Предпосылки, сущность и формы международной экономической интеграции
Со второй половины XX века одной из отличительных особенностей мирового хозяйства является расширение и углубление экономических отношений между странами, группами стран экономическими группировками, отдельными фирмами и организациями. Совершенствуется и перестраивается механизм реализации МЭО посредством интеграционных процессов. Эти процессы проявляются в углублении международного разделения труда, интернационализации финансово-экономических связей, глобализации мирового хозяйства, увеличении открытости национальных экономик, их взаимодополнении и сближении, развитии и укреплении региональных международных структур.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ – это процесс взаимного сближения хозяйственных структур стран через переплетение производственно-экономических, финансовых, трудовых и иных связей[94].
В системе рыночных МЭО возникает ряд объективных предпосылок перехода к более высокому их этапу экономической интеграции – международной интеграции. Они формируются как на микроуровне (предприятие, фирма), так и на макроуровне (государство, регион, группа стран). Очевидные реальные стимулы для предприятия – увеличение объёма продаж, снижение себестоимости продукции, позиционирование на рынке, пролонгация наиболее эффективных фаз жизненного цикла товара. Результативность деятельности на микроуровне в условиях, когда масштабные устойчивые связи между субъектами рынка, определяющую часть которых представляют предприятия и фирмы, связана с преодолением негативных факторов МЭО – территориальной удалённости, меньшей мобильности факторов производства и ресурсов, национальных барьеров, таможенных и валютных препятствий.
Объективно возникают два пути:
– создание и развитие транснациональных фирм, которые позволяют обойти многие трудности (за счёт трансфертных поставок, ценовой политики, благоприятных условий воспроизводства, лучшего учёта рыночной ситуации, приложения прибыли и т.д.);
– межгосударственные согласованные меры по целенаправленному формированию мирохозяйственного рыночного (экономического, правового, информационного, психологического и политического пространства) в крупных регионах мира.
Сочетание двух этих направлений и обеспечивает переход к более высокой эффективной и перспективной ступени мирохозяйственных отношений – международной экономической интеграции.
С экономических позиций объективный фактор международной экономической интеграции – обеспечение лучших условия применения ограниченных ресурсов (естественных и обретённых). Предпочтения здесь не заданы: характер, и роль приоритетных ресурсных факторов закономерно изменяются. Первоначально после Второй мировой войны толчком для интеграционного развития стала задача объединения прежде всего производственных ресурсов (энергоносителей, металлургических мощностей и т.п.), как это было при создании общего рынка в Западной Европе. Постепенно ядром международного интеграционного развития становится технологическая сфера. В последнее время на первое место выдвигается информационно-инжиниринговая деятельность. Это также подтверждается практическим опытом Европейского союза. В современных условиях международная экономическая интеграция – логический, закономерный результат транснациона-лизации микроэкономических и макроэкономических процессов. При этом, последняя «встраивается» в рыночные принципы мирохозяйственных отношений. Таким образом, международная экономическая интеграция – процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между отдельными национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных сферах.
Различают пять этапов развития интеграционных процессов (таблица 23).
В настоящее время лишь одна международная интеграционная группа стран прошла реально все указанные этапы – Европейский союз (ЕС). Другие интеграционные группировки пока прошли в своём развитии первый и частично второй этапы. Например, в странах Азии, Африки и Латинской Америки в настоящее время насчитывается более 20 региональных группировок. И хотя формы и сферы их сотрудничества разнообразны, не все группировки имеют интеграционный характер[95]. К числу группировок этих регионов, имеющих своими целями интеграционный характер, можно отнести Латиноамериканскую ассоциацию свободной торговли (ЛАФТА), Андский пакт, Центральноамериканский общий рынок (КАКМ), Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Общий рынок южного конуса (Меркосур).
Таблица 23 – Этапы развития региональной экономической интеграции
Этап | Сущность | Пример |
1. Зона свободной торговли | Отмена таможенных пошлин в торговле между странами – участниками интеграционной группировки | ЕЭС в 1958–1968 гг. ЕАСТ с 1960 г. НАФТА с 1988 г. МЕРКОСУР с 1991 г. |
2. Таможенный союз | Унификация таможенных пошлин в отношении третьих стран | ЕЭС в 1968–1986 гг. МЕРКОСУР с 1996 г. |
3. Общий рынок | Либерализация движения ресурсов (капиталов, рабочей силы и т.д.) между странами – участниками интеграционной группировки | ЕЭС в 1987–1992 гг. |
4. Экономический союз | Координация и унификация внутриэкономической политики стран-участников, включая переход к единой валюте | ЕС с 1993 г. |
5. Политический союз | Проведение единой внешней политики | Примеров нет |
Разделение мирового хозяйства на интеграционные группировки оказывает противоречивое влияние на процесс интернационализации производства. Формирование международных экономических объединений и союзов содействует развитию производственных связей между странами, входящими в них. Но одновременно это создает препятствия экономическим отношениям между странами, принадлежащими к различным группировкам, приводит к концентрации товарных потоков внутри экономических объединений.
Успех региональной экономической интеграции определяется рядом факторов как объективных, так и субъективных.
1. Необходимо сходство уровней экономического развития интегрирующихся стран. Как правило, международная экономическая интеграция возникает либо между промышленно развитыми странами, либо между развивающимися государствами. Соединение в одном интеграционном блоке стран сильно различающихся типов встречается довольно редко, такие ситуации обычно имеют чисто политическую подоплёку (например, интеграция высокоразвитых стран с новыми индустриальными странами: США и Мексика в НАФТА).
2. Все страны-участницы должны быть не только близки по экономическому и социально-политическому строю, но и иметь достаточно высокий уровень хозяйственного развития. Ведь эффект экономии на масштабе заметен главным образом в высокотехнологичных отраслях. Именно поэтому в первую очередь оказываются успешными интеграционные объединения высокоразвитых стран «ядра», в то время как «периферийные» союзы неустойчивы. Слаборазвитые страны сильнее заинтересованы в экономических контактах с более развитыми партнёрами, чем с такими же, как они сами.
3. В развитии регионального интеграционного союза необходимо соблюдать последовательность фаз: зона свободной торговли – таможенный союз – общий рынок – экономический союз – политический союз. Возможно, когда, например, происходит политическое объединение стран, ещё не вполне единых в экономическом плане. Однако исторический опыт показывает, что такое объединение слишком зависит от политической конъюнктуры и не даёт положительных результатов.
4. Объединение стран-участниц должно быть добровольным и взаимовыгодным. Для соблюдения равноправия между ними желателен некоторый баланс сил. Так, в ЕС четыре сильных лидера (Германия, Великобритания, Франция и Италия), поэтому более слабые партнёры (например Испания или Бельгия) могут в спорных ситуациях поддерживать свой политический вес, выбирая, к кому из сильных лидеров им выгоднее примкнуть. Менее устойчива ситуация в НАФТА и в ЕврАзЭС, где одна страна (США в первом случае, Россия – во втором) превосходит по экономической и политической силе всех остальных партнёров.
5. Предпосылкой возникновения новых интеграционных блоков является так называемый демонстрационный эффект. В странах, участвующих в региональной экономической интеграции, обычно происходит ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и другие положительные экономические сдвиги. Это становится образцом для подражания и оказывает определённое стимулирующее воздействие на другие страны. Демонстрационный эффект проявился, например, в желании восточноевропейских стран как можно скорее стать членами Европейского союза, даже не имея для этого серьёзных экономических предпосылок.
Главным критерием устойчивости интеграционной группировки является доля взаимной торговли стран-партнёров в их общей внешней торговле. Если члены блока торгуют в основном друг с другом и доля взаимной торговли растёт (как в ЕС и НАФТА), то это показывает, что они достигли высокой степени взаимослияния. Если же доля взаимной торговли мала и, тем более, имеет тенденцию снижаться, то такая интеграция неэффективна и неустойчива.
Интеграционные процессы приводят, прежде всего, к развитию экономического регионализма, в результате которого отдельные группы стран создают для себя более благоприятные условия торговли, передвижения капиталов и рабочей силы, чем для всех других стран. Несмотря на очевидные протекционистские черты, экономический регионализм не считается негативным фактором для развития мировой экономики, если только группа интегрирующихся стран, упрощая взаимные экономические связи, не устанавливает менее благоприятные, чем до начала интеграции, условия для торговли с третьими государствами.
Следует отметить примеры «пересекающейся интеграции»: одна страна может быть членом сразу нескольких интеграционных блоков. Внутри больших блоков сохраняются малые (как Бенилюкс в ЕС). Всё это является предпосылкой сближения условий региональных объединений. На эту же перспективу постепенного перерастания региональной интеграции в международную интернационализацию направлены и переговоры между региональными блоками. Так, в 1990-е был выдвинут проект соглашения о трансатлантической зоне свободной торговли, TAFTA, которая бы соединила НАФТА и ЕС.