики и основывается на совокупности всех вышеприведенных прогнозов, т.е. носит комплексный характер. Все эти прогнозы базируются на информации, которую предоставляют соответствующие органы исполнительной власти. Основной орган -ациональное статистическое агентство и его региональные органы, которые собирают первичную информацию, обобщают ее и публикуют. Другие министерства несут ответственность за предоставление в срок формации по сферам их ведения: по денежно-кредитной сфере – Национальный (Центральный) банк страны, по исполнению бюджета - Министерство финансов, по сбору налогов - Государственная налоговая служба, по таможенной статистике - Государственный таможенный комитет и т.д.

Разработка национальных прогнозов вне зависимости от их временного лага основывается на следующих методических принципах:

· принцип научной обоснованности означает, что во всех прогнозах необходим учет требований объективных экономических законов и их создание должно базироваться на применении научного инструментария, глубоком изучении достижений отечественного и зарубежного опыта формирования прогнозов;

· принцип адекватности прогноза объективным закономерностям
характеризует не только процесс выявления и оценку устойчивых
тенденций и взаимосвязей в экономике, но предполагает учет
вероятностного характера реальных процессов и возможность отклонений;

· принцип целенаправленности предопределяет активный характер прогнозов, поскольку его содержание не сводится только к предвидению, а включает и цели, которые предстоит достигнуть в экономике в будущем;

· принцип альтернативности связан с возможностью развития народнохозяйственного комплекса и его отдельных звеньев по разным траекториями при разных взаимосвязях и структурных соотношениях, т.е. возникает необходимость построения альтернативных вариантов путей развития хозяйства;

· принцип системности предполагает учет движения отраслей, секторов, сфер и субъектов экономической деятельности в целостности, в совокупности, в единой системе, что позволяет разработать согласованный, непротиворечивый прогноз по каждому направлению, способствующий решению общих целей системы.

Все эти принципы в той или иной мере должны находить отражение при разработке всех видов прогнозов.

В прогнозировании используются следующие общенаучные подходы: исторический и комплексный. Исторический подход заключается в рассмотрении каждого явления и процесса во взаимосвязи его исторических форм, то есть исходит из того, что современное состояние исследуемого объекта есть закономерный результат его предшествующего развития в прошлом и настоящем. Комплексный подход заключается в рассмотрении объекта исследования в его связи и зависимости с другими процессами и явлениями. В его рамках выделяют генетический (исследовательский, поисковый) и нормативный (целевой) подходы. При генетическом подходе конечной целью является определение возможных состояний объекта прогнозирования в перспективе, с учетом сохранения существующих тенденций развития этого объекта. При нормативном подходе принимается в качестве цели определение путей и сроков достижения возможного состояния объекта в будущем.

Под методами прогнозирования понимается совокупность приемов и способов мышления, позволяющая на основе анализа ретроспективных данных, экзогенных и эндогенных переменных, а также учета изменений в рамках рассматриваемого явления вынести суждение определенной в достоверности относительно будущего его развития различают интуитивные методы прогнозирования и формализованные методы прогнозирования. Интуитивные методы прогнозирования используются для решения сложных, неформализируемых проблем, позволяют получить прогнозную оценку состояния объекта в будущем в зависимости от информационной обеспеченности. Их сущность заключается в построении рациональной процедуры интуитивно-логического мышления человека в сочетании с количественными методами оценки и обработки полученных результатов. При этом обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы.

В зависимости от организации экспертной оценки и формы опроса экспертов различают методы индивидуальных и коллективных экспертных оценок. Каждый из них имеет несколько разновидностей. Так, наиболее распространенными среди методов индивидуальных экспертных оценок являются:

- метод «интервью», когда осуществляется непосредственный контакт эксперта и специалиста по схеме «вопрос- ответ», в ходе которого эксперт в соответствии с заранее разработанной программой ставит перед специалистом вопрос относительно перспектив развития прогнозируемого объекта;

- аналитический метод; здесь осуществляется логический анализ какой- либо прогнозируемой ситуации. Он предполагает самостоятельную работу эксперта над анализом будущего конкретного объекта;

- метод написания сценария, который основан на определении логики процесса или явления во времени, но при различных условиях.

Наиболее известными среди методов коллективных экспертных оценок являются:

- метод «Дельфи». Его особенности: многочисленность и анонимность экспертов; отказ от личных контактов и коллективных обсуждений; многотуровая процедура опроса экспертов посредством их анкетирования; сохранение анонимности оценок, аргументации и критики; обоснование ответов экспертов по запросу организаторов.

- метод «коллективной генерации идей». Здесь при помощи «мозговой атаки» сначала активизируется творческий потенциал специалистов, что находит отражение в генерации определенной идеи. Затем следует процесс Деструктирования (разрушения, критики) этой идеи и формулируется контридея. Это позволяет за короткое время путем вовлечения в активный творческий процесс получить продуктивные результаты.

Формализованные методы прогнозирования базируются на математической теории, которая обеспечивает повышение достоверности точности прогнозов, значительно сокращает сроки их выполнения, позволяет облегчить деятельность специалистов по обработке информации и оценке результатов.

Различают методы экстраполяции и методы математического моделирования. Методы экстраполяции — это методы научного исследования заключающиеся в распространении выводов, полученных из наблюдений над одной частью явления на другую его часть. На основе выявления закономерностей изменения уровня в изучаемом отрезке времени возможно продолжение уровня ряда динамики на будущее объекта (перспективная экстраполяция) или в его прошлое (ретроспективная экстраполяция).

Методы математического моделирования предполагают построение моделей, основанных на реальных процессах. Содержанием процесса моделирования являются: конструирование модели на основе предварительного изучения объекта; выделение его сущностных характеристик; теоретический и экспериментальный анализ модели; сопоставление результатов моделирования с фактическими данными об объекте; корректировка и уточнение модели.

Особое место в системе государственного регулирования занимает разработка концепции социально - экономического развития страны. Ее основное назначение - определение стратегических целей развития национальной экономики и средств их достижения.

Цели социально - экономического развития страны могут выражаться с помощью совокупности качественных и количественных характеристик — целевых установок (ориентиров), целевых показателей и нормативов.

На основе системы национальных прогнозов и концепции разрабатывается собственно стратегия социально - экономического развития страны или государственный стратегический план, который выступает важнейшим элементом в системе государственного регулирования экономики.

б) Планирование социально-экономического развития страны

Планирование является одним из действенных методов государственного регулирования экономики.

Планирование в самом общем виде представляет собой процесс подготовки и принятия управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающей в себя выбор и научную подготовку целей, определение средств и путей их достижения. Значение планирования состоит в необходимости обеспечить научно-обоснованное руководство развитием экономики страны. А это предполагает знание и использование объективных экономических законов, основных положений и выводов экономической теории, накопленного опыта и хозяйственной практики.

Планирование осуществляется на различных уровнях управления: на макроуровне - макроэкономическое планирование, на уровне регионов -региональное планирование, на уровне предприятия или фирмы -микроэкономическое планирование.

План представляет собой постановку точно определенной цели и предвидение детальных событий исследуемого объекта; в нем устанавливаются пути и средства развития в соответствии с поставленными целями и обосновываются принимаемые управленческие решения.

В планировании выделяют три стороны: социально-экономическую, методологическую и организационную.

5.2 Сущность, научные основы и характерные черты стратегического и индикативного планирования развития экономики.

По форме проявления и содержанию планирование бывает директивным, индикативным и стратегическим.

Директивное планирование представляет собой процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и комплекс мер по обеспечению их выполнения. Директивные планы носят адресный характер, обязательный для всех исполнителей, а должностные лица несут ответственность за их выполнение. В бывшем СССР и ряде социалистических стран они использовались для прямого воздействия центра на все звенья народного хозяйства.

Кроме того, директивные планы отличались чрезмерной детализацией, что делало их трудновыполнимыми.

Индикативное планирование - это основной метод воздействия на функционирование рыночной экономики, средство реализации социально-экономической политики государства. Оно обеспечивает решение многих вопросов экономической жизни, осуществление которых только рыночными методами без мер государственного воздействия затруднительно. Индикативное планирование представляет собой процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих такое состояние и развитие экономики, которое соответствовало бы государственной экономической политике. Индикаторами могут быть такие показатели как динамика, структура, эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движение Цен, занятость, уровень жизни и т. д.

Индикативное планирование является наиболее приемлемым для условий рыночной экономики и широко распространенным во всем мире методом государственного регулирования. Индикативный план не имеет Директивного характера, содержит ограниченное число обязательных заданий и носит в значительной мере рекомендательный, направляющий характер.

Таким образом, суть макроэкономического планирования состоит не в разработке и доведении многочисленных показателей до исполнителей, ручной постановке целей предстоящего развития и выработке Действенных средств и возможностей для их реального достижения. Оно направлено на увязку всех факторов производства и поддержание макроэкономической сбалансированности натурально-вещественных и финансово-стоимостных потоков, обеспечение рационального и эффективного использования ресурсов.

По периоду действия бывают долгосрочные планы (10 и более лет), среднесрочные (3-5 лет) и текущие (годовые) планы.

Основными методологическими принципами планирования являются следующие:

- принцип научности, который означает, что планы разрабатываются
на основе глубокого познания и использования законов и закономерностей
экономического развития, с использованием достижений НТП, математики,
кибернетики и других наук;

- принцип социальной направленности и приоритета общественных
потребностей; он предполагает, что в планировании следует, прежде всего,
исходить из интересов человека и общества;

- принцип повышения эффективности общественного производства,
который предусматривает, чтобы все цели и задачи осуществлялись с
наименьшими затратами, т.е. с максимальной экономией живого и
овеществленного труда;

- принцип пропорциональности и сбалансированности означает что
необходимо корректировать рыночный механизм установления пропорций
так, чтобы обеспечить их соответствие национальным интересам;

- принцип приоритетности означает необходимость выбора
приоритетных направлений в развитии экономики, поскольку ресурсы
всегда ограничены, а потребности безграничны;

- принцип согласованности краткосрочных и долгосрочных целей и
задач предполагает сочетание различных плановых документов, их
непротиворечивость и однонаправленность.

К основным методам планирования относятся балансовый, нормативный и программно-целевой методы.

Балансовый метод исходит из того, что каждый вид продукции является, с одной стороны, результатом какой-то деятельности, а с другой - ресурсом для потребления. Это означает, что необходимо всегда увязывать потребности с источником их удовлетворения. Выявляются ресурсы и потом увязываются с расчетными потребностями, то есть балансируются. Поскольку совокупные потребности, как правило, выше возможных объемов ресурсов, то в процессе разработки планов происходит ранжирование потребностей - распределение по значимости на первоочередные, менее важные и т. д.

В общей системе экономических балансов выделяются материальные, трудовые и финансовые балансы. Материальные балансы характеризуют наличие и состояние вещественных элементов процесса воспроизводства, трудовые—квалифицированный и численный уровень трудовых ресурсов, финансовые — состояние финансовой системы страны.

Нормативный метод основан на определении и использовании системы

нормативов, отражающей достижения НТП. Норма в самом общем смысле слова научно-обоснованная мера общественно-необходимых затрат на изготовление единицы продукта заданного качества.

Норматив - это поэлементная составляющая нормы, характеризующаястепень использования ресурса или его удельного расхода на единицу измерения (продукции, объема, поверхности и т. п.). Экономические нормативы отражают общественные требования к результатам деятельности и характеризуют необходимый уровень использования ресурса на конечный результат.

Комплекс норм и нормативов называется нормативной базой.

Программно-целевой метод - это способ формирования системы плановых решений крупных народнохозяйственных проблем. Его сущность состоит в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами.

Важнейшим видом планирования является стратегическое планирование. Оно ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления социально-экономического развития страны. Его суть состоит в выборе главных приоритетов развития национальной экономики, ведущую роль в реализации которых должно взять на себя государство. Посредством стратегического планирования определяются пути, по которому предстоит идти стране, решается на каких рынках лучше действовать, какую технологию осваивать в первую очередь, как обеспечить социальное единство страны, на какие секторы экономики и общественные структуры при этом следует опираться.

Основная цель стратегического планирования - обеспечение достаточного потенциала для успешного развития национальной экономики. Свое отражение стратегическое планирование находит в концепциях общегосударственного развития.

Объективная необходимость стратегического планирования, по-видимому, вытекает из того, что разноуровневость экономики, сосуществование разных видов собственности, неоднозначное и нелинейное развитие разных отраслей, сфер и регионов предполагают разнонаправленность мотивов, действий, Решений. А эффективное хозяйствование на макроуровне не может быть Достигнуто без определенной макроэкономической стабильности и сбалансированности. Необходимо рассматривать национальную экономику как Целостный объект реализации принимаемых общегосударственных решений как текущего, так и перспективного характера. А это предполагает Заолаловременно и на научной основе определение «контуров», «магистрального ПУШ» движения макроэкономических процессов в национальной экономике.

К тому же ограниченность ресурсов, происходящие процессы Регионального разделения труда, добычи и переработки, размещенных на конкретных территориях, природных ресурсов поднимают на общегосударственный уровень проблему оптимального развития и размещения производительных сил. Это требует перспективного взгляда в будущее.

Выводы:

При разработке стратегии производства определяют основные параметры развития национальной экономики, которые приобретают статус Государственных целевых программ. Эти программы представляют собой директивный и адресный документ, увязанный по ресурсам, исполнителям, срокам исполнения, включающий социально-экономические, производственные, научно-технические, организационно-хозяйственные задания и мероприятия, направленные на решение конкретной народнохозяйственной проблемы наиболее эффективными путями.

Как видно отсюда, планирование предстает как испытанный метод регулирования экономики во всем мировом экономическом пространстве.

Методические рекомендации к лекции

Литература:

Наши рекомендации